Организация современной адвокатуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование процесса развития адвокатуры в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, я ставил перед собой следующие задачи:
проанализировать развитие адвокатуры в России;
рассмотреть современные организационные вопросы адвокатуры Российской Федерации;
в заключение работы подвести итоги по проделанной работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Этапы развития института адвокатуры в России
1.1 Адвокатура в дореформенный период……………………………...….5
1.2. Адвокатура в период с 1864-1917 годы ……………………………….9
1.3.Адвокатура в советский период………………………………………..13
1.4. Судьба адвокатуры после распада СССР…………………………….17
Глава II. Организация современной адвокатуры.
2.1.Задачи современной адвокатуры……………………………………...22
2.2. Принципы деятельности современной адвокатуры………………....23
2.3Структура адвокатских образований……………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2с) исправленная ссылки (3).doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Организационное устройство российской адвокатуры во многом напоминало французское - внутреннее самоуправление, система дисциплинарных взысканий и порядок дисциплинарного производства.  Однако в практике организации деятельности адвокатуры было воплощено далеко не все из предусмотренного Судебным уставом. Присяжная адвокатура, например, не имела надлежащих гарантий свободы слова, серьезно ограничивались ее процессуальные права. Участие защитника в предварительном следствии не допускалось, поэтому ознакомиться с делом адвокат имел возможность лишь перед началом судебного разбирательства - уже после составления обвинительного акта.

  Таким образом, присяжная адвокатура в России в момент ее возникновения представляла собой корпорацию лиц свободной профессии - сословие так называемых присяжных поверенных, объединенных на основе внутреннего самоуправления в виде выборных органов - советов присяжных поверенных - и находящихся под  внешним надзором высших судебных органов. Помимо защиты по уголовным делам и представительства сторон в гражданском процессе, на адвокатуру налагалась обязанность оказания юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.

Однако судебная реформа одной из первых была подвергнута коренному пересмотру. К концу 80-х годов позапрошлого века из Судебных уставов 1864 г. были исключены многие демократические институты, изменено судопроизводство по государственным преступлениям, резко сокращен круг дел, подлежащих рассмотрению судом присяжных. Устройство адвокатуры также потерпело изменения и ограничения со стороны властей. Так, например, было приостановлено образование новых советов присяжных поверенных и их отделений, установлен строгий контроль за существующими. Была предпринята попытка подчинить адвокатов непосредственно надзору Министерства юстиции, что фактически лишило бы их независимости. Инициатива адвокатов, шедшая вразрез с официальной линией правительства, неизменно пресекалась.  В 1890 г. начала действовать правительственная Комиссия “для пересмотра существующих о поверенных по судебным делам узаконений”, что фактически означало шаг в сторону проведения контрреформ. Адвокатура потеряла ряд своих демократических привилегий, а также - своих лучших представителей.

 О том, с какого времени начинается становление и развитие Российской адвокатуры существуют споры. Одни авторы начинают исторический обзор адвокатуры с XIV– XV вв., с Псковской судной грамоты, а другие – со второй половины XIX в. – времени реформ Александра II. Так например доктор исторических и юридических наук  Виталий Владимирович  Гошуляк считает, что  до середины XIX в. об адвокатуре как общественном и правовом институте не могло быть речи. Этот институт не был востребован обществом и государством, для его появления не сложилось ни политических, ни экономических, ни социальных предпосылок.14 Другие ученые-правоведы, такие как Анатолий Григорьевич Кучерена, считающий, что вышеизложенное   мнение не соответствует исторической истине, ибо судебная реформа 1864 года заложила основы присяжной адвокатуры - компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. То есть была оформлена профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами. «Изучение же истории адвокатуры необходимо начинать не с момента законодательного закрепления в нормативно-правовых актах “адвокатуры”, а с периода, когда лишь зарождались основные ее функции (правозаступничество), облеченные в иные формы».15

На мой взгляд, трудно согласится с мнением, укоренившемся в историко-правовой литературе, что дореформенные институты защитников ничего общего с адвокатурой не имеют. Ведь при подготовке судебной реформы в области адвокатуры был использован не только европейский, но и имевшийся в самой России  опыт столетней деятельности адвокатуры в западных окраинах империи. Однако адвокатура, созданная в ходе судебной реформы 1864 года значительно отличалась от прежней. Можно констатировать, что принципы, положенные в основу организации адвокатуры конца XIX века, не потеряли своей актуальности и представляют значительный интерес для современного российского общества.16

Адвокатура, созданная в ходе Судебной реформы 1864 года, составляла важнейший элемент правоохранительной системы России. Она свидетельствовала о демократических, буржуазных изменениях в общественно-политической жизни страны. Без особых изменений организация просуществовала до октября 1917 года, когда в результате слома старого буржуазного строя она, как и вся судебная система царизма, была упразднена. На этом и закончился буржуазный этап существования российской адвокатуры.

1.3.Адвокатура в советский период

Ликвидация адвокатуры была провозглашена первым законодательным актом о суде — Декретом о суде № 1, принятым 22 ноября 1917 г. Ликвидировав институт адвокатуры, советская власть вместе с тем попыталась обеспечить каждому гражданину право иметь защитника своих интересов в суде.  Вопрос об организации защиты рассматривался и в ноябре 1918 г. на заседании ВЦИК при обсуждении проекта «Положения о народном суде». Народный комиссар юстиции РСФСР Д.И. Курский в своем докладе отметил: «Человек, который попадает под суд, нуждается в защите, и для всех ясно, что это особенно необходимо в крупном деле, когда предъявляется обвинение со стороны государственной власти и когда обвиняемый лишен возможности сказать что-нибудь потому, что не имеет защитника. Если существует официальный обвинитель, то нужно быть и защитнику». 

В принятом ВЦИК Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. говорилось: «Для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе, при исполнительных уездных комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов и при исполнительных губернских комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов учреждаются коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе». Их члены избирались исполкомами на общих со всеми должностными лицами Советской республики основаниях.   В годы революции было много юристов-практиков, не имевших соответствующего университетского диплома, но являвшихся активными деятелями советского правосудия. В ходе доклада по проекту «Положения об адвокатуре» на сессии ВЦИК докладчик сообщил, что предложение о приеме в коллегию только лиц, имеющих университетский диплом, не встретило поддержки: «Диплом не мешает, сказал он,  но практический стаж в два-три года стоит не меньше».

 Коллективы защитников создавались в районах и городах и действовали под руководством президиума областных коллегий защитников. Деятельность коллегий осуществлялась под общим руководством и надзором областных судов и охватывала как непосредственно судебную работу, так и консультационную, ведение правовой пропаганды, повышение политических и профессиональных знаний. Все поручения по оказанию юридической помощи принимались только через коллектив, в кассу которого вносилось вознаграждение за помощь.

 Труд защитника оплачивался в зависимости от его квалификации, общественно-правовой работы и нагрузки.

 Вопрос об организации адвокатуры и повышении ее роли в реализации права на защиту стал предметом оживленной дискуссии, возникшей в связи с обсуждением проекта новой Конституции СССР в 1936 г.  После  принятия Конституции важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положение об адвокатуре СССР, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. Оно разрешило основные вопросы деятельности и организации адвокатуры в соответствии с вновь принятой Конституцией и изданными на ее основе правовыми актами. Положение вернуло гражданское звание «адвокат», одно время замененное термином «член коллегии защитников». Общее руководство деятельностью адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Народный комиссариат юстиции СССР, обладавший рядом прав в этой области, включая право отвода кандидатур. Непосредственное руководство коллегией адвокатов осуществлял выборный президиум коллегии.  На адвокатов возлагалась обязанность не только осуществлять защиту в суде, по и оказывать иную юридическую помощь гражданам, учреждениям, организациям и предприятиям путем дачи советов, справок, разъяснений, составления жалоб, заявлений и других документов. 

Необходимо отметить, что в период сталинских репрессий роль адвокатов фактически сводилась к минимуму. В процессах с политической окраской их участие было исключено. Многие из адвокатов сами стали жертвами режима. Что касается уголовных дел, то в них защита играла определенную роль. Однако господствовавший в то время тезис «признание есть царица доказательств» ограничивал ее возможности. Так что адвокаты были востребованы и оказывали реальную помощь лишь в сфере гражданских правоотношений.

  В эпоху Н.С. Хрущева наблюдалась некоторая тенденция к усилению роли права и профессиональных юристов. В 1957 году на сессии Верховного Совета СССР  было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать «усилению социалистической законности и отправлению правосудия»17. Лишь в начале 60-х годов в результате известной либерализации политической жизни в СССР стало возможным попытаться вернуть адвокатуре ее истинное предназначение, сделать ее относительно независимой. было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать «усилению социалистической законности и отправлению правосудия»1.

Именно эту цель преследовало принятие в 1962 г. нового Положения об адвокатуре РСФСР, которое определило структуру и систему функционирования адвокатского сообщества. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские, краевые, областные и городские коллегии адвокатов. В целом, несмотря на определенные подвижки, адвокатская профессия в 60-е годы по-прежнему не соответствовала своему истинному предназначению — обеспечивать правовую защиту общества от нарушений со стороны государства, поскольку в советский период общество и государство воспринимались как единое целое.

Следующим этапом развития советской адвокатуры стало принятие Закона от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР»18 и Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. Положение об адвокатуре устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов. Положение допускало непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, что, конечно, плохо сочеталось с принципом независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности.  Часто адвокаты лишь изображали защиту, становясь еще одним орудием государства. 

Система оплаты труда адвокатов, сориентированная на ограниченные материальные возможности советского клиента, не создавала стимулов для адвокатской деятельности. Инструкции Министерства юстиции РСФСР не позволяли адвокатам получать вознаграждение выше определенного уровня, поэтому обычной практикой стала передача гонораров доверителями «из рук в руки», минуя кассу. Лишь в 1988 г. Министерство юстиции предоставило право правозащитникам самим определять размер своих гонораров на контрактной основе по договоренности с доверителем.  Закон об адвокатуре в СССР внес существенный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование законодательства об адвокатуре. С учетом предыдущего историко-правового опыта в нем сформулирован ряд новых положений. Так, наличие высшего юридического образования для адвокатов стало условием, не допускающим исключений. В Законе было предусмотрено внесение изменений в действовавшее уголовно-процессуальное законодательство в целях реального обеспечения защиты в процессе.  Закон об адвокатуре в СССР устанавливал, что адвокаты участвуют в уголовных делах в качестве защитников, а также представителей потерпевших и других лиц. Очевидно, что в данном случае речь шла о защите обвиняемых. Это вытекало и из Конституции СССР, в которой закреплялось, что граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. При этом упускалась из виду защита от незаконного обвинения. 

Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры — полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности, свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях, самоуправляемость адвокатских объединений, добровольное вступление в адвокатуру, право па создание ассоциаций, присоединение к международным сообществам адвокатов и участие в их работе, соблюдение норм профессиональной этики, справедливости и гуманизма. Именно эти принципы были положены в основу Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

1.4. Судьба адвокатуры после распада СССР.

Положение об адвокатуре 1980 г., действовавшее до 1 июля 2002 г., закрепляло советскую систему адвокатуры, во многом уже не соответствовавшую реалиям российской правовой системы и идеологии проводимой в стране судебно-правовой реформы. Положение не включало норм о независимости адвоката, неверно определяло взаимоотношения коллегий адвокатов с государственными органами. Концепция судебной реформы в Российской Федерации в части адвокатуры, и оказания юридической помощи предусматривает следующие основные положения. 

Квалифицированная правовая помощь населению немыслима без расширения организационных и правовых возможностей адвокатуры. Необходимо было вывести адвокатуру из-под контроля Министерства юстиции, обеспечить независимость и высокий престиж судебной защиты.

Предполагалось резко увеличить численность адвокатов и организовать работу таким образом, чтобы реально расширить юридическую помощь, в том числе обеспечить участие защитников в уголовном судопроизводстве с момента предъявления подозреваемому постановления об аресте или протокола задержания.     Кроме того, важно было исключить возможность корректировки    разрабатываемого в то время Закона об адвокатуре в РСФСР, всякого рода подзаконными актами, т.е. не вводить в него отсылочные нормы. Закон должен был гарантировать независимость адвокатуры как самоуправляемой общественной организации и быть посвящен взаимоотношениям коллегий с государственными органами, их должностными лицами, гражданами.                           

   Концепция судебной реформы 1991 года призывала привлекать адвокатов к участию в правотворческом процессе как независимых экспертов. Их знание судебной практики и постоянное общение с гражданами небесполезны для прогнозирования эффективности законопроектов. Следовало наладить официальное информирование коллегий адвокатов о подготовке нормативных актов по вопросам, затрагивающим конституционные права и свободы граждан, направлять коллегиям проекты нормативных актов на рецензирование.  Предполагалось расширить рынок юридических услуг, разрешив предоставлять их не только адвокатам, но и юридическим фирмам, кооперативам, индивидуально практикующим юристам, что породило бы между ними здоровую конкуренцию.

Информация о работе Организация современной адвокатуры