Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование процесса развития адвокатуры в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, я ставил перед собой следующие задачи:
проанализировать развитие адвокатуры в России;
рассмотреть современные организационные вопросы адвокатуры Российской Федерации;
в заключение работы подвести итоги по проделанной работе.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Этапы развития института адвокатуры в России
1.1 Адвокатура в дореформенный период……………………………...….5
1.2. Адвокатура в период с 1864-1917 годы ……………………………….9
1.3.Адвокатура в советский период………………………………………..13
1.4. Судьба адвокатуры после распада СССР…………………………….17
Глава II. Организация современной адвокатуры.
2.1.Задачи современной адвокатуры……………………………………...22
2.2. Принципы деятельности современной адвокатуры………………....23
2.3Структура адвокатских образований……………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………..32
Таковы были основные идеи реформирования адвокатуры в конце XX — начале XXI вв. Однако Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был принят лишь 31 мая 2002 г. Трудности юридического оформления института адвокатуры обусловлены несколькими факторами. Прежде всего, тем, что совершенствование адвокатской деятельности должно вписываться в концепцию судебно-правовой реформы. Кроме того, несомненно, что деятельность адвокатуры подлежит нормативному регулированию лишь в строгих пределах (понятие, принципы, гарантии). В остальном же она должна определяться внутрикорпоративными правилами и стандартами — уставами, кодексами адвокатской этики. И самое важное — Закон об адвокатуре должен был нормативно оформить складывающуюся в России систему адвокатуры как особого элемента гражданского общества — самоуправляемой, независимой корпорации профессионалов в области права, на которую возложена публично-правовая обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи.
Такой подход к социальному и правовому статусу адвокатуры многим казался непривычным и потому неприемлемым. За время проведения судебно-правовой реформы в России было подготовлено свыше 20 вариантов проекта Закона об адвокатуре. В связи с перспективами принятия нового Закона развернулись бурные дискуссии. Разногласия наметились даже между руководителями объединений адвокатов, что не позволило прийти к единодушному мнению относительно принципов устройства адвокатуры.
В январе 1995 г. Президент РФ внес в Государственную Думу законопроект «Об адвокатуре в Российской Федерации». Коллегии адвокатов определялись как негосударственные, независимые, самоуправляемые некоммерческие организации профессиональных юристов, добровольно объединившиеся для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам и создаваемые без предварительного разрешения государственных органов. Права адвоката расширялись благодаря предоставлению возможности самостоятельно собирать доказательства, создавать в рамках коллегий наряду с традиционными юридическими консультациями адвокатские бюро, фирмы, кабинеты, практиковать индивидуально. Были расширены возможности получения гражданами бесплатной юридической помощи. Проект предусматривал действие па территории субъекта Федерации одной коллегии адвокатов и возможность создания межтерриториальных специализированных коллегий. При этом существовавшие параллельные коллегии адвокатов временно сохраняли легитимность. В течение двух лет адвокаты различных коллегий должны были объединиться или выбрать иную организационную форму деятельности.
Законопроект был одобрен Федеральным союзом адвокатов, принят Государственной Думой в первом чтении в апреле 1996 г., затем год пролежал без движения. В июне 1997 г. Президент РФ отозвал проект для доработки. В 1998 г. некоторые положения законопроекта начала дорабатывать рабочая группа из представителей Президента РФ, Государственной Думы и Правительства. В октябре 1999 г. проект был принят в первом чтении, в ноябре — одобрен Советом Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по государственному строительству высказал мнение, что многие положения проекта противоречат Конституции РФ, и предложил вернуть его в первое чтение. Эта позиция нашла поддержку в заключении Правового управления Государственной Думы. 12 апреля 2000 г. проект был возвращен к процедуре первого чтения.
25 мая 2001 г. Президент РФ В. Путин внес в Государственную Думу новый проект Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В этот же день состоялся VI Чрезвычайный съезд Федерального союза адвокатов России, принявший резолюцию, в которой высказана позиция адвокатского сообщества в отношении повой инициативы Президента. VI Чрезвычайный съезд адвокатов 25 мая 2001 г. поддержал отдельные концептуальные положения законопроекта, в частности о гарантиях адвокатской деятельности, о единой структуре, действующей в субъекте Федерации, о недопустимости межтерриториальных адвокатских образований, об адвокатской тайне, о правовом статусе адвоката как субъекта оказания юридической помощи. Вместе с тем съезд отметил, что законопроект, предусматривая коренное изменение организационных структур адвокатуры, разрушает испытанные временем и практикой принципы обеспечения юридической помощью и выполнения обязательных поручений на участие адвокатов в уголовном судопроизводстве.
Существенной ошибкой разработчиков законопроекта было отсутствие в нем четких гарантий получения гражданами России квалифицированной юридической помощи.19 Если по действовшему законодательству президиумы коллегий адвокатов могли создавать юридические консультации по согласованию с органами юстиции на местах, то в проекте адвокатским палатам такое право предоставлено не было. Вызывало сожаление участников съезда и то, что подавляющее число адвокатов страны до внесения нового проекта закона в Государственную Думу не принимали участия в его подготовке. Не направлялся он для обсуждения и в адвокатские объединения. При дальнейшей работе над законопроектом его концепция в целом была сохранена, но были учтены многие из отмеченных представителями адвокатуры замечаний. 26 апреля 2002 г. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в его окончательной редакции был принят Государственной Думой, 15 мая 2002 г. одобрен Советом Федерации, 31 мая 2002 г. подписан Президентом РФ. Закон вступил в силу на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2002 г.20
Под адвокатурой принято понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.21 В наши дни перед ней официально поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц. Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности адвокатуры:
Консультирование по вопросам
применения законодательства является
важным участком работы адвокатов. Оно
чаще всего заключается в разъяснении
действующего гражданского, семейного,
трудового, административного и уголовного
законодательства. Большое место в этой
работе занимают советы по судебным делам.
Другой участок деятельности адвокатов
- юридическое обслуживание предприятий,
учреждений, организаций, не имеющих юрисконсультов.
Адвокат, обслуживающий предприятия, учреждения,
все виды коммерческих структур, фермерских
хозяйств и т. д., проверяет законность
издаваемых ими приказов и других их решений,
участвует в договорных кампаниях (оформляет
преддоговорные документы и договоры),
ведет претензионную работу и дела в судах,
дает консультации по правовым вопросам
административно-
Участие адвоката в уголовном судопроизводстве - важная форма адвокатской деятельности.22 Общество заинтересовано в том, чтобы ни один гражданин не был привлечен к уголовной ответственности и осужден без достаточных оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает обеспечение подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, подсудимым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно широкие возможности. В частности, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает широкий круг прав, предоставляемых адвокату-защитнику как при судебном рассмотрении (в стадиях судебного разбирательства и последующей проверки законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу приговоров), так и на предварительном следствии или при производстве дознания. Права такого рода постоянно совершенствуются.
Например, в мае 1992 г. в УПК были внесены существенные поправки, в соответствии с которыми адвокаты-защитники стали допускаться к участию в деле с момента задержания подозреваемого, заключения под стражу или предъявления обвинения. При этом, они могут знакомиться с протоколом задержания или постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), иметь свидания с подзащитным без ограничения их числа и продолжительности, участвовать в его допросах и т. д. Тогда же в УПК были включены положения о праве защитника приносить жалобы на неправомерность ареста лица, которое он защищает, или продления срока такого ареста.
Во многих случаях, определенных в УПК, привлекаемое к уголовной ответственности лицо обязательно должно иметь защитника. Если этот гражданин или его родственники почему-либо не проявляют инициативу по приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению следователя, дознавателя либо судьи. Такой адвокат пользуется теми же правами, что и адвокат, приглашенный обвиняемым или его родственниками. Его труд должен полностью оплачиваться за счет средств федерального бюджета.
Адвокат, участвующий в рассмотрении уголовных дел, обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность, и оказывать обвиняемому необходимую юридическую помощь. При рассмотрении уголовного дела адвокат может участвовать в деле в качестве не только защитника обвиняемого, но и представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика. Адвокат принимает также участие в разбирательстве гражданских дел в качестве представителя истца, ответчика и третьих лиц.
В настоящие время свои задачи перед гражданским обществом адвокатура реализует путем выполнения принципов своей деятельности, определенных в ч. 2 ст. 3 Закона об адвокатской деятельности в Российской Федерации.
К этим принципам относятся:
Принцип законности применительно к адвокатской деятельности выражен в ст. 4 Закона об адвокатуре, которая устанавливает, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из самого Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Принцип независимости
характеризуется тем, что адвокатура
не входит в систему органов
Принцип корпоративности заключается в объединении и деятельности адвокатов через свою организацию (корпорацию адвокатов), которая устанавливает свои корпоративные правила поведения и другие нормы, решает вопросы ответственности адвокатов, регулирует другие вопросы адвокатской деятельности в соответствии с нормами права и пожеланиями адвокатов. Адвокаты, даже не действующие в составе коллегий или бюро, обязаны подчиняться корпоративным правилам. В свою очередь корпорация стоит на страже прав и законных интересов своих членов, выступая их представителем в любых государственных или иных органах и организациях.
Принцип равноправия
адвокатов заключается в
При решении своих внутренних корпоративных задач каждый адвокат пользуется правом только "одного голоса", независимо ни от стажа его работы, ни от возраста, ни от количества зарабатываемых или вносимых им в "общую кассу" средств. К адвокатам не могут быть применены "правила внутреннего трудового распорядка", требования трудовой дисциплины и иные категории трудового права, т.к. их деятельность не носит характера работы по трудовому договору или иного характера, регулируемого трудовым законодательством.
Адвокатская деятельность организуется в рамках одной из четырех форм адвокатских образований, предусмотренных ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»24: адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности, об избрании которых адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты. Основной целью адвокатских образования является помощь адвокатам в организации их профессиональной деятельности. В соответствии с законодательством об адвокатуре адвокатские образования не вправе от своего имени оказывать квалифицированную юридическую помощь. Такую помощь могут оказывать только адвокаты, для которых она является основной профессиональной деятельностью. В общей сложности адвокатами учреждено более 16 тысяч адвокатских образований.
Адвокатский кабинет.
Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета. Адвокатами учреждено около 14 тысяч адвокатских кабинетов. В рамках адвокатских кабинетов адвокатскую деятельность осуществляют более 20% адвокатов25