Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 22:52, курсовая работа
Инстанционная система необходима в двух случаях.
Во-первых, как бы хорошо не были судьи подготовлены к своей деятельности и как бы внимательно не относились к своей деятельности, они не могут избежать ошибок. Одним из средств охранить от всех вольных и невольных погрешностей судей является возможность двукратного рассмотрения дел. При этом представляется естественным и желательным, чтобы второй суд, проверяющий решения первого, был выше по служебному положению и состоял из лучше подготовленных и более опытных членов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Возникновение и развитие апелляционного производства
1.2 Понятие, функции, цели и задача, место и роль апелляционной инстанции в системе арбитражных судов РФ
ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВО В АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
2.1 Порядок обращения в суд апелляционной инстанции
2.2 Основания возвращения апелляционной жалобы и прекращение апелляционного производства в арбитражном суде
ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
3.1 Основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции
3.2 Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, следствием судебной реформы 1864 года было коренное изменение всего судебного строя России того времени.
В России апелляционное обжалование прошло длительный исторический процесс, начиная с момента появления первых актов (11 век) и до момента создания современной системы арбитражных судов в 1992 году.
С 1 октября 1991 года система арбитражей была упразднена. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие
Закона РСФСР «Об арбитражном суде» указывалось: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и организациях».
Фактически же, государственный и ведомственные арбитражи осуществляли деятельность по отправлению правосудия до реального образования арбитражных судов. С момента создания современной системы арбитражных судов в 1992 году их структура была двухзвенной: суды субъекта федерации, включающие апелляционную инстанцию по пересмотру судебных актов, не вступивших в законную силу, и Высший Арбитражный Суд РФ, осуществляющий, в том числе, функции по пересмотру судебных актов в кассационном порядке.
В 1995 году второй этап судебной реформы ознаменовался созданием системы кассационных судов, осуществляющих полномочия в пределах одного из десяти судебных округов.
Таким образом, по словам В.Ф. Яковлева, советника Президента Российской Федерации, председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке, а фактически – создателя системы арбитражных судов в нынешнем ее виде, к указанному времени сформировалась отвечающая как мировым стандартам, так и дореволюционному опыту России, система арбитражных судов. В арбитражной системе были выделены как «суд факта» - апелляционный суд, имеющий, в том числе, право давать оценку фактическим обстоятельствам дела, так и «суд права» - суд кассационной инстанции, полномочия по проверке судебных актов которого, ограничены контролем за правильностью применения материальных и процессуальных норм нижестоящими судами. Вместе с тем, функции по проверке судебных актов, не вступивших в законную силу, осуществлялись в судах первой инстанции апелляционными коллегиями.
В настоящее время апелляционное производство является наиболее быстрым и доступным способом проверки не вступивших в законную силу решения, определения суда, принятых по первой инстанции, одной из важнейших гарантий реализации права на судебную защиту.
Арбитражный суд апелляционной инстанции занимает свое, присущее только ему место в судебных инстанциях, общей задачей которых является исправление судебных ошибок.
Несмотря на то, что руководством Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации систематически проводился анализ показателей работы апелляционных коллегий в судах субъектов федерации, согласно которым, большинство ошибок суда первой инстанции исправляется именно в апелляции, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации был поддержан законопроект об образовании апелляционных судов, внесенные в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Изменения в Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» были внесены Федеральным конституционным законом от 04.07.2003 г. № 4-ФКЗ13, добавившего в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в том числе, главу 3.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов»14.
Согласно статье 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
В настоящее время образовано двадцать апелляционных судов, ареал деятельности которых ограничен апелляционными округами, географически несовпадающими ни с административными округами Российской Федерации, ни с округами, в пределах которых осуществляют полномочия суды кассационной инстанции.
Проверка судебных актов в апелляционном порядке является важнейшей гарантией охраны прав и законных интересов сторон и других участвующих в деле лиц. Он позволяет оперативно устранять ошибки арбитражных судов и нарушения закона. Указывая на недостатки, допущенные судами первой инстанции при разрешении конкретных дел, а также пути их устранения, апелляционная инстанция способствует правильному пониманию и применению норм права, единообразию судебной практики.
Апелляционный суд является единственной вышестоящей инстанцией, которая, повторно рассматривая дело, полномочна проверять законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, также проверять полноту установления обстоятельств, имеющих значение для дела, доказанность этих обстоятельств, правильность оценки каждого доказательства и всех доказательств в их совокупности, а также соответствие выводов, указанных в решении, обстоятельствам, которые суд счел установленными.
Таким образом, следует сделать вывод, что роль апелляционной инстанции в проверке и установлении фактической стороны дела чрезвычайно велика. Подача апелляционной жалобы приостанавливает исполнение решения (за исключением случаев, предусмотренных в АПК РФ, когда оно подлежит немедленному исполнению)15. Приостановление утрачивает силу после рассмотрения дела в апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции принимает постановление, вступившее в законную силу со дня его принятия. Если законность и обоснованность решения подтверждены, и оно не подверглось изменению, то это решение по общему правилу вступает в законную силу со дня принятия постановления апелляционной инстанции и подлежит исполнению. Данное обстоятельство также свидетельствует о значении, которое имеет апелляционная инстанция16
ГЛАВА 2. ПРОИЗВОДСТВО В АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
2.1 Порядок обращения в суд апелляционной инстанции
Право на подачу апелляционной жалобы является одной из гарантий, обеспечивающих защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Правом апелляционного обжалования обладают лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК (ч.1 ст.257).
Лицами, участвующими в деле, как указано в ст.40 АПК, являются:
Право подачи апелляционной жалобы имеют наряду с российскими иностранные лица, участвовавшие в деле (ст.254 АПК).
В апелляционном порядке могут быть обжалованы не все решения арбитражного суда первой инстанции, а те из них, которые не вступили в законную силу (ч.1 ст.257 АПК).
Решения по делам, рассмотренным Высшим Арбитражным Судом РФ в качестве суда первой инстанции (ч.2 ст.34 АПК), вступают в законную силу немедленно после их принятия.
Немедленно после их принятия вступают в законную силу решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч.2 ст.180 АПК), поэтому их обжалование в апелляционном порядке АПК не предусмотрено (см. ч.7 ст.195).
Апелляционная жалоба может быть подана как на все решение суда первой инстанции, так и на часть его (см. ч.5 ст.268 АПК). Исходя из анализа ч.2 ст.69 и п.1-3 ч.1 ст.270 АПК следует прийти к выводу, что предметом апелляционного обжалования может быть и та часть решения, в которой излагаются установленные судом обстоятельства.
В АПК регламентирован порядок подачи апелляционной жалобы - в арбитражный суд, принявший решение в первой инстанции, который объединяет жалобу с делом и препровождает в апелляционный суд. При этом в Кодексе установлено, что жалоба направляется в суд второй инстанции в трехдневный срок. Данное положение о сроке высылки дела требует уточнения. Правом апелляционного обжалования обладает, как указано выше, широкий круг участников процесса. И высылка дела судом первой инстанции в апелляционный суд затруднит ознакомление с материалами дела лицам, имеющим на это право.
В ч.5 ст.259 АПК правильно на сей счет указано, что до истечения месячного срока, в течение которого может быть подана апелляционная жалоба, дело не может быть истребовано из арбитражного суда первой инстанции.
Кодекс устанавливает весьма сжатый срок для рассмотрения апелляционной жалобы - до одного месяца. При этом указанный срок исчисляется со дня поступления жалобы в апелляционную инстанцию. Может сложиться такое положение, когда апелляционная жалоба будет рассмотрена по существу, но в пределах срока, установленного для апелляционного обжалования, поступит еще одна жалоба от другого лица. Выход видится во внесении соответствующих поправок в АПК1. До истечения срока, установленного в Кодексе, для апелляционного обжалования, дело в апелляционной инстанции не следует рассматривать.
Кодекс установил процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы. Этот срок для обжалования решения арбитражного суда первой инстанции по делам, рассматриваемым в порядке искового производства, в том числе в порядке упрощенного производства, равен одному месяцу (ч.1 ст.259, ч.4 ст.229 АПК).
По делам об административных правонарушениях - о привлечении к административной ответственности (ч.4 ст.206) и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ч.5 ст.211) - Кодексом установлен сокращенный, десятидневный срок, по истечении которого решение арбитражного суда вступает в законную силу. С учетом этого апелляционная жалоба на решения по этим делам может быть подана в пределах десяти дней.
При исчислении сроков на апелляционное обжалование необходимо иметь в виду, что Кодекс предусматривает возможность по завершении рассмотрения дела по существу объявить только резолютивную часть решения. В этом случае датой принятия решения является дата, когда решение изготовлено в полном объеме (ч.2 ст.176). Срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется по правилам гл.10.
Кодекс предусматривает возможность восстановления арбитражным апелляционным судом пропущенного месячного срока, в течение которого подается апелляционная жалоба. Срок может быть восстановлен при наличии следующих условий:
1) обращение с соответствующим ходатайством;
2) ходатайство подано
не позднее шести месяцев со
дня принятия обжалуемого
3) причины пропуска срока признаны уважительными.
Ходатайство рассматривается по правилам, содержащимся в ст.117 АПК. Оно может быть оформлено в виде отдельного документа или содержаться в апелляционной жалобе. В любом случае ходатайство должно быть подано вместе с жалобой.
При удовлетворении ходатайства суд указывает об этом в определении о принятии апелляционной жалобы к производству.
В случае отклонения ходатайства суд обязан в определении привести мотивы, на основании которых он пришел к указанному выводу (см. ст.185 АПК). Определение об отказе в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано.
Жалоба является единственным документом, инициирующим апелляционное производство.
Кодекс предъявляет определенные требования к содержанию апелляционной жалобы, к ее надлежащему оформлению, включая документы, к ней прилагаемые, а также к тем действиям, которые должно совершить лицо, подающее жалобу.
Существо апелляционной жалобы состоит в обосновании несогласия с обжалуемым решением арбитражного суда первой инстанции. В апелляционном порядке могут обжаловаться и фактические обстоятельства дела, и вопросы применения права в широком его понимании. Этим определяется содержание жалобы и аргументация, приводимая в подтверждение оснований обжалования судебного решения1. Лицо, подающее жалобу, должно подтвердить свою позицию и те требования, которые оно выдвигает, а также дать анализ имеющихся в деле доказательств. Если к жалобе прилагаются дополнительные доказательства, то должна быть подтверждена убедительно для апелляционного суда невозможность их представления в суд первой инстанции по уважительным причинам.
Информация о работе Основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции