Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:00, курсовая работа
Цель данной работы состоит в комплексном исследовании подведомственности дел арбитражным судам, что предполагает изучение различных элементов этой сложной правовой категории в их совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости. Цель комплексного освещения подведомственности дел арбитражным судам предусматривает всестороннее изучение предмета исследования: как научной и правовой категории, позволяющей разграничить компетенцию юрисдикционных органов по рассмотрению экономических споров и иных дел, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; как процессуального института, как предпосылки права на обращение в арбитражный суд.
Введение………………………………………………………………….......3
1. Понятие и критерии подведомственности ………....………………...…5
2. Виды подведомственности..…………………………………..………....11
2.1. Специальная …………………………..…..………………………11
2.2. Множественная …………….……………………………………..14
3. Коллизии подведомственности и порядок их разрешения..…………..17
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………
- по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
- о защите деловой репутации
в сфере предпринимательской
и иной экономической
- другие дела, возникающие
при осуществлении
К специальной подведомственности отнесены также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Все дела, перечисленные в ст. 33 и 225.1 АПК РФ, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Под исключительной (специальной)
подведомственностью
Дела о несостоятельности
(банкротстве) подлежат рассмотрению исключительно
в арбитражном суде12 . Аналогичная норма содержится
и в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26 октября
2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". На подведомственность дел
данной категории не влияет статус ни
заявителя (предъявлено ли требование
о признании должника несостоятельным
(банкротом) юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем, гражданином, не обладающим
статусом индивидуального предпринимателя,
уполномоченным государственным органом
или самим должником), ни должника (является
ли таковым юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель или гражданин, не обладающий
таким статусом).
Вопрос о несостоятельности (банкротстве)
может быть поставлен перед судом в отношении13:
1) юридического лица:
- коммерческой организации
- общества с ограниченной
- некоммерческой организации (за исключением учреждения, политической партии и религиозной организации) - потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда и др.;
2) гражданина:
- индивидуального
- гражданина, не являющегося
индивидуальным
разъяснил, что согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" действие этого Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций15. Дела о признании несостоятельными (банкротами) соответствующих юридических лиц подведомственны арбитражным судам.
Вопрос о судебной подведомственности дел данной категории - суду общей юрисдикции или арбитражному суду - не вызывал разнотолков и ранее.
Так, в Постановлении Пленума
ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля
1996 г. N 6/8 было, в частности, разъяснено,
что дела о признании индивидуального
предпринимателя
2.2 Множественная
Правила множественной
Договорная подведомственность1
Так, претензионный порядок установлен федеральным законом по требованиям об изменении или расторжении договора. Иск в этом случае может быть заявлен стороной в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок19.
Что касается досудебного
порядка разрешения конфликтов, то
такая правовая возможность установлена
рядом федеральных законов, в
основном по спорам, связанным с
уплатой налоговых и
Императивной называют подведомственность, при которой
дело рассматривается несколькими юрисдикционными
органами в определенной законом
последовательности. Императивной подведомственностью
- дело до передачи в
арбитражный суд подлежит
- когда федеральным законом
предусмотрен предварительный
Заинтересованное в разрешении спора лицо вправе по своему усмотрению обратиться к любому из органов, названных в законе; при обращении за разрешением спора во внесудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, заинтересованное лицо не лишается права на обращение в суд.
В АПК РФ нет оснований для отказа в принятии искового заявления (в том числе и в связи с неподведомственностью), поскольку установление обстоятельств дела, свидетельствующих об отсутствии права на обращение в суд, может производиться только в судебном заседании и быть основанием для прекращения производства по делу (п. 1 ст. 150 АПК РФ). Временная неподведомственность дела арбитражному суду, связанная с несоблюдением претензионного порядка, является основанием либо для оставления заявления без движения (п. 1 ст. 128 АПК РФ), либо для оставления заявления без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).
Альтернативной22 - называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению в любой орган, названный в законе. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд23.
Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически утратила свое самостоятельное правовое значение в тех случаях, когда речь идет об альтернативе между судебным и административным порядком обжалования. Что касается случаев альтернативной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, то такие ситуации возможны в силу неоднозначности толкования судами общей юрисдикции и арбитражными судами законодательства о подведомственности.
Глава 3. Коллизии подведомственности и порядок их разрешения
Полностью избежать возникновения споров о подведомственности вряд ли возможно в силу динамизма развития частноправовых отношений, сложности самой юрисдикционной системы, что определяет неизбежность таких конфликтов. Поэтому следует создать правовой механизм устранения коллизий подведомственности между различными органами гражданской юрисдикции, исключения случаев пересечения компетенции различных органов (положительная коллизия подведомственности) либо, наоборот, исключения таких ситуаций, когда конкретное юридическое дело не подведомственно ни одному из судебных органов в связи с их отказом принять его к своему рассмотрению (отрицательная коллизия подведомственности).
По общему правилу подведомственность дела определяет соответствующий юрисдикционный орган, в том числе и арбитражный суд. В связи с возможностью возникновения споров о подведомственности необходима разработка коллизионных норм, направленных на устранение и разрешение споров о подведомственности между различными органами гражданской юрисдикции. Важность данной проблемы существенно возросла в последнее время, хотя уже давно Ю.К. Осипов справедливо отмечал, что порядок разрешения споров о подведомственности, возникающих между юрисдикционными органами, по существу остается неурегулированным24.
Разрешение спорных вопросов подведомственности возможно различными способами. Так, направления разрешения коллизий подразделяются на нормотворческие, правоприменительные и организационные25. Можно выделить несколько устоявшихся способов разрешения коллизий.
Во-первых, оптимальным вариантом разрешения коллизий подведомственности является внесение изменений в соответствующие федеральные законы, ее регламентирующие. В этом плане позитивна роль новых АПК и ГПК.
Во-вторых, при разграничении
подведомственности судов общей
юрисдикции и арбитражных судов
следует исходить из понимания правовой
природы арбитражного суда как органа
судебной власти в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности,
к ведению которого отнесено разрешение
всех споров и иных дел в данной
области. Именно из этого критерия следует
исходить при анализе многих спорных
ситуаций разграничения
В-третьих, имеется круг дел,
которые исключительно
В-четвертых, посредством принятия совместных постановлений высших органов и заинтересованных юрисдикционных органов, в частности Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, снявших ряд коллизионных вопросов подведомственности дел этим органам, например постановления от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам"26.
В-пятых, с помощью специальных коллизионных норм. Можно выделить несколько таких нормативных положений.
1). Согласно ч.4 ст.22 ГПК РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
2). Другим примером коллизионной нормы является ст.165 ГК РФ, определяющая, что сделки бесспорного характера в случаях, указанных в законе, подлежат нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации. При возникновении же спора сделка признается действительной либо регистрация сделки производится на основании решения суда, в том числе арбитражного.
В-шестых, путем установления
правовых последствий