Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:11, контрольная работа
Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права.
Арбитражные суды - это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.
Введение……………………………………………………………………..…... 3
Понятие подведомственности дел арбитражным судам …………....................4
Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений………………………………………………………………… 5
Экономические споры, возникающие из администр.правоотношений………8
Споры с участием иностранных юридических лиц…………………………..10
Заключение…………………………………………………………………….. 13
Литература……………………………………………………………….......... .14
1) спорное правоотношение носит административный характер;
2) спор между участниками
3) участниками спора, возникающего
из административных
В соответствии со статьей 29 апк-2002 арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства следующие возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных
правовых актов, затрагивающих права
и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской
и иной экономической
2) об оспаривании ненормативных
правовых актов органов
3) об административных
4) о взыскании с организаций
и граждан, осуществляющих
5) другие дела, возникающие из
административных и иных
Самую большую и разнообразную по характеру группу исков составляют споры об оспаривании ненормативных правовых актов… при этом само понятие ненормативного акта в законе отсутствует, законодатель указывает лишь на то, что такой акт может быть признан недействительным, если он не соответствует закону или иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы организаций и граждан.
В общей теории права под нормативным актом понимается официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения) .
Если исходить из данного определения нормативного акта, то ненормативный акт - это такой акт, который не содержит общеобязательных юридических норм, он издан в отношении конкретного юридического или физического лица.
Под указанную категорию споров подпадают иски о признании недействительными решений и постановлений налоговых и таможенных органов, иных органов, наделенных соответствующими полномочиями.
В соответствии со ст. 138 нк рф организации и индивидуальные предприниматели могут обжаловать в суд не только акты налоговых органов, но и действия или бездействие их должностных лиц. Данная норма расширяет подведомственность дел арбитражному суду согласно ч. 5 ст. 29 апк-2002.
При рассмотрении вопроса о подведомственности названной категории дел арбитражному суду судебная практика исходит из наличия у обжалуемого акта (в том числе действия или бездействия) трех признаков: его ненормативный характер; несоответствие закону или иным нормативным правовым актам; нарушение прав и законных интересов истца. Все три признака должны быть в совокупности.
В этой связи следует упомянуть позицию пленума высшего арбитражного суда рф, изложенную им в постановлении от 28.02.2002 № 5 "о некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса российской федерации". В п. 48 названного постановления под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Достаточно большую группу споров, возникающих из административно-правовых отношений, составляют сегодня иски о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции. Такие споры подведомственны арбитражному суду в тех случаях, когда орган, обращающийся с требованием о взыскании штрафа, является юридическим лицом, или федеральным законом ему предоставлено право на обращение в арбитражный суд с соответствующим иском.
Одним из вопросов, остающихся на сегодняшний день недостаточно урегулированными законодателем, является вопрос о праве суда снизить сумму штрафа с учетом тяжести совершенного проступка, личности виновного и его имущественного положения. В гражданском процессуальном законодательстве такое право суда закреплено законом (ст. 239 гпк рсфср), в арбитражном процессе отсутствие подобной правовой нормы порождает различную судебную практику.
Арбитражный суд рассматривает также споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом. При этом суд не должен осуществлять административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти. Так, признавая отказ в государственной регистрации незаконным, арбитражный суд своим решением обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию.
К подведомственности арбитражного суда также отнесены споры, связанные с возвратом из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта. Например, юридические лица могут обратиться в арбитражный суд с исками о возврате из бюджета незаконно списанных штрафов, других финансовых санкций, недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет. Такие требования могут быть предъявлены, в частности, к государственным налоговым инспекциям и другим контролирующим органам.
4. Споры с участием иностранных юридических лиц
В условиях активного проникновения иностранного капитала в экономику российской федерации, развития предпринимательской деятельности, осуществляемой как российскими, так и иностранными юридическими и физическими лицами, а в ряде случаев и государствами, нередкими становятся конфликты между субъектами хозяйственных отношений с участием иностранных юридических лиц, требующие судебного разрешения.
По сложившейся до принятия в 1995 году АПК РФ практике, районные (городские) суды принимали к рассмотрению любые дела, заявляемые иностранными инвесторами. Попытки же обратиться в арбитражные суды для разрешения таких споров, напротив, не имели успеха.
Со вступлением в действие апк-1995 у предприятий с иностранными инвестициями появилась возможность для обращения в арбитражный суд.
Таким образом, в законодательстве как бы установилась альтернативная подведомственность данной категории дел, что создает правовую неопределенность.
Поставить точку в решении вопроса подведомственности споров с участием иностранных инвесторов призван вновь принятый апк-2002.
Новый АПК отказался от так называемой альтернативной подведомственности, в том числе по делам с участием иностранцев.
Компетенция арбитражных судов в российской федерации по делам с участием иностранных лиц статьей 247 апк-2002 определена следующим образом:
Арбитражные суды в российской федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее - иностранные лица), в случае, если:
1) ответчик находится или
2) орган управления, филиал или
представительство
3) спор возник из договора, по
которому исполнение должно
4) требование возникло из
5) спор возник из
6) истец по делу о защите деловой репутации находится в российской федерации;
7) спор возник из отношений, связанных
с обращением ценных бумаг, выпуск
которых имел место на
8) заявитель по делу об
9) спор возник из отношений, связанных
с государственной
10) в других случаях при наличии
тесной связи спорного
При этом к исключительной компетенции арбитражных судов в российской федерации по делам с участием иностранных лиц относятся дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, а также дела, возникающие из гражданских правоотношений:
1) по спорам в отношении
2) по спорам, предметом которых
являются недвижимое имущество,
если такое имущество
3) по спорам, связанным с регистрацией
или выдачей патентов, регистрацией
и выдачей свидетельств на
товарные знаки, промышленные образцы,
полезные модели или
4) по спорам о признании
5) по спорам, связанным с учреждением,
ликвидацией или регистрацией
на территории российской
Заключение
Подведомственность дел арбитражным судам носит специальный характер по отношению к кругу дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства. Арбитражные суды рассматривают только те дела, которые прямо отнесены к их подведомственности федеральным законом. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Связь предмета споров, рассматриваемых арбитражными судами, с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, предопределяемая ч. 1 ст. 27 АПК, составляет основной критерий подведомственности дел арбитражным судам - по характеру спорных правоотношений.
Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной деятельности. Кроме того арбитражным судам подведомственны экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, при условии, что их рассмотрение отнесено федеральными законами к компетенции арбитражных судов.
Литература
1. Арбитражный процессуальный Кодекс РФ
2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе российской федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ
Информация о работе Понятие подведомственности дел арбитражным судам