Рассмотрение дела об административном правонарушении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:39, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы рыночные отношения занимают все большую роль в жизни Российского общества. Тем не менее, явно просматривается тенденция к усилению государственного регулирования экономической деятельности. На этом фоне особое значение приобретают для предпринимателей и юридических лиц судебная защита их прав и охраняемых законом интересов в отношениях с государственными органами, гарантии реального восстановления прав, нарушенных принятием незаконного акта.

Вложенные файлы: 1 файл

контроша по арбитражке.docx

— 28.31 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В последние годы рыночные отношения занимают все большую  роль в жизни Российского общества. Тем не менее, явно просматривается  тенденция к усилению государственного регулирования экономической деятельности. На этом фоне особое значение приобретают  для предпринимателей и юридических  лиц судебная защита их прав и охраняемых законом интересов в отношениях с государственными органами, гарантии реального восстановления прав, нарушенных принятием незаконного акта.

Судебный контроль над  деятельностью органов исполнительной власти имеет чрезвычайно важное значение для укрепления Российского  государства, его правовой системы. Поэтому производство по делам, возникающим  из административных и иных публичных  правоотношений, рассматривается некоторыми учеными одним из приоритетных направлений  совершенствования гражданского процессуального  законодательства. Именно судебный контроль является "самым действенным и  эффективным, так как суд - это  орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов  не заменит собой контроль судебный.

С принятием нового Кодекса  РФ об административных правонарушениях  арбитражные суды в полном объеме стали осуществлять функцию судебно-административной юрисдикции по реализации мер административной ответственности. Современная правовая теория нуждается в создании и  глубокой разработке эффективных процессуальных механизмов реализации ответственности  государства, его органов и должностных  лиц, что должно стать одним из надежных средств защиты прав и свобод граждан, укрепления законности, правового  и нравственного порядка, преодоления произвола и бюрократизма. Процессуально-правовой механизм обладает рядом особенностей, исследование которых является перспективной задачей правовой науки. Научная разработка проблемы процессуально-правового механизма «способствовала бы повышению эффективности процессуального регулирования общественных отношений, укреплению и развитию механизма защиты прав и свобод граждан и организаций», в том числе – и в сфере экономической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрение  дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное  лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют:

  1. относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
  2. имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  3. правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены другие материалы дела;
  4. имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  5. достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  6. имеются ли ходатайства и отводы.

Рассмотрение дела об административном правонарушении невозможно, если:

  1. судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее дело, является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
  2. судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее дело, лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

Определения, которые могут быть вынесены при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении:

  • о назначении времени и места рассмотрения дела;
  • о вызове лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП;
  • об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;
  • о назначении экспертизы;
  • об отложении рассмотрения дела;
  • о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
  • о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, составе коллегиального органа, должностного лица.

О прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится постановление.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:

  • в 15–дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (общий срок);
  • общий срок может быть продлен не более чем на один месяц в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела;
  • в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если правонарушение влечет административный арест;
  • не позднее 48 часов с момента задержания лица, подвергнутого административному задержанию.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении:

  • объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  • разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  • рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  • выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП;
  • выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП;
  • оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела;
  • заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта;
  • исследуются иные доказательства;
  • в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Постановление об отложении рассмотрения дела выносится в случае:

  • поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
  • отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
  • необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

По делу об административном правонарушении могут быть вынесены постановления: о назначении административного  наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносятся:

  1. при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП;
  2. объявлении устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП;
  3. прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случаях, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Постановления по делу об административном правонарушении содержат:

  1. должность, фамилию, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
  2. дату и место рассмотрения дела;
  3. сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  4. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  5. статью КоАП или закона РФ, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  6. мотивированное решение по делу;
  7. срок и порядок обжалования постановления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносятся определения: о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Определения по делу об административном правонарушении содержат:

  1. должность, фамилию, инициалы судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;
  2. дату и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
  3. сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;
  4. содержание заявления, ходатайства;
  5. обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
  6. решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

Важным средством предупреждения административных правонарушений является представление. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать о том, что эта стадия в производстве по делам об административных правонарушениях является центральной. На этой стадии производства деятельность органов административной юрисдикции и их должностных лиц носит наиболее четко выраженный процессуальный характер, определяемый предметностью задач производства (ст. 31 Основ, ст. 225 Кодекса). Здесь наиболее убедительно проявляются правоохранительные функции органов административной юрисдикции, которые на этой стадии производства «не просто охраняют общественный правопорядок, но поддерживают и укрепляют его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений». Именно на стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях должно быть обеспечено правильное применение законодательства об административных правонарушениях, которое оказывает влияние на состояние общественного правопорядка, способствует предупреждению правонарушений. На стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях проверяется логическая и психологическая основа всего правоприменения, а также обоснованность нормативного установления административной ответственности за конкретные виды противоправных деяний. Поэтому на данной стадии очень важно обеспечить подлинно правовой характер действий участников административно-юрисдикционного процесса.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица в современном  гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. №1. С. 34.

Бахрах Д.Н. Подведомственность юридических дел и ее уровни // Журнал российского права. 2005. №4. С. 33-46.

Борисов А.Н. Административные правонарушения. М.: ООО «Новая правовая культура», 2005.

Информация о работе Рассмотрение дела об административном правонарушении