Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:08, реферат
Так в АПК РФ внесены изменения, направленные на процессуальную адаптацию новой внесудебной процедуры медиации - процедуры урегулирования споров с участием посредника-медиатора, когда она проводится по спорам, ставшим предметом рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. По АПК такая процедура относится к примирительным процедурам, с использованием которой стороны могут урегулировать внесенный на рассмотрение суда спор (ч. 2 ст. 138 АПК РФ), допускается возможность реализации сторонами права на обращение за содействием к медиатору на любой стадии арбитражного процесса (п. 2 ч. 1 ст. 135), в случае их обращения и по их ходатайству предусматривается отложение судебного разбирательства (ч. 2 ст. 158).
Введение института медиации в российское законодательство имеет целью разгрузить государственные компетентные суда посредством применения для разрешения гражданских споров несудебных процедур.
В последнее время в арбитражном законодательстве очень четко прослеживается тенденция к упрощению судопроизводства, попытке законодателей разгрузить до предела загруженных арбитражных судей.
Так в АПК РФ внесены изменения, направленные на процессуальную адаптацию новой внесудебной процедуры медиации - процедуры урегулирования споров с участием посредника-медиатора, когда она проводится по спорам, ставшим предметом рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. По АПК такая процедура относится к примирительным процедурам, с использованием которой стороны могут урегулировать внесенный на рассмотрение суда спор (ч. 2 ст. 138 АПК РФ), допускается возможность реализации сторонами права на обращение за содействием к медиатору на любой стадии арбитражного процесса (п. 2 ч. 1 ст. 135), в случае их обращения и по их ходатайству предусматривается отложение судебного разбирательства (ч. 2 ст. 158).
Введение института медиации в российское законодательство имеет целью разгрузить государственные компетентные суда посредством применения для разрешения гражданских споров несудебных процедур.
Большая роль отводится мировому соглашению, предусматривается сравнительно новая для нашего процесса возможность урегулирования конфликта между сторонами с помощью посредника (Глава 17. "Мировое соглашение. Посредничество").
К тому же для того, чтобы несколько сократить нагрузку на судью, повысить гарантии защиты прав участников процесса предлагается ввести в процесс помощника судьи, который наряду с ведением протокола может выполнять и другие процессуальные и организационные функции.
Обсуждается вопрос применения упрощенных процедур рассмотрения так называемых бесспорных дел и споров на мелкие суммы. Суть этих процедур состоит не только в сокращенных по сравнению с обычными сроками рассмотрения дел, но и в исключении апелляционного обжалования решений по таким делам.
Вместе с тем законодатели более четко хотят ввести разграничения между полномочиями судов апелляционной и кассационной инстанций, усилить гарантии независимости судей различных судебных инстанций, что прежде всего проявиться в самостоятельной, беспристрастной оценке всех обстоятельств дела судом первой и апелляционной инстанций, в повторном рассмотрении судом апелляционной инстанции дела в полном объеме, в возможности вынесения ею нового решения и др.
Наиболее существенному реформированию планируется подвергнуть положения Арбитражного кодекса РФ, регламентирующие производство в суде надзорной инстанции.
Планируется установить, что с заявлением о пересмотре решения в порядке надзора смогут обратиться лица, участвующие в деле. Такое же обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сможет инициировать и прокурор. Также предусматривается судебная процедура (коллегиальным составом суда, сформированным из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) рассмотрения названных заявлений и решения вопроса о наличии оснований для пересмотра дела в порядке надзора. При наличии таких оснований состав судей сможет вносить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации протест с предложением пересмотреть судебный акт нижестоящего суда. При отсутствии оснований суд сможет выносить об этом определение, которое направляется заинтересованному лицу и не может быть обжаловано.
Тем самым предлагается уйти от существующего в настоящее время порядка возбуждения производства по делу в надзорной инстанции по протестам должностных лиц, от решения которых зависело волеизъявление лиц, участвующих в деле.
Компетенция арбитражных судов определена Федеральным конституционным законом от 28.08.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и главой 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к которым относятся подведомственность и подсудность дел (споров).
Общие принципы подведомственности споров арбитражным судам установлены ст. 27 АПК РФ. Согласно этой статье арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, участниками которых являются, организации, являющиеся юридическими лицами; граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель), в случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду; в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
прежде всего, юридические лица и индивидуальные предприниматели. То есть при решении вопроса о подведомственности дела арбитражному суду на первый план выходит характер спора, т.е. спор должен быть экономическим. Руководствуясь при разработке нового АПК РФ этим принципом, законодатель отнес к компетенции арбитражных судов споры между участниками хозяйственных обществ и товариществ, между участниками и самими обществами независимо от субъектного состава (участия физических лиц), поскольку такие споры в основном имеют экономический характер. Таким образом, нормы, установленные ст. 33 АПК РФ, имеют не исключительный, а дополнительный характер. Видимо, поэтому данная разновидность подведомственности именуется законодателем не "исключительной", а "специальной".
Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:
экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений.
экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.). В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:
1) об оспаривании нормативных
правовых актов, затрагивающих права
и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской
и иной экономической
2) об оспаривании ненормативных
правовых актов органов
3) об административных
правонарушениях, если федеральным
законом их рассмотрение
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
4) о взыскании с организаций
и граждан, осуществляющих
5) другие дела, возникающие
из административных и иных
публичных правоотношений, если
федеральным законом их
дела об установлении фактов имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такие дела арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства (ст. 30 АПК РФ);
дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК РФ);
дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);
статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражному суду.
Так в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации (коммерческих) организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров - дела по трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации - далее ТК РФ) между акционером - физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в арбитражных судах и в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том числе автора распространенных (опубликованных) сведений.
При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие критерии как:
характер спора, экономический;
спор связан с деятельностью юридического лица;
основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельности юридического лица;
организационно-правовая форма юридического лица;
предмет спора.
Подсудность
Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.
Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:
родовая;
территориальная.
Родовая подсудность
Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.
Согласно части 2 статьи 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:
дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Территориальная подсудность
Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:
Общая территориальная подсудность - в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Информация о работе Современное арбитражное законодательство, тенденции дальнейшего развития