Специфику судебной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:26, реферат

Краткое описание

Цель: изучить специфику судебной речи и основные взгляды на технику речи в судебной практике, выявить элементы техники речи эффективно воздействующие на аудиторию.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд задач:
1. Изучить литературу о специфике судебного красноречия, технике речи и речевом воздействии в судебной практике;
2. Акцентировать внимание на наиболее важных и интересных взглядах специалистов ораторского искусства на технику речи и основные приемы речевого воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат, вариант .docx

— 44.34 Кб (Скачать файл)

  Ясное и четкое произношение слов, соответствующее фонетическим нормам русского литературного языка называется дикцией.  Очень трудно бывает слушать невнятную речь. Впечатление небрежной речи также производят смазанные окончания слов, нечеткие звуки и слоги.

    Хорошую дикцию обеспечивает слаженная работа языка, губ и нижней челюсти. «Желательно разрабатывать речевой аппарат, занимаясь дикционными тренировками (произнесение  скороговорок, чистоговорок  с координацией   дыхания)».18 « Мы должны без усилия различать: обсуждение - осуждение, предложение - продолжение, снежная - смежная и др.».19  

    Благозвучие речи предполагает употребление слов, в которых сочетание звуков  удобно  для произношения и приятно для слуха.   Это необходимо для лучшего восприятия речи. Желательно употреблять слова, в которых есть сочетание гласных звуков, сонорных л, м, н, р, а также звонких согласных, придающих речи красоту звучания. Частое повторение  в словах звуков  ж, ш, щ и сочетаний жд, вш, ющ нежелательно, так как они придают речи  неблагозвучие. Также следует избегать: частотности сочетаний взгр, вздр, встр.; скопления согласных; сочетания двух-трех гласных( слово о обновлении); повторения некоторых гласных(и вот); некоторых аббревиатур(ДЮСШ - добровольная юношеская спортивная школа, ЭОАСТР - экспедиционный отряд аварийно-спасательных технических работ);выпадения согласных (например, кажеца вместо кажется ); исчезновение целых слогов (че-ек вместо человек);непроизвольной ритмизация( Он же ребенок!);случайной, неуместной рифмы  (Бремя на время свалилось с плеч).

       Судебная речь не достигает необходимого эффекта, если при построении, разработке и произнесении игнорируются нормы ударения. Ударение играет роль смыслоразличительного средства( пили - пили, трусит - трусит, замок - замок, пора – пора).   «Словесное ударение, - пишет З.В. Савкова, - оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое - слово, не давая ему распасться».20

    Нарушение акцентологических норм (например: ква’ртал вместо кварта’л, средства’ вместо сре’дства, э’ксперт вместо экспе’рт, осу’жден вместо осуждѐ’н, возбу’ждено вместо возбуждено’) вызывает недоверие к оратору,  отвлекает от содержания речи. В случае затруднения в постановке ударения необходимо обращаться к словарям.

   «Неправильное ударение, - писал П.С. Пороховщиков, - так же оскорбительно для слуха, как неупотребительное или искаженное слово».21

 

 

 

Заключение

    На основании  вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    Юрист  должен  уметь  грамотно, стилистически правильно, выражать свои мысли.Речь юриста ,в частности судебная речь, должна быть ясной, точной, логичной, убедительной , оказывать эмоциональное и  психологическое воздействие на слушателей. Для достижения этой цели необходимо использовать все средства техники речи и знания основ ораторского искусства.

     К технике речи относят такие понятия, как интонационно-выразительные средства, дикция, благозвучие, ударение. Судебный  оратор должен осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос ,заниматься его развитием и укреплением. Говорить надо громко, ясно, отчетливо , немонотонно, выразительно.

    Необходимо учиться придавать речи мелодическое (интонационное) разнообразие, правильно использовать интонацию для выделения логической структуры речи(логическое ударение), делать  паузы для передачи смысловых оттенков своей речи. Очень важно вырабатывать речевой слух, уметь слышать себя  и  оценивать. Это позволит  чувствовать и изменять темп, громкость и высоту речи.

     Слова необходимо произносить ясно и четко. Желательно разрабатывать речевой аппарат, занимаясь дикционными тренировками(произносить  скороговороки, делать  дыхательную гимнастику, не напрягать мышц гортани). Судебный оратор должен  владеть и замедленным, «увесистым», авторитетным словом, и четкой, ясной по дикции скороговоркой.

    В речи  необходимо избегать неблагозвучных сочетаний звуков в словах,  следить за  правильным произношением слов, соблюдать  акцентологические нормы.

 

Список использованной литературы:

1. Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Основы моделирования публичной речи в суде. Казань, 1993

2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) Издательство: Юристъ, 2007 г.

3. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995.

4. Кони А.Ф. Избран. произв. М.: Гос. издат-во юрид. лит-ры, 1956г..

5. Мельник В.В « Искусство защиты в суде присяжных» Учеб.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003

6. Савкова З.В. Искусство оратора ,2004[Электронный ресурс: http://sbiblio.com/biblio/archive/savkova_iskusstvo/default.aspx]

7. Савкова З.В. Средства речевой выразительности. Л., 1982

8. Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрид. лит-ра, 1988

9.Сергеич П. Уголовная защита. Практические заметки Спб., Сенатская типография, 1913

Статьи:

1.Барщевский М.Ю. Как нас хотели уничтожить. Воспоминания об "адвокатском процессе" // Российский адвокат. 2001. N 3.

2.Ломовский В. Ораторское искусство для целей правосудия // Российская юстиция. 1998. N 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Основы моделирования публичной речи в суде. Казань, 1993. С. 3.

2 Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995. С. VII.

3 Барщевский М.Ю. Как нас хотели уничтожить. Воспоминания об "адвокатском процессе" // Российский адвокат. 2001. N 3.

4 Ломовский В. Ораторское искусство для целей правосудия // Российская юстиция. 1998. N 9. С. 49.

5Сергеич П. Уголовная защита. Практические заметки Спб., Сенатская типография, 1913. С. 241.

6 Мельник В.В « Искусство защиты в суде присяжных» Учеб.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003.стр. 191

7 Кони А.Ф. Избран. произв. М.: Гос. издат-во юрид. лит-ры, 1956г. С. 109.

8 Мельник В.В « Искусство защиты в суде присяжных» Учеб.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003.стр.189

9 Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) Издательство: Юристъ, 2007 г.стр.102

10 Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) Издательство: Юристъ, 2007 г.стр.103.

11 Мельник В.В « Искусство защиты в суде присяжных» Учеб.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003.стр.190

12 Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрид. лит-ра, 1988.стр.229

13 Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) Издательство: Юристъ, 2007 г.стр.104

14 Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрид. лит-ра, 1988 стр. 42-43.

15 Мельник В.В « Искусство защиты в суде присяжных» Учеб.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003стр.189.

16 Гаррис  Р. Школа адвокатуры: руководство к ведению гражданских и уголовных дел. СПб, 1911. стр. 49

17 Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) Издательство: Юристъ, 2007 г.стр.104

18Савкова З.В. Искусство оратора ,2004,  [Электронный ресурс: http://sbiblio.com/biblio/archive/savkova]                         

19 Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) Издательство: Юристъ, 2007 г.стр.104

20 Савкова З.В. Средства речевой выразительности. Л., 1982.. С. 12

21 Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрид. лит-ра, 1988,С.42


Информация о работе Специфику судебной речи