Статус военных судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:24, контрольная работа

Краткое описание

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Этапы развития военных судов РФ………………………………5
1.1. История развития военных судов РФ…………………………………...5
1.2. Устройство военных судов РФ в настоящее время……………………7

2. Основы деятельности военных судов РФ………………………….8
2.1. Задачи военных судов РФ…………………………….............................8
2.2. Подсудность военных судов РФ………………………………................9
2.3. Система и полномочия военных судов РФ ………………………………………11
3. Статус военных судов………………………..................................... 14
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Военные суды РФ.docx

— 35.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Юридический факультет

 

Специальность «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Правоохранительные органы»

 

 

Тема: Военные суды Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Студентка группы 13ЮДО-9: Кочетова Н.В.

 

                               Научный руководитель: Лапаев И.С.,

кандидат юридических наук, доцент

 

 

 

 

Оценка за контрольную работу: _______

дата

 

 

 

Пенза 2014 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….    3

 

  1. Этапы развития военных судов РФ ………………………………    5

 

  1.  История развития военных судов РФ…………………………………...   5

  1.  Устройство военных судов РФ в настоящее время ……………………   7

 

 

  1. Основы деятельности военных судов РФ………………………….   8
  1.  Задачи военных судов РФ …………………………….............................   8

  1.  Подсудность военных судов РФ………………………………................   9

  1.  Система и полномочия военных судов РФ ………………………………………   11

 

  1. Статус военных судов……………………….....................................   14

 

Заключение……………………………………………………………..  15

 

Список использованной литературы……………………………….  16 

Введение

В понятие демократического правового государства, которым является Российская Федерация, включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина, демократии, рыночного хозяйства и т.п.

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.

Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. Именно о военных судах пойдет речь в этой работе.

Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом.

Актуальность выбранной темы в данный момент наиболее очевидна, т.к. руководством государства ведется активная политика по переходу постоянной армии на контрактную основу. В связи с особым статусом военнослужащих и увеличением числа профессиональных военных возникает огромное количество вопросов, которые не могут разрешаться гражданскими судами общей юрисдикции, так как правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляется только лишь военными судами, в рамках их процессуальной подсудности.

Целью данной работы является изучение системы военных судов РФ. В соответствии с данной целью можно определить следующие задачи:

- охарактеризовать основные  этапы развития военных судов  РФ,

- рассмотреть основы деятельности  военных судов,

- выявить задачи, подсудность  и полномочия военных судов,

- проанализировать систему  военных судов,

- охарактеризовать статус  военных судов.

Данная тема в настоящее время является достаточно изученной. Место военных судов в системе правоохранительных органов РФ полностью определено.

 

 

1. Этапы развития военных судов РФ

1.1. История развития Военных судов

Современные военные суды по своей организации и содержанию деятельности — результат многолетнего и непростого развития. Они не сразу приобрели тот вид, который имеют в наши дни. Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития.

Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Исследователи справедливо отмечают отсутствие в то время самостоятельного военного суда, который существовал тогда в Европе.

Зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем развитие военных судов происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих исторических факторов.

В России военные суды получили определенную юридическую базу впервые при Петре I, когда был принят Воинский устав 1716 года, и произошли наиболее значимые изменения в системе военных судов. Этот период истории ознаменован стремлением разделения властей, созданием в России регулярной постоянной армии, и появлением специальных военно-судебных и военно-уголовных законов. Произошло становление российской государственности и армии, а также были созданы новые военные суды и соответствующие военно-судебные нормативы.

В 1867 г. в контексте знаменитых Александровских реформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями – в Сибири и на Кавказе. Реорганизованная в соответствии с прогрессивной реформой система военных судов просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1917 г., после чего разделила участь всей российской судебной системы. Обстановка 1918 года, характеризовавшаяся ожесточенной вооруженной борьбой за власть, требовала принятия особых мер по поддержанию боеспособности и дисциплинированности армии. Поэтому уже в середине 1918 г. в армии стали возрождаться чрезвычайные суды, начало внедрению которых еще до октября 1917г. положило Временное правительство и которые получили наименование революционных военных трибуналов. До ноября 1919 года, когда ВЦИК принял Декрет, утвердивший первое Положение о революционных военных трибуналах, они действовали, не имея никакой законодательной базы.

Трибуналы активно использовали в качестве органов политических репрессий, под действие которых попадали как военные «преступники», так и гражданские "враги народа". Жертвами произвола и беззакония стали, как известно, многие тысячи граждан.

Существенный поворот в судьбе военных трибуналов произошел в 1992 году, когда Президиум Верховного Совета РФ своим Постановлением "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" от 28 декабря 1991 г. включил Военную коллегию в состав Верховного Суда РФ. 21 апреля 1992 г. в связи с очередным изменением и дополнением Конституции РСФСР решено военные трибуналы именовать впредь военными судами.

Значительной вехой в истории российских судов стало принятие 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Этот Закон, отменив Положение о военных трибуналах 1980 г., еще в большей мере интегрировал военные суды в систему судов общей юрисдикции, сблизил с судами гражданскими, предусмотрел гарантии их самостоятельности и независимости при осуществлении правосудия, в том числе от военного командования и его органов.

 

 

1.2. Устройство Военных судов РФ в настоящее время.

Наиболее значимым событием в истории военных судов и Военной коллегии стало принятие Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации"(с последующими изменениями). Он стал третьим по счету Федеральным конституционным законом, принятым в постсоветской России по вопросам судебной реформы.

По-новому определив задачи военных судов, подсудность, структуру, финансирование, материально-техническое обеспечение, Закон поставил военные суды и Военную коллегию на иной, более высокий уровень. Военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и правосудие в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба1.

Впервые в истории нашего государства Федеральным конституционным законом военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов и Военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы, а все военнослужащие, включая судей, на период нахождения в соответствующих должностях прикомандированы к судам. Принципиально изменились стоящие перед военными судами задачи.

Таким образом, военные суды из правоохранительных органов превратились в органы защиты прав и интересов военнослужащих и членов их семей, стали гарантом законности в Вооруженных Силах. Фактически Закон наделил военные суды правом контроля за исполнительной властью, и данное направление в их работе стало основным.

 

2. Основы  деятельности Военных судов РФ.

2.1. Задачи Военных судов РФ.

Современные российские военные суды входят в подсистему судов общей юрисдикции. Военные суды призваны участвовать в охране личности (ее прав и свобод), общества (его материальных и духовных ценностей), а также государства (его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности).

Эта общая идея положена в основу ст.4 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», согласно которой их основными задачами при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

- нарушенных и (или) оспариваемых  прав, свобод и охраняемых законом  интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

- нарушенных и (или) оспариваемых  прав и охраняемых законом  интересов местного самоуправления;

- нарушенных и (или) оспариваемых  прав и охраняемых законом  интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации2.

Военные суды в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям законности, неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ и других федеральных законов. Важно подчеркнуть и то, что в соответствии со ст.2 закона военные суды самостоятельны и никому не подотчетны.

Особенностью компетенции военных судов является то, что они осуществляют правосудие от имени Российской Федерации только в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

К компетенции военных судов относится:

- рассмотрение подсудных  им дел в порядке гражданского, административного и уголовного  судопроизводства;

- рассмотрение жалоб на  применение лицом, производящим  дознание, следователем или прокурором  заключения под стражу в качестве  меры пресечения, а равно за  продление указанными лицами  сроков содержания под стражей  в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также  жалоб на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые  ими решения по делам, расследуемым  в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

- рассмотрение дел и  материалов, связанных с ограничениями  конституционных прав и свобод  на тайну переписки, телефонных  и иных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

 

2.2. Подсудность военных судов РФ.

Подсудность дел военным судам законом определяется в зависимости от содержания дела, которое подлежит рассмотрению, и от принадлежности лица, обвиняемого в преступлении, или обстоятельств, в которых было совершено правонарушение, а иногда и от сложности дела.

Так, военным судам подсудны следующие категории гражданских, административных и уголовных дел:

- гражданские дела о  защите нарушаемых и (или) оспариваемых  прав, свобод и охраняемых законом  интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от  действий (бездействия) органов военного  управления, воинских должностных  лиц и принятых ими решений;

- дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются  военнослужащие, граждане, проходящие  военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при  условии, что преступления совершены  ими в период прохождения военной  службы, военных сборов;

- дела об административных  правонарушениях, совершенных военнослужащими  или гражданами, проходящими военные  сборы;

- дела по рассмотрению  жалоб граждан, уволенных с военной  службы, на действия (бездействие) органов  военного управления, воинских должностных  лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые  законом интересы этих граждан  в период прохождения ими военной  службы либо военных сборов.

Информация о работе Статус военных судов