Архитектура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 21:13, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата являются подробное изучение архитектуры византийской империи, периодизации, рассмотрение основных характерных черт и ярких примеров архитектурных решений и сооружений того времени и последующее влияние на мировую архитектуру.

Содержание

1. Введение
2. Архитектура Византии
3. Периодизация
4. Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства
5. Строительные материалы
6. Строительные конструкции
7. Характерные черты византийского зодчества
8. Примеры византийской архитектуры
9. Интерьеры
10. Градостроительство
11. Влияние византийской архитектуры
12. Иллюстрации
13. Заключение
14. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Архитектура Византии.doc

— 856.50 Кб (Скачать файл)

Готовя поверхность  под мозаику, на нее наносили первый слой относительно крупнозернистой штукатурки, а по нему – второй, с более мелким зерном. Когда второй слой подсыхал, по нему процарапывался рисунок, после чего та часть поверхности, которую сразу же предполагалось покрыть мозаикой, покрывали слоем специального раствора. В него, следуя линиям процарапанного рисунка, вдавливали кусочки смальты.

Фон мозаики  обычно заполнялся кусочками искрящейся золотой смальты, между которыми тут и там делали серебряные вставки. В ранних мозаиках фон иногда бывал зеленым или синим. Изобразительные мотивы (библейские сюжеты, святые, фигуры императоров и их приближенных, символы, растительные орнаменты и бордюры) размещались посередине, на наиболее выгодных в зрелищном отношении местах.

В качестве наиболее ярких примеров этого искусства  можно назвать мозаики мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, монастырей св. Луки в Фокиде (1-я пол. 11 в.), Дафни  близ Афин (11 в.), Хора в Константинополе (нач. 14 в.), собора Сан Марко в Венеции (11–15 вв.), а также многочисленные фрагменты в других местах.

 

Градостроительство

В градостроительстве к 6 в. складывались средневековые черты. В городах Балканского полуострова  появился укреплённый Верх, город, близ которого разрастались жилые кварталы. Города Сирии часто строились по нерегулируемому плану, отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутренним двором в ряде районов Византии долго сохранял связь с античным зодчеством. В Константинополе сооружались многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах.

 

Влияние византийской архитектуры

Политическое  и культурное влияние Византии в  течение всех Средних веков распространилось более или менее сильно в искусстве  народов, приходивших в какое-либо соприкосновение с ней; приёмы византийского  зодчества проникли в различные, даже отдалённые, края тогдашнего мира. Таким образом, в Италии, кроме упомянутых нами равеннских церквей, носят на себе отпечаток византийского стиля некоторые храмы Сицилии (собор Монреале, Палатинская капелла и Марторана в Палермо, Мессинский собор), собор св. Марка в Венеции (освящ. в 1085 г.), церкви на остр. Торчелло и других пунктах Адриатического прибрежья. В Германии из сооружений этого стиля, возникших во времена Карла Великого на берегах Рейна, уцелела императорская капелла при Ахенском соборе (796—804), представляющая довольно близкое подражание равеннской церкви св. Виталия. Во Франции, в Лиможе и соседних местах, мы находим несколько храмов, в которых видно несомненное влияние византийства, какова, напр., церковь св. Фронта в Перигё. Но нигде зодчество Византии не дало от себя столь сильных и долговечных отпрысков, как в Армении, Грузии, Сербии и России — странах, заимствовавших его оттуда вместе с догматами и обрядами религии.

Важнейшим вкладом  Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур — купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных  комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции — ансамбли.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных  комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции — ансамбли.

В начале XIII в. возникают  новые культурные центры на Крите, в  Македонии, Сербии и Болгарии. Со времен царствования Палеологов с XIII по XV вв. сохранился ряд памятников также в Греции и Сербии, особенно монастырей.

Византийское  искусство, пустившее глубокие корни, не погибло и после уничтожения  Византийской империи турками. Византийский стиль оказал влияние как на развитие православной архитектуры в Сербии, Болгарии и России, так и магометанской в Сербии и Турции.

В архитектуре  восточных славян, которые позже  образовали Русское государство, первоначально  использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией.

Вместе с  христианством в Киевскую Русь проникают  и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство  здесь имеет византийский характер.

В конце XIX —  начале XX веков в храмовой архитектуре  России был распространён так  называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Ярким примером псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте (1902—1914, арх. В. А. Косяков, Д. К. Пруссак). У таких храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол, как правило, больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек. Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков.

 

 

Иллюстрации.

  1. Храм Святой Софии


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 
Заключение.

Таким образом, архитектура Византии оставила большой  след в истории мировой архитектуры.  Архитектура Византии была распространена и за ее пределами, в государствах, окружавших Византию, торговавших с ней и так или иначе подпадавших под ее влияние. Оно оказало огромное воздействие на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси.

Основы, заложенные строительной деятельностью в период правления Юстиниана, строительные принципы и большая творческая активность будут долгие столетия оказывать влияние на развитие архитектуры восточных славян. Византийские конструктивные принципы использовались в дальнейшем как в греческом мире, так и в славянских областях.

Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы  опирания купола на отдельно стоящие  четыре опоры с помощью парусного  свода. Вначале купол опирался непосредственно  на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.

 

Список использованной литературы.

  1. Архитектура Византии http://www.byzantium.ru/arch.php
  2. Архитектура Византии. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Искусство Византии. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  1. Собор святой Софии в Константинополе http://projectclassica.ru/v_o/01_2001/1_2001_o3.htm

  1. Коллекция архитектурных планов http://kannelura.info/

 

 


Информация о работе Архитектура Византии