Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:42, курсовая работа
История Византии начинается с IV века, с того времени, когда на трон Римской империи взошёл император Константин (324-337 гг. правления). Он перенёс столицу империи в город Константинополь. Это весьма плачевно отразилось на Римской империи, расколовшейся в результате на две части : Западную и Восточную, которая и получила впоследствии у историков название Византии. Незадолго до этого, в 313 г., Миланский эдикт разрешает свободное вероисповедание христианства, а в 395 г. оно было признано официальной религией обеих частей империи.
История Византии начинается с IV века, с того времени, когда на трон Римской империи взошёл император Константин (324-337 гг. правления). Он перенёс столицу империи в город Константинополь. Это весьма плачевно отразилось на Римской империи, расколовшейся в результате на две части : Западную и Восточную, которая и получила впоследствии у историков название Византии. Незадолго до этого, в 313 г., Миланский эдикт разрешает свободное вероисповедание христианства, а в 395 г. оно было признано официальной религией обеих частей империи.
Это было временем расцвета феодального строя с типичным для него господством класса землевладельцев, внеэкономическими мерами принуждения, преобладанием натурального хозяйства, слабым развитием товарного производства и, как следствие этого, политической раздробленностью. Столь же типичными для него были крестьянские восстания, объединение городских ремесленников и купцов в цехи и гильдии, система вассальной иерархии и монархия, как преобладающая форма государственного устройства.
Особенности
феодального строя сказались
и на его архитектуре. В эту
эпоху постоянных войн много внимания
уделялось строительству
Широко и повсюду строились монастыри, которые помимо цели хранения богатства, преследовали также цель служить убежищем для окрестного населения. Кроме того, монастыри имели значение культурных центров.
Возникновение большого количества монастырей стало возможным благодаря характерному для средневековья огромному значению религии в жизни людей. Религия укрепляла своим авторитетом существовавший социальный и политический строй, и государственная жизнь часто была почти неотделима от церковной.
В истории Византии определились три этапа развития византийской империи и византийской культуры:
-ранневизантийский (V-VIII вв.)
-средневизантийский (VIII-XIII вв.)
-поздневизантийский (XIII-XV вв.)
При переходе от поздней античности к Византии бытовали самые разнообразные архитектурные типы, которые, взаимно перекрещиваясь, друг на друга влияли и перерождались. Наиболее существенными были особенности, связанные с появлением и развитием купола и центрической архитектурной системы.
Накануне
образования византийской архитектуры
довольно широко был распространён
базиликальный архитектурный
Очень существенной разновидностью храмового здания этого периода был мартирий, т. е. церковь над могилой святого. Среди различных по плану мартириев особенно выделяются большие монументальные постройки с планом в виде четырёхлистника. Они появились в восточных областях позднеантичного мира. Многие из них имели ещё деревянные купола, но встречались и такие, которые были перекрыты куполами из кирпича. Четырёхлистник в плане очень сильно выделял центральную точку главного помещения, даже в ущерб алтарю.
В отношении строительных материалов и конструктивных приёмов архитектура периода сложения византийского зодчества распадается на две больших школы, из которых каждая внесла свой очень существенный вклад в его образование. Одна из этих школ — столичная, константинопольская; другая, восточная, наиболее ярко представлена постройками Сирии.
Характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в византийском зодчестве храмовых построек. Типы византийских церквей были очень разнообразны и развивались по отдельным историческим периодам. Наиболее выдающимися типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах и крестово-купольные постройки. Во всех этих архитектурных типах господствовал купол над амвоном, перекрывавший центральную часть здания, к которой примыкает алтарь в апсиде. Центральная часть окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.
Византийские архитекторы стремились по возможности облегчить стены и столбы. Они делали большие проёмы и связывали таким образом интерьеры с наружным пространством. Отдельные части интерьера всегда были органически связаны в одно компактное целое. Что же касается храмовых интерьеров, несмотря на большие проёмы и хорошую связанность с наружным пространством, они всегда трактованы как особый мир. Церковный интерьер — символическое изображение вселенной. Такая интерпретация получила дополнительное наглядное выражение и в живописи. Характер изображения фигур и сцен влиял и на пространство интерьера, придавая ему облик, отличный от реального пространства природы
Наиболее
удачным типом храма для
Собор Софии в Константинополе (532-537 гг.) — наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества — является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры. Именно на него следует обратить главное внимание при изучении византийского зодчества. Особенно существенно, что София послужила в известном смысле отправной точкой развития крестово-купольной системы последующего времени. Она и в этом отношении является глубоко закономерным и необходимым звеном развития византийской и всей мировой архитектуры.
В основе нового типологического решения Софии, найденного Анфимием и Исидором, лежали требования быта, которые были отражены в организации плана собора. А в частности, необходимо было создать сооружение, обладающее большим свободным центральным пространством для церемоний и вмещающее просторные окружающие его помещения для огромного числа зрителей. В центре должна была находиться кафедра-амвон — место средоточия церемоний, изображающее по ходу действия то пещеру, где родился Христос, то гору, на которой он был распят и т.д. Центральная часть здания должна была иметь придаток в виде алтаря, изображавшего небесное царство, в то время как она сама представляла землю, где и происходили изображаемые события. Между землёй и небом осуществлялось постоянное общение, однако алтарь отделялся от зрителей невысокой преградой, скрывавшей небесный мир. Присутствующие могли заглянуть в него лишь периодически, когда открывались врата. Перед главным помещением должна была находиться более закрытая часть интерьера, в которой участники процессий могли собираться прежде, чем выйти в главное помещение. (Рис.2 Приложение А).
Переход от ранневизантийского периода к средневизантийскому был связан с трагическим временем отчаянного сопротивления Византии внешним нашествиям и с глубокими изменениями внутри империи. Византийское крестьянство все больше закрепощалось, власть и могущество отдельных феодалов сильно возросли. В связи с этим вместо больших государственных сооружений стали строить по преимуществу небольшие приходские и монастырские церкви с маленькими приделами на хорах или внизу – домашними молельнями заказчиков постройки.
Новой чертой, характерной для средневизантийской архитектуры по сравнению с предшествующим этапом развития византийского зодчества, были небольшие размеры построек. Церковные постройки, продолжавшие преобладать в строительстве, необходимы были в первую очередь для привилегированных. В них появляется интимный масштаб. Уже в XI – XII вв. наблюдается тенденция к созданию внутри церквей обособленных молелен для еще более узкого круга феодалов. Вместо величественности собора Софии в Константинополе и других ранневизантийских построек, появляются карликовые пропорции, которые придают частям зданий и даже постройкам в целом характер миниатюрных сооружений.
Основным достижением средневизантийской архитектуры явилось создание крестово-купольной архитектурной системы. Эта система зародилась и сделала свои первые шаги еще в ранневизантийский период, однако своего полного развития, своей зрелости она достигла только в средневизантийской архитектуре. Крестово-купольные здания Византии производят исключительно сильное впечатление своей удивительно уравновешенной композицией, которая направлена на выявление основных пространственных координат. Интерьер крестово-купольного здания распадается на девять пространственных ячеек, которые строго друг другу подчинены и образуют наглядную иерархическую систему пространства.
Во
всей мировой архитектуре
Для
средневизантийского времени
Большие здания крупных городов восточных областей Византийской империи хорошо представлены собором в Майафаркине в Месопотамии. Это редкий восточновизантийский представитель архитектурного типа пятинефной крестово-купольной системы. Рис.3 (Приложение А).
Короткий поздневизантийский период характеризуется довольно существенными изменениями в архитектуре. Византийская империя доживала свои последние дни. Поздневизантийский период соответствовал по времени эпохе готики и зарождения Ренессанса в Западной Европе и эпохе образования Русского централизованного государства в Восточной Европе.
К
XIV в. относится наиболее сохранившаяся
дворцовая постройка
Отличительной особенностью кладки Текфура, по которой сразу можно определить поздневизантийское здание Константинополя, является включение камня в кладку арок. Для последнего периода византийской архитектуры очень характерна насыщенная декоративность фасада Текфура. Живописный характер имеет сама кладка стен. В ней эффективно чередуются узкие красные полосы кирпича и сплошные полосы камня теплого желтого тона.
В
поздневизантийское время даже в
лучших постройках Константинополя
отражался недостаток средств, обусловленный
тяжелым экономическим
Выдающимся
произведением
В поздневизантийское время в Константинополе сложился очень своеобразный заключительный этап развития византийского зодчества. Самый характер перестроек старых зданий и добавлений новых частей к уже ранее существовавшим помещениям порождает живописное начало. Оно выражается в свободной группировке частей, Характерной для жилой архитектуры. Очень распространенным было в поздневизантийское время расположение зданий на склонах холмов, так что одни их стены были выше, а другие уходили в землю.