Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 21:10, реферат
Развитие русской культуры в первой половине 19 в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Введение
Архитектура и скульптура
Живопись
Театр и музыка
Литература
Заключение
Список используемой литературы
Во второй четверти 19 в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова отчётливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Её постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «История нашей литературы, по словам А.И.Герцена, - это или мартиролог, или реестр каторги». А.И.Полежаев и Т.Г.Шевченко были отданы в солдаты. А.И.Герцен и Н.П.Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А.Бестужев-Марлинский убит во время Кавказкой войны.
Заключение.
В заключение следует отметить, что в
предреволюционные годы культурная, литературная,
мыслящая Россия была совершенно готова
к войне и революции. В этот период смешалось
все: апатия, уныние, упадничество -- и ожидание
новых катастроф. Носители русской культуры
«серебряного века», критиковавшие буржуазную
цивилизацию и ратовавшие за демократическое
развитие человечества (Н. Бердяев, Вл.
Соловьев и др.), жили в огромной стране
словно на необитаемом острове. Россия
не знала грамоты -- в среде интеллигенции
сосредоточилась вся мировая культура:
здесь цитировали наизусть греков, увлекались
французскими символистами, считали скандинавскую
литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю
всего мира. И в этом смысле русская интеллигенция
была хранителем культурного музея человечества,
а Россия -- Римом упадка, русская интеллигенция
не жила, а созерцала все самое утонченное,
что было в жизни, она не боялась никаких
слов, она была в области духа цинична
и нецеломудренная, в жизни вяла и бездейственна.
В известном смысле русская интеллигенция
совершила революцию в умах людей до революции
в обществе -- так глубоко, беспощадно и
гибельно перекапывалась почва старой
традиции, такие смелые проекты будущего
были начертаны. И революция грянула, оказав
неоднозначное влияние на замечательную
русскую культуру.
Список используемой литературы.
Культурология: Учебник для
студентов технических вузов / Колл. Авт.;
Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа.,
1999. - 511 с.
Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. - М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. - 224 с.
Культурология. Учебное пособие для студентов вузов (под ред. Г.В. Драча).
Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: УИЦ Гардарики; Литературно-педагогическое агентство Кафедра-М, 1999.- 288 с.
Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. ПРИОР, 2000. - 352 с.