Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:18, реферат
Уже со времени средневековья сложились определенные отношения между двумя странами Пиренейского полуострова — занимающей его основную часть Испанией и маленькой, целиком обращенной к океану Португалией. Испания постоянно стремилась подчинить себе соседнее государство. II тем не менее к началу 16 столетия Португалия сумела не только сохранить политическую и экономическую самостоятельность, но и во многом опередить Испанию. Уже в 14 в. Португалия, которую Ф. Энгельс называл «Иберийской Голландией», активно участвовала в западноевропейской морской торговле. В Португалии раньше, чем в Испании, была преодолена феодальная раздробленность и к концу 14 в. сложилась единая монархия.
Введение 3
Архитектура эпохи Возрождения в Португалии 4
Заключение 13
Список использованных источников 14
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Кубанский
государственный
(КубГТУ)
Кафедра архитектуры гражданских, промышленных зданий и сооружений
РЕФЕРАТ
на тему: Архитектура эпохи Возрождения в Португалии.
Факультет МИППС
Студента 1 курса
Группы СТ-1
Специальность 270800
Шифр зачетки 08-ЗСс-135
Разработал Мешков А.Н.
Проверил: Данилеян А.С.
г. Краснодар 2013 г.
Содержание
Введение 3
Архитектура эпохи Возрождения в Португалии 4
Заключение 13
Список использованных источников 14
Введение.
Целью данной работы – изучить особенности архитектуры Португалии в эпоху Возрождения, рассмотреть основные этапы ее возникновения и развития, а также влияние социально-политической сферы.
Уже со времени
средневековья сложились
Стремительный и кратковременный подъем Португалии, который охватывает приблизительно одно столетие (от середины 15 в. до середины 16 в.), составляет Эпоху португальского Возрождения. Данный период обычно справедливо называют культурой времени «великих морских открытий». В поэзии, особенно в творчестве великого португальского поэта Луиса Камоинша (1524—1580), в живописи и архитектуре ярко отразился дух этой героической эпохи, насыщенной новыми, необычными впечатлениями.
Архитектура эпохи Возрождения в Португалии.
Эпоха высшего могущества Португалии
вызвала интенсивное
Особенностью в этой стране стал португальский готический стиль "мануэлино" (его еще именуют "канатным"), названный по имени короля Мануэля I и сильно отличающийся от всего, что можно увидеть в других местах Европы. В нем используются непривычные для архитектуры морские мотивы - всевозможные канаты, якоря, кораллы, а также крест ордена рыцарей Христа. Самое впечатляющее архитектурное сооружение столицы Португалии Лиссабона, выполненное во всем блеске вычурного и изящного стиля мануэлино - кремовато-белый монастырь Жеронимуш.
Еще одним шедевром в стиле мануэлино является Беленская башня. Трудно представить, что этот ажурный белый замок на воде служил сторожевой крепостью, таможней и тюрьмой. К сожалению, Жеронимуш и Беленская башня - единственные крупные памятники эпохи великих открытий, сохранившиеся в Лиссабоне со времен небывалого для Европы землетрясения в 1775 году.
Вторая
отличительная черта в
В архитектуре мануэлино
Цистерцианское
аббатство в Алькобасе (начало строительных
работ – 1178) – один из самых выдающихся
и лучше всего сохранившихся
памятников ранней готики в Португалии.
Однако главный свой вклад в развитие
средневековой архитектуры
Две главные
постройки той эпохи связаны
с именем мастера-каменщика Домингеса
Домингеса, который явно пользовался
королевским покровительством. В 1308
– 1311 годах он построил клуатр в
Алькобасе и более значимую в
архитектурном отношении
При короле Афонсу 4 (1325 – 1357) к романскому
собору в Лиссабоне, несколько раз пострадавшему
от землетрясений, было решено пристроить
новую алтарную часть. Первоначально предполагалось,
что восточная оконечность собора будет
состоять из высокого и узкого двухъярусного
хора и деамбулатория с венцом многоугольных
капелл. В 15 веке этот план был реализован
в исправленном варианте. Единство свода,
перекрывающего деамбулаторий, подчеркнуто
непрерывным продольным ребром. Снаружи
массивные контрфорсы выступают далеко
за плоскость внешних стен – явная попытка
уберечь здание от новых землетрясений.
Примечательные постройки были воздвигнуты
также в Алентежу – области к югу от Лиссабона.
Особенно интересен клуатр собора в Эворе,
строительство которого началось после
1350 года. Четыре крыла, окружающие его,
перекрыты круто уходящими ввысь нервюрными
сводами. Травеи здесь также связаны воедино
продольным ребром.
Рисунок 1. Бойтак. Внутренний двор
монастыря в Баталье. Начало 16 в.
Качественным скачком в развитии португальской архитектуры стало возведение монастыря в Баталье. Этот доминиканский монастырь с королевской заупокойной часовней ознаменовал возвышение новой Ависской династии, которая правила вплоть до прихода к власти Филиппа 2 (1598 – 1621). Монастырский комплекс расширялся и дополнялся новыми постройками вплоть до середины 16 века и, таким образом, в нем отразилось несколько эпох истории архитектуры в Португалии. Первый этап строительства начался в 1388 году; работы проводились по общему проекту Афонсо Домингеса, дополненному планом трехнефной церкви с трансептом и пятью капеллами.
В основе этого строения – тип храма, вполне характерный для нищенствующих орденов, но пропорции его необычны: длина здания – 80 м, ширина – 22 м, высота – 32,5 м. По своим масштабам оно явно ориентировано на образец монастырской церкви в Алькобасе.
В начале 16 в. средневековые сооружения расширялись и украшались новыми пристройками. Архитектор Бойтак (ум. в 1510 г.) богато оформил внутренний двор средневекового монастыря в Баталье. В том же монастыре Бойтак и Матвиш Фернандиш (умер в 1515 г.) создали роскошную так называемую Незаконченную капеллу. В Томаре, в монастыре св. Креста, к романской ротонде тамплиеров зодчим Диогу ди Арруда, работавшим в 1508 —1531 гг., был пристроен новый неф — один из самых выразительных памятников мануэлино. Это двухэтажное здание с выступающими по углам
Рисунок 2. Диогу ди Арруда. Монастырь св. Креста в Томаре. 1508-1531 гг.
северного фасада подобиями контрфорсов.
Гладкая поверхность массивных
стен оттеняет сложное убранство
окон, ограды кровли и боковых выступов.
У основания контрфорсов
Рисунок 3. Диогу д и Арруда.
Монастырь св. Креста в Томаре. Окно.
Рисунок 4. Франсишку ди Арруда. Башня Белем. 1515-1520 гг. Общий вид.
Наряду с расширением старых
зданий в Португалии развернулось строительство
церквей, монастырей и дворцов. Оборонительное
назначение имела башня св. Винсента,
или башня Белей (1515 —1520), расположенная
в широком устье реки Тахо у
впадения в океан. Ее создатель —
брат Диогу, Франсишку ди Арруда (ум.
в 1547 г.). Квадратная, по-романски мощная
башня расположена на каменной платформе,
передний край которой выдвинут в
водное пространство. Типичное для
архитектуры мануэлино
Рисунок 5. Жуан ди Каштилью. Монастырь иеронимитов в Белеме. Внутренний двор. После 1517 г.
Монастырь иеронимитов в Белеме, усыпальница королей и героев Португалии — крупнейшая постройка начала 16 в. Сооружение его было начато в 1502 г. архитектором Бойтаком, а в 1517 г. продолжено талантливым зодчим Жуаном ди Каштилью (умер в 1552 г.). В творчестве Каштилыо сильнее проявились элементы собственно ренессансной архитектуры, которые органически слились с элементами стиля мануэлино. Особенно интересен квадратный, со стороной в 50 м внутренний двор монастыря. Торжественный ритм охватывающей обширное пространство клуатра двухъярусной ренессансной аркады с ее богатейшей резьбой из бледно-золотистого камня, сочетание крупных и более мелких дробных форм, типичная для мануэлино сочность и пышность декора создают один из самых впечатляющих образов среди произведений архитектуры подобного типа на Пиренейском полуострове.
В новом стиле возводились в
Португалии и гражданские сооружения.
С середины 15 в. летней королевской
резиденцией стал расположенный
в скалистых горах дворец в
Синтре. Ансамбль Синтры, называемый португальской
Альгамброй, представляет собой живописное
нагромождение различных
К середине 16 столетия национальный стиль мануэлино был вытеснен итальянизирующим направлением, представителем которого был португальский зодчий Диогу ди Торралва (1500—1566). Однако произведения собственно ренессансных форм не отличались в португальской архитектуре ни особой самостоятельностью, ни высоким художественным совершенством. Печатью провинциализма и подражательности отмечена сооруженная Диогу ди Торралва церковь Милосердия в Эворе (1530—1537). Большей зрелостью обладает другая постройка мастера—внутренний двор монастыря св. Креста в Томаре (1562).
Португальская скульптура первой половины 16 в. в основном имела декоративное назначение и была подчинена архитектуре, особенно в постройках мануэлино. И здесь ренессансные мотивы постепенно становились ведущими. Главными проводниками традиций Возрождения в скульптуре были работавшие в этот период в Португалии французские мастера. Их произведения свидетельствуют о том, насколько сильно под воздействием местной художественной среды изменялись на почве Португалии традиции французской пластики.
Информация о работе Архитектура эпохи Возрождения в Португалии