Архитектурные стили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:49, лекция

Краткое описание

Архитектура - особый вид творческой деятельности человека, в результате которой образуется материальная среда.
Архитектура действует на сознание человека НЕОСОЗНАННО, но ПОСТОЯННО. Архитектура и идеология – понятия неразделимые. Архитектура всегда выражала интересы господствующего класса.

Вложенные файлы: 1 файл

архитектура лекция 1.docx

— 847.71 Кб (Скачать файл)

Эволюция готического окна

Готические строители работали с камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть - ребристый свод составляют существо готического строительного искусства.

Крестовый ребристый свод



Ребристые своды, возведенные здешними мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика - 30 - 40 см.

Крестовый ребристый свод

Ребристые своды, возведенные здешними мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика - 30 - 40 см.

Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое разделение усилий на ребра и полотно - распалубку. В развитии крестового свода наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия.

Характерные черты стиля готика

Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.

 


 


 


 


 



 



 



 



 



Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.

С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области.

Система готического

продольного корпуса в

Лихфильдском соборе

 

Париж, собор Нотер-Дам,

Разрез и план

 

Уже в поздний романский период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании.

До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.

Типы сооружений стиля готика

Развитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий, требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападений феодалов, строя вокруг города стены и башни.

 

 

 

 

                                                    Лекция № 2

   Система, в которой  стоично – балочная конструкция нашла свою архитектурную форму называется архитектурно – колонным ордером.

   В XIII веке были найдены труды Римского зодчего Витрувия. В них была изложена теория архитектурного ордера. Итальянские архитекторы Палладио, Виньоло, Скамоцци создали свои системы ордеров. Наиболее простой является система архитектора Виньоло.

Основные части ордера :

Основными частями канонического ордера являются: колонны, перекрывающие их балки, антаблемент, подставка под колонну – пьедестал. Полный ордер включает в себя все три части, а неполный – без пьедестала.

               капитель

Колонна        тело колонны, ствол, стержень, фуст

               база колонны

 

Фуст – круглый столб, который начиная с трети высоты колонны снизу немного утоняется кверху. Это утонение идет по слабовыпуклой кривой – энтазис.

Во всех ордерах, кроме Тосканского, ствол колонны обрабатывают каннелюрами – вертикальными криволинейными в горизонтальном сечении углублениями.

 

                абак

Капитель        эхин

                шейка

Капитель образует переход от вертикальной подпоры фуста к поддерживаемой этой колонной горизонтальной балке.

Абак – верхняя часть капители. Часто плоская квадратная плита, которая воспринимает всю тяжесть антаблемента.

Шейка – самая узкая часть капители, отделена от фуста пятью кольцами.

Эхин – средняя часть капители – раздавленная подушка.

База колонны – нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола.

                  антаблемент

Ордер              колонна

                  пьедестал

                   карниз

Антаблемент        фриз

                   архитрав

 

Архитрав – основная несущая часть антаблемента, состоящий из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами.

Фриз – широкий пояс – нижняя часть антаблемента. Декорируется метопами и триглифами.

Карниз – завершение антаблемента во всех ордерах. Состоит из трех частей:

- венчающая

- свешивающаяся

- поддерживающая.

                 карниз пьедестала

Пьедестал        стул

                 база пьедестала, цоколь

Своеобразной модификацией колонны ордера явились полуколонны, непосредственно связанные со стеной здания и выступающие из нее на половину диаметра.

Существует модификация колонны – пилястра.

Пилястра – плоская четырехугольная колонна, выступающая за плоскость стены на четверть своей ширины.

Все ордера в деталях образованы небольшими формами – мулюрами или обломами.

              прямолинейные

Мулюры

              Криволинейные

Прямолинейные – полка, полочка, пояс

Криволинейные – разделяют на простые(один центр) и сложные(несколько центров).

В Римских ордерах криволинейные профили подчинены законам геометрии и составной части окружности.

В Греческой архитектуре обломы представляли собой кривые второго порядка и строились от руки.

Зодчие эпохи возрождения разработали 5 ордеров:

- Тосканский

- Дорический

- Ионический

- Коринфский

- Сложный(композитный).


Информация о работе Архитектурные стили