Германия. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:07, реферат

Краткое описание

Когда в прошлом веке стало казаться, что машинная продукция затопит весь мир, оставив художников и мастеров в плачевном состоянии, пренебрежение формой и качеством изделий вызвало естественную реакцию. Рёскин и Моррис первые пошли против течения, но их борьба против машины не могла противостоять её натиску.

Содержание

• Введение стр. 3
• Метод стр. 3 - 4
• Цель стр. 4 - 5
• Идея и структура Баухауза стр. 5 – 11
• Баухауз переезжает стр. 11
• Проекты стр. 12 – 17.

Вложенные файлы: 1 файл

referat.doc

— 588.00 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального  образования

Институт экономики, права и  естественных специальностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Германия. Баухауз  и его вклад в развитие мирового дизайна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

Факультета дизайна

Атрохина А.А.

 

 

 

Краснодар 2003 г.

 

Содержание:

 

  • Введение   стр. 3
  • Метод        стр. 3 - 4
  • Цель           стр. 4 - 5
  • Идея и структура Баухауза   стр. 5 – 11
  • Баухауз переезжает  стр. 11
  • Проекты   стр. 12 – 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Творчество и любовь к красоте  ––  необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного  выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить  радость.

Когда в прошлом веке стало казаться, что машинная продукция затопит весь мир, оставив художников и мастеров в плачевном состоянии, пренебрежение формой и качеством изделий вызвало естественную реакцию. Рёскин и Моррис первые пошли против течения, но их борьба против машины не могла противостоять её натиску. Только гораздо позднее ошеломлённому сознанию людей, заинтересованных в прогрессе формы, открылось что искусство и производство могут быть объединены снова лишь на пути признания машин и подчинения их производительным особенностям. Художественно-промышленные школы прикладного искусства появились главным образом в Германии, но и многие из них встретили поддержку только наполовину; подготовка в них была слишком поверхностной и технически неграмотной, чтобы   вызвать к жизни настоящее движение. Фабрики как ни в чем не бывало продолжали выпускать массу уродливых изделий, в то время как художник тщетно бился над воплощением своих платонических проектов. Беда заключалась в том, что никто из них не мог в должной мере проникнуть в смежную сферу, чтобы достичь эффективного слияния своих стараний.

С другой стороны, ремесленник  с течением времени стал очень  слабо напоминать страстного и независимого представителя средневековой культуры, который полностью руководил  производственным процессом своего времени и был мастером, художником и торговцем одновременно. Его мастерская превратилась в магазин, сам же рабочий процесс выскользнул из рук ремесленника, который стал торговцем.

Какова же причина  этого омертвляющего процесса? В  чем надо видеть разницу между ремесленным и машинным трудом? Различие между индустрией и ремеслом заключается не только в разном орудии производства, но и в раздробленности трудового процесса в противоположность нерасчлененному его контролю со стороны одного мастера. Необходимо восстановить контакт с  производством  и подготовить молодого учащегося как для ручной и механизированной, так в то же время и для проектной работы. Это и было предпринято Баухаузом.

 

Метод.

Вальтер Гропиус говорил: « Моё намерение состоит в  том, чтобы не обучать так называемому лаконичному геометрическому «современному стилю Европы», а скорее, ввести в существо самого метода мышления, который позволит рассматривать проблему в соответствии с конкретными обстоятельствами ее возникновения. Я хочу, чтобы молодой архитектор мог ориентироваться в любой обстановке; я хочу чтоб он мог независимо создавать настоящее, оригинальные формы в тех технических, экономических и социальных условиях, в которых он окажется, вместо того чтобы навязывать заученные формулы окружающему, нуждающемуся в совершенно ином решении. Я хочу учить не готовым догмам, но подходу к проблемам нашего поколения, который должен быть непредубежденным, эластичным, оригинальным. Для меня было бы совершенно ужасно, если бы моё намерение вылилось лишь в умножение числа приверженцев «архитектуры Гропиуса». Чего я действительно хочу, так это заставить молодежь осознать, как неистощимы средства творчества, если использовать современную разнообразнейшую продукцию нашего века, и вдохновить эту молодежь на поиски собственных решений.

Я всегда ощущал известное  разочарование, когда меня спрашивали о средствах и тайнах моей работы, в то время как интерес представляет передача моих основных переживаний  и использованный при этом метод. Лозунг «красиво всё то, что полезно» правилен лишь наполовину. Когда мы можем назвать человеческое лицо красивым?

Части любого лица соответствуют  своему назначению, но только абсолютные пропорции и гармоничные краски по справедливости могут называться красивыми. То же и в архитектуре. Только абсолютная гармония технической функциональности и пропорций формы создаёт красоту. Именно эти критерии делают нашу задачу столь многогранной и сложной.

Совершенная архитектура  должна быть воплощением самой жизни, что подразумевает проникновенное знание биологических, социальных, технических и художественных проблем».

 

Цель.

Прежде всего должны быть установлены новые границы  архитектуры, что нечего мечтать  совершить этот труд одному, что  этого можно достигнуть лишь воспитанием  и подготовкой нового поколения архитекторов, которые овладеют современными средствами производства в специальной высшей школе. Так в 1919 году был торжественно открыт Баухауз со специальной задачей: понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно человеческой природе охватывала бы  собой все проявления жизни. Школа добровольно сосредоточила внимание на том, что является сейчас насущной необходимостью, – на предотвращение порабощения человека машиной путем спасения массового производства и быта от анархии механизации и возвращения их к смыслу, чувству и жизни. Это подразумевает создание вещей и зданий, заранее спроектированных для промышленного производства. Задачей было искоренить ошибки механизации, не жертвуя ни одним из ее достоинств. Мечтой было создание подлинных ценностей, а не проходящих новшеств.

Баухауз пропагандировал  на практике равноправие всех видов  творческого труда и их логическую взаимосвязь в современном мире. Ведущим принципом было то, что  формообразующая деятельность  является не односторонне интеллектуальным или односторонне  материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе. Замыслом было извлечь художника из состояния отрешенности и восстановить его связь с миром каждодневной реальности, и на то, чтобы расширить и очеловечить неподвижное, почти всецело материальное сознание людей труда.

Цель Баухауза заключалась  не в распространении какого бы то ни было стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния  на всю сферу формообразования. «Стиль Баухауза» был бы лишь признанием поражения и возвращением к той омертвляющей инерции и пассивному академизму, с которыми школа боролась. Школа старалась сформулировать новый подход к задаче, который воспитает творческое сознание у всех единомышленников и который в конечном счете приведет к новому отношению к жизни.

Баухауз был первым учреждением  в мире, осмелившимся воплотить этот принцип в конкретной программе. Основной идеей программы были исследования условий нашей индустриальной эпохи  и присущих ей главных течений. 

 

Идея  и структура Баухауза.

Выражением прошлого сознания была Академия, она способствовала раздельному  существованию двух видов творческой жизни ––  производственной и  ремесленной –– независимо от деятельности художественно одаренных людей, которая протекала в полной изоляции. В великие эпохи, напротив, вся общая производительная деятельность тесно зависела от художественно одаренной личности, ибо она находилась в центре и опиралась на те же основы производства и те же практические знания, что и любые другие труженики снизу доверху. Художник обладал профессией, поддававшейся изучению, несмотря на различные непонятные случаи в творчестве, приводившие к ошибкам. Обучение в Академии вело к тому, что художественная индивидуальность совершенствовалась в ущерб социальным нуждам. Такое обучение ограничивалось лишь методом графического и живописного изображения вне всякой связи с особенностями реальных материалов, техникой и производством. Но со второй половины XIX века началось движение против пагубного влияния Академии: Рёскин и Моррис в Англии, ван де Вельде в Бельгии, Ольбрих и Беренс и другие в Германии, Веркбунд  ––   все они пытались найти и определить путь для восстановления утерянного единства материального производства с художественным творчеством. В Германии возникли школы прикладного искусства, которым надлежало заняться подготовкой художественно одаренных личностей для промышленности и ремесленного производства. Но дух Академии был еще жив, и это производственное образование оставалось дилетантским; его основу продолжало составлять традиционное рисование «проектов». Таким образом, попытки сломить старое, не преобразуя всего в целом, не меняли отношения между жизнью и «искусством для искусства». С другой стороны,  в области ремесленного производства  ––  прежде всего в индустрии ––  тоже изыскивали средства для привлечения сюда художника. Наряду с прежними требованиями техничности и общей качественности вещи стали выдвигать и требования красоты внешних форм изделия, добиться которых прежним производственным методом было нельзя. Тогда начали покупать «художественно решенные проекты». Но это была попытка с негодными средствами, поскольку художник оказался чужд вещи, он ничего не понимал в ее техническом и реальном изготовлении и не мог связать свои формальные предложения с практическими возможностями их выполнения. Не хватало специально обученных художественно одаренных людей, которые могли бы внести в производство необходимую целостность на основе требований создания нового единства всех форм.

В Государственном Баухаузе в  Вейморе  впервые предпринята попытка  широко воплотить эти идеи на практике.

Весной 1919 года Вальтер Гропиус  принял на себя руководство Саксонско  – Вейморской школой прикладного  искусства и Саксонско – Вейморской Высшей школой изобразительного искусства, обьеденив их в одно целое под общим названием  «Государственный Баухауз». Соединение умозрительной работы в Академии с практической деятельностью в Школе прикладного искусства дало возможность начать выполнение общего плана перестройки обучения художественно одаренных людей.

Ведущим принципом, которым была подчинена  вся работа, являлось стремление к  слиянию всех видов художественного  творчества, к воссоединению всех прикладных дисциплин с новой  архитектурой в качестве её неотъемлемых частей. Конечная, хотя и далёкая цель Баухауза  ––  единое художественное произведение  ––  здание, в котором исчезают границы между монументальным и декоративным искусством. Господствующей идеей Баухауза была идея создания нового единства, идея синтеза вместо «искусства», «направлений», и достижение неделимого целого, соответствующего внутренней целостности человека и получающего свой смысл и назначение в реальной жизни.

Всё обучение в Баухаузе делится  на:

I Практическую часть.

1. Камень 2. Дерево 3. Металл 4. Звук 5. Стекло 6. Цвет 7. Ткань

Перспективные элементы:

а) Значение материалов и орудий обработки.

б) Основные представления о бухгалтерском  деле, расценках и способах заключения договоров.

 

II Теоретическая часть.

    Восприятие.

а) Натурные студии.

б) Учение о материалах.

    Представление.

а) Учение о проектировании.

б) Учение о конструировании.

в) Техническое рисование и постройка  моделей всех пространственных элементов.

    Формообразование.

а) Учение о пространстве.

б) Учение о цвете.

в) Учение о композиции.

Перспективные элементы:

Лекции о проблемах искусства  и промышленности( как современных  так и прошлых эпох).

 

Весь цикл обучения делится на 3 курса:

  1. Пропедевтический курс.

Длительность 6 месяцев. Элементарное обучение форме в связи с     учением о материалах в специальных мастерских пропедевтического курса. В итоге ––  перевод в учебные мастерские.

  1. Практический курс.

Длительность 3 года. Работа в учебных  мастерских по окончанию знакомства с закономерностями учебного рисунка  и дальнейшее обучение построению форм. В итоге ––  приём в члены ремесленной гильдии, далее ––  в сотрудники Баухаузе.

  1. Строительный курс.

Практическое участие в строительстве  на реальном объекте и свободное  творческое участие в строительном процессе на экспериментальной площадке Баухауза. Длительность  ––  по соображениям руководителя и согласно надобности. Строительные и экспериментальные площадки служат одновременно развитию и уточнению практического и теоретического курса. В итоге  ––  получение звания мастера гильдии, в дальнейшем  ––  сотрудника Баухауза.

 

1. Пропедевтический курс.

Каждый, кто желает поступить в  Баухауз, должен обязательно обнаружить в ходе выполнения какой-либо самостоятельной  работы все свои задатки в сфере  производства и формообразования. Выбор мастера бывает субъективен и поэтому нередко ошибочен, если нет строгой антропометрической системы, с помощью которой можно определить потенциальные возможности растущего индивида. Каждый принятый попадает сначала на пропедевтический курс, который длится 6 месяцев и заключает в себе уже все элементы будущего обучения. Практический и теоретический формальные курсы неразрывно связаны друг с другом; их цель  ––  высвободить дремлющие творческие силы учащегося, дать ему возможность самому почувствовать природу материала и понять основные закономерности построения художественного образа. Система педагогического воспитания может проявиться тут в полной мере. Нужно достичь понимания и правильной оценки индивидуальных возможностей самовыражения. Творческие возможности разных индивидов совершенно различны. Один предпочитает выражать себя в ритме, другой в светотени, третий  ––  в цвете, четвертый  ––  в характере материала, пятый  ––  в звуке, шестой  ––  в пропорциях, седьмой  ––  в соотношении материального и абстрактного пространства, восьмой  ––  в соединении чего-то одного со вторым, третьим, четвертым и так далее. Этот курс знакомил учеников с понятием пропорции и ритма, света и тени, цвета. Учащийся выполнял упражнения с различными материалами и инструментами всех свойств, чтобы дать ему возможность определить свое призвание. Одновременно начиналось обучение проектированию. Все работы, выполняемые на пропедевтическом курсе, несут на себе отпечаток педагогического воздействия. Если они и обладают художественными качествами, то лишь постольку, поскольку в основу каждого из них заложено наибольшее выражение возможностей развивающегося индивида, что и можно назвать искусством.

После окончания этого курса  учащийся переводится на следующий  в зависимости от проявлений учащимся качеств и индивидуальных особенностей его выражения. Он переводится в специальные мастерские и приступает к другому этапу развития своих практических и пластических возможностей.

Информация о работе Германия. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна