Города-курорты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 11:05, реферат

Краткое описание

В 1815 году известный своим добролюбием московский врач Ф.П. Гааз, руководствовавшийся принципом: «Спешите делать добро», первым указал на лечебные свойства источников города Старая Русса в Новгородской губернии. Десятилетием позднее, в 1828 году, в месте выхода хлоридно-натриевых вод в России официально появился курорт Старая Русса. В 1830 году был утвержден проект «Заведения минеральных вод» этого города.

Содержание

Введение. Города-курорты………………………………………………………………….……3

Курорты Кавказа………………………………………………………………………………..…9

Пятигорск…………………………………………………………………………………………16


Список литературы……………………………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Пятигорск.docx

— 5.65 Мб (Скачать файл)

Минераловодская ветвь Владикавказской  железной дороги. План конца 1890-х годов

 

В 1884 году после двух десятилетий  аренды курортов частными лицами, доказавших неэффективность подобной формы управления, Кавказские минеральные воды первыми из российских курортов перешли в казну. Отныне им, как курортам всероссийского значения, уделялось особое внимание. С 1880-х годов начался не прекращавшийся до революции период усовершенствований, включавших повышение уровня гигиенического состояния городской застройки, прокладку водопровода, украшение парков и бульваров, строительство курзалов и галерей, переустройство существующих и строительство новых ванных зданий. Цель оставалась прежней: достижение уровня благоустройства и «общественной жизни... европейских курортов».

 

Пятигорск. Железнодорожный  вокзал, 1890-е годы.

Фотография начала XX века

 

Бурно развивавшееся на курортах северокавказских Минеральных Вод в конце XIX — начале XX века строительство идет в направлении формирования крупных зон отдыха. В течение десятилетий все склоны относительно близко расположенных к курортам гор превращаются в архитектурно обустроенные ландшафтно-парковые пространства. Склоны гор, окружающих Кисловодск, Горячая гора в Пятигорске, прежде безлесные, последовательно и целенаправленно засаживаются деревьями. В равнинных степных Ессентуках создаются огромные парки. Природный, пустынный, степной ландшафт этих мест за время существования курортов изменился неузнаваемо. Выросшие там леса и парки — рукотворные. Вместе с тем заросшие лесом склоны горы Машук, которая высилась над Пятигорском, служа естественным продолжением его парков, покрытая лесом гора Железна, к подножью которой прилепился Железноводск, превращаются в обширнейшую курортную лесопарковую зону. Земной рай кавминводских курортов сознательно и целенаправленно творили люди во имя людей на протяжении без малого столетия.

Во второй половине XIX —  начале XX века на курортах Кавминвод продолжали создаваться новые парки и крупные эспланады, украшенные яркими цветниками, насыщенные ажурными беседками и разнообразными парковыми затеями. Курортная жизнь концентрировалась вокруг лечебных сооружений, к оформлению которых предъявлялись повышенные требования, — это нарзанные галереи,

бюветы, ванные корпуса, грязелечебницы. Общественным центром курорта был  расположенный в парке курзал с танцевальным и концертным залом, библиотекой, бильярдом и рестораном, а в начале XX века в состав помещений кур- зада стал включаться и театральный зал.

Совещание по вопросам благоустройства  Минеральных Вод, санкционировавшее  в 1912 году последний из дореволюционных перспективных планов развития Минеральных Вод, признало целесообразность нового направления в курортном строительстве. Как уже отмечалось, наряду с привычным развитием исторически сложившихся курортных центров наметилась тенденция создавать на окраинах или на некотором удалении от города относительно самостоятельные районы и поселки с домами для отдыхающих в виде небольших дач. Первым толчком к возникновению такого рода новшеств послужило соединение всех курортов с магистральной линией железной дороги и друг с другом. Следующим толчком к созданию относительно самостоятельных поселков на курортах Кавказских минеральных вод послужила электрификация, сопровождаешься созданием электрических железных дорог в населенных пунктах и их ближайших окрестностях (трамвая). Прокладка трамвайной линии стимулировала в начале XX столетия появление курортно-дачных поселков на окраинах и в окрестностях Пятигорска и Ессентуков. Эволюция градостроительных идей середины XIX — начала XX века, приведшая на

рубеже столетий к зарождению новой градостроительной системы под названием города-сада, как уже отмечалось, не миновала курортов — самого раннего из новых типов поселений, возникших в России в 1810-1910-е годы. Курорты Кавказских минеральных вод были первыми из российских курортов, где получили распространение поселки-курорты, а способ развития населенного пункта в виде системы относительно самостоятельных поселков был осмыслен и стал применяться как новый градостроительный прием.

В Пятигорске, расположенном на «русском Востоке, в предгорьях Кавказа, из-за гористости рельефа, а главное, благодаря тому, что город сразу создавался как курортный, пейзажно-парковый характер центральной части, живописно раскинувшейся на склонах двух отрогов горы Машук на высоком плато над рекой Подкумок, выражен очень определенно. Столь же определенно выражена структурообразующая роль дороги, подводившей к источникам, вокруг которых сформировался парк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятигорск. План города, 1882 года.

 

Пятигорск

 

Пятигорск — город у источников. Уличная сеть города подчинена его основной курортной функции. Она ориентирована на источники и парковую часть. Основные улицы тянутся с запада на восток вдоль реки Подкумка. Они параллельны двум главным аллеям, подводившим к окружавшей источники центральной парковой части города-курорта. Перед парковой частью сформировался общественный центр города. Здесь по мере развития Пятигорска сложилась система центральных площадей: Соборной, Базарной и Сенной. На Соборной площади был сооружен величественный пятиглавый собор (1847-1867), на соединявшейся с Соборной Базарной площади — католический костел. В сквере на Соборной площади был устроен фонтан, красноречиво названный «Великаном», а в 1889 году установлен памятник М.Ю. Лермонтову работы А.М. Опекушина.

До начала XX века Пятигорск, город при источниках и парке, заканчивался стоявшей на высоком уступе Елизаветинской галереей. К ней подводила главная улица-бульвар, в своей последней, восточной части превратившаяся в аллею, шедшую вверх по ущелью между двумя парками — Цветником с юга и Эмануэлевским с севера. Так заканчивался город.

Идея Пятигорска, города при источниках и парках, созданного для оздоровления и развлечений, полнила выражение и в размещении присутственных мест, построенных хоть и на главной улице, но у въезда в город, рядом с почтовой станцией.

Строительство железнодорожного вокзала на западной окраине города и прокладка в начале XX века трамвайной линии к Провалу (подземному серному  озеру) на восточной не нарушили исторически сложившейся структуры Пятигорска. Одна из главных улиц-бульваров стала длиннее; ее продлили до вокзала. Близ него по обеим сторонам железной дороги возникли железнодорожный поселок, большая Константиногорская слобода, а еще дальше на запад — дачный поселок Ново-Пятигорск. На привокзальной Михайловской площади была сооружена новая церковь.

Пятигорск. План 1906 года

 

Из-за того что к востоку от Елизаветинской галереи вдоль трамвайной линии была проложена новая улица-бульвар, ставшая продолжением главной структурообразующей оси города, сформировался район дач в верхней части Пятигорска, его парковое ядро приобрело иное значение. Теперь и с востока город не заканчивался парком. Пятигорск начал развиваться по другую сторону парка, подвигаясь к подножию Машука на восток и север вдоль первоначально заданного направления, параллельно течению Подкумка.

 

Пятигорск. Соборная площадь с фонтаном.

Открытка конца XIX века

 

Развитие созданного близ Константиногорского укрепления курорта шло настолько быстро, что уже через 15 лет после появления на Горячих водах первых домов, высочайшим указом от 2 февраля 1827 года повелевалось «вместо города Георгиевского Кавказской области учредить окружной город при Минералььных водах». Во исполнение этого указа в 1829 году архитектор Бернардацци составил план нового города «с назначением кварталов для каменных казенных и частных зданий, улиц, площадей, церквей, сада,

слободки и смежному с  городским, ныне существующему казенному  и партикулярному строению при самих  минеральных водах», а также «планы и фасады окружным присутственным местам и другим зданиям». Отослав для утверждения Николаю I план города и проекты его основных строений, министр внутренних дел А.А. Закревский запрашивал императора об имени будущего города. Предлагая на выбор три названия: Новогеоргиевск, Константиногорск или Пятигорск, он добавлял: «Предпочтительно дать название Пятигорска в уважение, что гора Бештов (Бештау. — ЕК.), к подошве которой примыкает предназначенное для сего городское место, известно под сим именем и в древних Российских летописях». Бештау в переводе на русский означало «пятиглавая гора» или «пять гор*.

К моменту получения статуса  окружного города в 1830 году Пятигорск  обладал несколькими представительными  общественными зданиями и застройкой в стиле классицизма, вплотную примыкавшей к начавшему формироваться парку. Об облике основной массы жилых домов Пятигорска середины XIX века позволяет судить домик М.Ю. Лермонтова, повторявший своим обликом обычный жилой дом казачьих станиц Терской и Кубанской областей. Дома городских жителей размещались в основном в нижней, западной части города. Ее скромной обыденности противостояла парковая лечебно-праздничная часть со зданиями, призванными обслуживать курортников.

Формирование пятигорского парка началось в 1814 году, практически одновременно со строительством первых постоянных жилых домов. В 1814 году прокладывается лестница на Горячую гору и разравнивается площадка под здание будущих Ермоловских ванн. В 1819 году на вновь выравненной площадке, которая устраивалась как видовая, сооружаются новая купальня и новая дорога к ваннам. По словам современника, отсюда «открывается один из лучших и приятнейших видов на город. Лучшая его часть — перед вами; Бештау и Машука рисуются по краям его». Деревянное здание Ермоловских ванн снесли в 1875 году. Но видовая площадка осталась. Она вошла в развитую систему парковых аллей, дорожек, открывавших вид на одну из самых красивых панорам, простиравшихся с Горячей горы. « Город поднимается амфитеатром к зеленой подошве Машука, отсюда видна Бешта, отсюда проложенная в скале каменная лестница идет к меньшей площадке, где до 1875 года тек Александровский источник».

Одним из лучших украшений  Пятигорска уже в первые десятилетия его существования стал бульвар, до сих пор остающийся олицетворением курортно-праздничного духа города. Бульвар, созданный в 1827-1828 годах, проходил через территорию современного парка Цветник мимо грота Дианы и поднимался в гору. Академик В. Броневский оставил выразительное описание Пятигорского бульвара 1830-х годов. «Не верится глазам, чтобы в такой глуши можно было найти и бульвар, липами обсаженный, гладко укатанный и чисто песком усыпанный, и на нем почти такое многолюдство, как на Невском проспекте — почти такую же пестроту и щегольство, с тою только разностью, что тут подле бульвара журчит по камешкам ручей минеральной воды, запах которого, хотя и не услаждает обоняние, но обещает то, для чего столько беспокойств... От пяти часов и до позднего вечера, бульвар, пред моими окнами проходящий, кипит многолюдством, пестреет от разноцветных одежд, полковая музыка гремит».

Пятигорск. Общий вид города со зданием Лермонтовской галереи.

В 1820—1830-е годы в соответствии с разработанным братьями Бернардацци планом, сформировался архитектурный ансамбль первоначального центра Пятигорска. В 1823 году началось строительство увековеченного Лермонтовым здания Ресторации, в 1826 году — Николаевских ванн. Развитие города и парка идет параллельно. Одно служит продолжением другого. В дополнение к первоначальному парковому ядру на южном отроге Машука, получившем название Горячей горы, на северном отроге «около кислосерного и Михайловского источника с глеями из разных дерев

и виноградных лоз разведен в 1828-1830 годах* по предписанию Эмануэля новый парк. Наместник Кавказа, убедившись «в необходимости устройства разных увеселений для выздоравливающих... разрешил... устройство каменного грота Дианы близ Николаевского источника, причем и прилегающий скалистый косогор обделан дорожками, аллеею и ступенями, высеченными в скалистой толще. Это удачно выбранное место... сделалось украшением города... С противоположной стороны, близ Михайловского источника, на смело выдающемся выступе обрывистой и скалистой части горы Машука устроена была каменная беседка о восьми колоннах.

 

 В этой беседке установлена  была Эолова арфа, а в окружающей  ее местности, в густорастительных кустарниках и группах разных дерев, искусно проложены извилистые, рачительно обделанные дорожки. Беседку назвали поэтично Эоловой арфой из-за устройства, издававшего мелодичный звон даже при слабом дуновении ветра. Для устройства беседки и грота выровняли видовые площадки, от которых открывались прекрасные картины города и его живописнейших окрестностей.

О том, как тесно было связано  развитие парков на курортах с парками усадеб, свидетельствует родственность форм и приемов расположения парковых затей в тех и других. Выбор места для строительства Эоловой арфы и способ расположения Эоловой арфы в пейзаже на десятилетие предшествуют аналогичной по форме беседке в имении императора Николая I в Ореанде в Крыму.

По подобию усадебных  пейзажных парков в общественных курортных парках одновременно со зданиями в стиле классицизма сооружались здания в неоклассических стилях . Особенной популярностью пользовались в общественных парках российских курортов китайские беседки, очевидно, из-за экзотичности своих форм, которой хотелось подчеркнуть праздничность и далекую от обыденности среду курортного города и его парка. Китайская беседка украшала ансамбль ванн на берегу озера в Старой Руссе; такие же беседки были построены в парках Пятигорска, Кисловодска и Ессентуков.

 Судя по описаниям,  парковых затей было много  больше сохранившихся до наших  дней. В частности, дошли сведения, что в пятигорском парке, кроме китайской беседки, вблизи Александровско-Николаевского купального здания немного в стороне от дорожки находилась беседка в форме зонтика.

Помимо расширения и обустройства, ансамбль парков непрерывно пополнялся новыми зданиями ванн, лечебных учреждений и галерей. Все пишущие о Пятигорске не устают отмечать тесную связь курортной зоны, города и парков. Ермоловское купальное здание, сооруженное в 1836 году, «по высокому своему положению на скале, при красивом фасаде составляет украшение города. В Эмануэлевском парке на северном склоне Машука у Михайловского источника первоначально деревянная Михайловская галерея в мавританском стиле была перестроена в камне (1846-1848). В 1848-1851 годах готическая галерея Елизаветинского источника тоже стала каменной (обе галереи построены по проекту архитектора С. Уптона). Описывая их, современник восхищенно отмечает: стеклянные «стены не скрывают от взоров гуляющей публики отличные виды местности».

Ради организации видов  и превращения их в определенную художественную систему преобразуется дикая природа. Ее красоты делаются доступными для отдыхающих благодаря вдумчивой работе проектировщиков и создателей парков. Прекрасные картины, открывающиеся из парка, становятся неотъемлемой частью парковой и городской среды. Крутой уступ перед Елизаветинской галереей в середине XIX века сменила устроенная перед ним широкая лестница. «Роскошно зелень прикрыла голые плиты известняка и безобразные массы туфа, — только отдельные стены скал остаются еще свидетелями того, чем была местность в своем первоначальном диком виде... Там, где прежде стояли безобразные балаганы и неуклюжие калмыцкие кибитки, «теперь пестреет чистенький , новенький городок, как пишет Лермонтов».

Прекрасные картины, постоянно  открывающиеся во время движения по Пятигорску, вызывали восхищение всех писавших о нем. Описание Пятигорска, сделанные в 1870-е годы — истинный панегирик городу. Органическое единство архитектуры и природы выделяли Пятигорск, по мнению автора этого описания, из «обыкновенных наших уездных городов. Исключительно по местным условиям обстановка и положение среди красивой, горной местности делают его похожим на небольшой заграничный город. Нужно только подняться к Елизаветинской галерее или пройти от этой галереи к Провалу, чтобы залюбоваться прелестною картиною утопающих в зелени строений с извивающейся за ними блестящею лентою реки Подкумка; а за рекою расстилается ландшафт зеленых возвышенностей и больших скалистых гор, обрамляющих пейзаж по горизонту, и, наконец, в ясную погоду все это дополняется цепью Кавказского хребта, начинающегося здесь гигантскою снеговою массою Эльбруса и оканчивающегося контурами горы Казбека».

Информация о работе Города-курорты