Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:21, реферат
Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных земель, особенно таких которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Особенности становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств – полисов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……3
Полис древней Греции: его общая характеристика…………………..……5
Архитектура Древней Греции. XII век до н.э. – I век н.э………………….10
2. 1 Архитектура Гомеровского периода……………………………….…..12
2.2 Архитектура архаического периода……………………………….……12
2.3 Архитектура классического периода……………………………………19
2.4 Архитектура эллинистического периода……………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...32
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………….34
Рис. 5. Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид: 1– пропилеи; 2 – храм Нике Аптерос; 3 – Парфенон; 4 – Эрехтейон
Ансамбль открывается Пропилеям
Рис. 6. Храм Парфенон в Афинском акрополе. 432 г. до н. э. Фасад, план.
Законченность и совершенство пропорций Парфенона, простота и выразительность его форм, органичное слияние конструктивных и художественных начал представляют творческий итог и вершину классической древнегреческой архитектуры. Самое крупное здание акрополя, дорический периптер Парфенона, имеет композицию, совместившую в себе дорические и ионические традиции. Его целла разделялась глухой стеной на помещение святилища с хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота) статуей Афины, окруженной двухъярусной галереей дорического ордера, и сокровищницей, где хранилась казна Морского союза греческих городов, во главе которого стояли Афины. Колонны сокровищницы были, по-видимому, ионическими. Скульптурный фриз длиной 160 м, опоясывающий стену целлы снаружи, также свидетельствует о наличии ионических мотивов в архитектуре Парфенона. Идейная значимость Парфенона в качестве главного храма Греции и как воплощение политической победы демократии над родовой аристократией подчеркивалась и тематикой скульптурных композиций его фронтонов. На западном была изображена сцена спора Афины—богини, особенно почитавшейся демосом, с Посейдоном—богом морей и «потрясателем земли», покровителем родовой знати, за владычество над Аттикой (областью, принадлежавшей Афинам); на восточном—миф о рождении Афины из головы самого Зевса.
В дорическом ордере классической эпохи произошли изменения: формы его становятся более стройными, сухими. В его пропорциях и изяществе декоративной отделки все заметнее влияние ионического ордера.
Ионический храм Эрехтейон был построен в том месте акрополя, где, по преданию, и произошел спор Афины и Посейдона; он посвящен этим богам. Его строители должны были учитывать рельеф участка, северо-западная часть которого почти на 3 м ниже основного уровня. Храм асимметричен, что встречается очень редко в практике культового древнегреческого строительства; в его южном портике вместо колонн на высокий парапет поставлены фигуры кариатид (рис. 7).
Рис. 7. Храм Эрехтейон в Афинском акророле. 407 г. до н. э. Вид портика кариатид, план.
Несмотря на сложность пространственного решения, все части храма гармонично уравновешены и представляют законченный ансамбль. Лишенный героического пафоса, присущего рядом стоящему Парфенону, Эрехтейон иллюстрирует другую сторону достижений греческой архитектуры: утонченность и изящество композиции, глубокую человечность масштаба, великолепное сочетание целого и деталей.
Городская площадь—агора, имевшая первоначально торговое назначение, приобретает с развитием общественной жизни греческого полиса многообразные функции, становится политическим центром города. К площади примыкали культовые и общественные сооружения: святилища и алтари, залы общественных собраний, театры, пинакотеки, гимнасии, палестры (спортивные школы). Ближе к окраинам города размещались стадионы и ипподромы.
Греческие театры зарождаются как праздничные игры, посвященные богу Дионису. Представления разворачивались на площадке у подножия холма, на склоне которого располагались зрители. Традиционные места представлений впоследствии благоустраивались. Основные планировочные элементы театра: орхестра — круглая площадка для выступлений хора; скена —помещение для переодевания актеров; театрон — места для зрителей, окружавшие орхестру. Крупнейшие театры вмещали до 50 тыс. зрителей, а диаметр театрона достигал 140 м. Для улучшения эвакуации зрителей ряды мест разделялись радиальными и кольцевыми проходами.
С развитием греческой
Рис. 8. Театр в Сегесте. Вид на скену эллинистического периода.
Каждый греческий город имел театральные сооружения. Наиболее известны театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах.
В Галикарнасе в середине IV в. до н. э. для карийского правителя Мавсола строится гробница, названная его именем — Мавсолей. От него сохранились лишь архитектурные детали и статуя самого Мавсола, по которым разработано несколько вариантов реконструкции. По одному из них на высоком цокольном этаже здания располагался ионический храм, завершенный ступенчатой пирамидой и скульптурной группой, изображающей Мавсола и его жену Артемисию, стоящих в парадной колеснице (рис. 9). Здание было облицовано мрамором, богато украшено скульптурой, рельефными фризами.
Рис. 9. Мавзолей в Галикарнасе. Середина IV в. до н. э.
Разрозненные города-
В зависимости от устойчивости местных традиций эллинистическая культура оказала разное по силе влияние в захваченных странах и сама претерпела значительные изменения. На смену стихийному развитию города пришла регулярная застройка с четким выделением общественных и религиозных центров, главных магистралей.
Гипподамова система была применена при реконструкции Милета и строительстве Приемы, заменившей город Гелину, разрушенную землетрясением и смытую наводнением. Приена (IV—II вв. до н. э.) располагалась на крутом склоне горы недалеко от моря и примыкала с юга к скале акрополя. Ее продольные улицы имели широтную ориентацию, поперечные пересекали склон и в большинстве случаев представляли собой лестницы. Живописность такой планировки не скрывает, однако, недостатков применения в подобных условиях абстрактно геометрического трассирования магистралей, не характерного в целом для греческой архитектуры, сооружения которой возводились в гармонии с природой и градостроительный замысел исходил из условий рельефа.
Милет (рис. 10) получил новую регулярную планировку в эпоху эллинизма. Расположенный на изрезанном бухтами полуострове, город огражден со стороны материка изломанной в плане линией стен. Торговый характер города определил тяготение центра к гавани, насыщенность его портовыми сооружениями. Здания общественного назначения объединялись здесь стоями ионического ордера. С юга к главной площади примыкал Большой рынок размером 162x116 м, окруженный дорическим портиком, за которым с юго-востока и юго-запада располагались торговые и складские помещения. Обе площади, завершенные уже при римлянах, композиционно связывались зданием Булевтерия. Он имел зал, вмещавший 1500 человек и предназначался для заседаний совета города. Культурный центр Милета к западу от Большого рынка включал театр, гимнасий и стадион, живописно расположенные вокруг бухты. Жилые кварталы деловой части города более мелки.
Рис. 10. Город Милет. II в. до н. э. План.
В некоторых городах сохранялась
подчиненная рельефу планировка
центральных частей, сложившихся
еще в эпохи архаики и
Простота и монументальность классики сменяются динамизмом, размельченностью, богатством деталей, игрой света и тени, активным использованием перепадов высот в качестве дополнительных средств достижения выразительности архитектуры. Идея обобщения застройки площадей пери-стильными колоннадами проникает и в культовую архитектуру. Святилище Афины в Пергаме представляет обширную площадь, окруженную с трех сторон двухъярусной стоей; южнее святилища располагался алтарь Зевса, также решенный в виде ионического перистиля. Цоколь алтаря обработан скульптурным фризом общей длиной 120 м, изображающим борьбу богов с гигантами (рис. 11). Динамичная, эмоционально напряженная композиция скульптурных групп алтаря характеризует общую направленность искусства эллинистической эпохи, его склонность к психологической характеристике, изображению грандиозных и драматичных событий.
Рис. 11. Алтарь Зевса в Пергаме. 180 г. до н. э. Общий вид, план.
В использовании ордеров уже не придерживались канонических схем. Ордер сохраняет значение основной конструктивно-художественной системы, но приобретает более богатые декоративные формы. В сочетаниях ордеров по вертикали (в стоях) придерживаются принципа тектонической последовательности: монументальный дорический—внизу, легкий ионический—на втором ярусе. В объемно-планировочных решениях фасад украшается дорическим или ионическим ордером, в интерьер вводятся изящные коринфские колонны. Излюбленным становится ионический ордер.
По-прежнему сохраняется изолированность жилища от внешней среды. Богатые дома имели бассейны, щедро украшенные росписью, мозаикой, скульптурой интерьеры. В озелененном дворе устраивались уютные места для отдыха, фонтаны. Греки строили хорошо оборудованные гавани, маяки. История сохранила описания гигантских маяков на о. Родос и на о. Фарос в Александрии.
Родосский маяк представлял собой огромную статую из меди, изображавшую Гелиоса — бога Солнца и покровителя острова (рис. 12) — с зажженным факелом, указывающего вход в гавань. Статуя была сооружена родосцами ок. 235 г. до н. э. в честь своих военных побед. От нее не сохранилось ничего; неизвестно даже, какой она была высоты. Греческий историк Филон называет цифру «семьдесят локтей», т. е. около 40 м.
Рис. 12.Стагуя-маяк на о. Родос. III в. до н. э. Реконструкция общего вида.
Республиканский строй Родоса способствовал необычайному расцвету искусства. Чтобы судить о родосской скульптурной школе, достаточно упомянуть всемирно известное произведение «Лаокоон».
В эпоху эллинизма греческая культура проникает в самые отдаленные уголки цивилизованного мира. Культурному обмену способствовали обширные завоевания Александра Македонского. «Высочайший внутренний расцвет Греции совпал с эпохой Перинла, высочайший внешний расцвет — с эпохой Александра», — писал К. Маркс.
Заключение
Греческий полис, возникший в начале I тысячелетия до н.э. оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры.
Греческий полис предоставил
благоприятные возможности для
развития экономики,
Но греческий полис мог
существовать как независимое
государство лишь в том случае,
если он представлял собой
сплоченный коллектив жителей,
равноправных граждан,
Древнегреческие
полисы подарили миру
Для своего времени полис может считаться наиболее совершенной формой политической организации.
Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов.
Информация о работе Город – полис и новое в градостроительной политике греческих архитекторов