Древнерусская архитектура Чернигова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Обширная Черниговская земля в основном лежала по течению Десны с её левым притоком Сеймом. В ней упоминается значительное количество городов, но подавляющее большинство из них были небольшими населёнными пунктами-крепостями. Выделялись только немногие города - Новгород Северский, Путивль, Брянск, не говоря о самом Чернигове, одном из крупнейших центров Киевской Руси.

Содержание

Черниговская земля……………………………………….….…………3
Троицкий собор………………………………………………………….6
Екатерининская церковь……………………………………….………..7
Пятницкая церковь…………………………………………….…………8
Борисоглебский собор…………………………………………………..10
Черниговский коллегиум…………………………………….…………12
Успенский собор Черниговского Елецкого монастиря………………13
Ильинская церковь………………………………………………………14
Спасо-Преображенский собор…………………………………………15
Вывод…………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Древнерусская архитектура Чернигова.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Творение стало шедевром на территории Украины. Общая высота ворот - три метра 45 см. Как уникальное произведение искусства эпохи барокко ворота были показаны на выставках в Национальном музее истории Украины в Киеве (2008-2009 гг.) и в Украинском музее в Нью-Йорке.

Борисоглебский  собор строился как храм-усыпальница, о чем свидетельствуют глубокие ниши — аркасолии (места для погребений), расположенные в северной и южной стенах. Захоронения, возможно, были и в галереях — пристройках, которые не сохранились (сейчас фундаменты выведены на поверхность) и под полом боковых нефов собора. В ХVІІ в. в Борисоглебском соборе были захоронены выдающиеся иерархи православной церкви: Лазарь Баранович, святитель Феодосий Углицкий, Амвросий Дубневич и Феофил Игнатович.

По типу Борисоглебский собор - крестово-купольный, одноэтажный, шестистолпный, трехапсидный храм, увенчанный одной главой  (высота 25 м.) Фасады храма определяются большими плоскостями стен, которые украшены полуколоннами, идущими от самого низа до карнизов. Эти полуколонны завершаются резными капителями из белого камня, а стены – полуциркульными закомарами. Сохранились остатки аркады галереи, которая опоясывала строение. Фасады покрывает слой тонкой штукатурки, расчерченной под каменную кладку из квадров. Собор впечатляет мощью и статичностью. Его постройка отличается высоким качеством кирпича – плинфы, совершенством кирпичной кладки, утонченной резьбой по камню. Применение в оформлении фасадов деталей из известняка, декорирование  рельефными орнаментами в т.н. “зверином стиле”, где растительные орнаменты соединяются в сказочное кружево с фантастическими птицами, зверями – грифонами является характерной чертой именно черниговской архитектуры ХII в.

Исключительный  интерес представляют белокаменные резные фрагменты-капители, найденные при раскопках. Сочетание кирпичной кладки с деталями из известняка - характерная черта черниговской архитектуры 12 века.

Интерьер украшали фресковые росписи, полы из инкрустированных мозаикой шиферных плит и майоликовых  разноцветных плиток.

До наших дней почти  не сохранились фресковые композиции, которые украшали стены и своды, а также порталы у входа в Борисоглебский собор. Лишь на откосе среднего окна северной стены над порталом едва просматривается геометрический орнамент фрески ХІІ в.

В Борисоглебском соборе восстановлен древний пол из шиферных плит, а в подкупольном квадрате реконструирован амфалий – часть пола из резных шиферных плит, инкрустированных разноцветной мозаикой. В северном нефе, в раскопе, можно увидеть фундаменты сооружения ХІ в., которое было на этом месте до строительства собора. Относительно этих остатков существует предположение, что это мог быть двухкамерный княжеский терем или же более древний (нежели существующий Борисоглебский собор) храм.

Археологические исследования близ стен обнаружили фундаменты галерей. Из-за отсутствия данных об их формах галереи при реставрации не восстановлены.

За время своего существования  Борисоглебский собор много раз  был разрушен, и в последствии многократно перестраивался и восстанавливался. Каждый раз его архитектура приобретала новые черты. Собор был значительно поврежден в 1611 году во время пожара, в 1627-1628 годах польская шляхта во время интервенции превратила собор в доминиканский костел, а в 1659 году он снова стал православным храмом.

В 1672 году Борисоглебский собор был перестроен в стиле  барокко, к его западному фасаду была пристроена восьмигранная ротонда в плане - колокольня-притвор (была разобрана при реставрации).

В начале 18 века Борисоглебский собор был пятикупольным. В 1857 году собор был расширен на восток за счет новой апсиды, также была изменена форма верхов. В годы Второй Мировой войны (1941-1945) храм горел и был частично разрушен.

В 1952-1958 годах он был  отреставрирован по проекту архитектора  М. В. Холостенко в формах древнерусской  архитектуры.

Черниговский  коллегиум — первое учебное заведение высшего уровня на территории Левобережной Украины. Основано в Чернигове в 1700 году архиепископом Иоанном. Здание коллегиума построено в стиле украинского барокко на средства гетмана Ивана Мазепы.

Коллегиум был  основан на базе славяно-латинских  школ, которые в свою очередь были переведены в Чернигов из Новгорода-Северского Лазарем Барановичем. Славянские школы изначально размещались в Борисоглебском монастыре. Под коллегиум было отведено здание монастырской трапезной (центральная часть корпуса — первый этаж), построенное во второй половине XVII века. В 1700—1702 гг. над западной частью корпуса была возведена двухъярусная башня-колокольня. Нижний ярус предназначался для звонов, в верхнем размещалась церковь Иоанна Богослова. В это же время ведется строительство и всей восточной части корпуса со вторым этажом надстроенным над трапезной. Здесь разместились большой трапезный зал и церковь «Всех святых».

Изначально  в коллегиуме было открыто четыре класса, в которых преподавали грамматику и синтаксис на латинском и польском языках, а также латинские риторику и поэтику. В 1784—1786 гг. произошла реорганизация черниговского коллегиума в духовную семинарию.При ней был организован музей церковной старины и церковно-археологическая комиссия. В конце XVIII века начинаются перестройки здания в связи с размещением в нем присутственных мест. В 1891 году с западной стороны пристраиваются сени с крыльцом в псевдорусском стиле. Далее следует перестройки для приспособления здания под жилье. В настоящее время Черниговский коллегиум входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний».

Успенский собор Черниговского Елецкого монастыря - замечательный памятник культуры Киевской Руси. Он принадлежит к лучшим произведениям древнерусской архитектуры - величие, строгая пропорциональность архитектурных форм, безукоризненность строительной техники - свидетельствуют о высоком уровне мастерства строителей этого прекрасного сооружения. Окончание строительства Успенского собора датируют 90-ми годами XI века, временем правления в Чернигове князя Олега Святославича (1094 - 1097). "До Батыя" Елецкая церковь была покрыта оловом. Во время татаро-монгольского нашествия она была ограблена и сожжена. Восстанавливалась в 1445 году при князе Иване Можайском. Во время захвата и разрушения Чернигова поляками Елецкий монастырь сгорел. Более всего пострадала верхняя часть собора, которая вследствие пожара обрушилась. В 1669 - 1674 годах Успенский собор восстанавливался: был надстроен частично уцелевший барабан центральной главы, и возведены новые малые купола над средней алтарной апсидой и над хорами. Еще две главы венчали капеллу игумена и симметричный ей северный отсек храма. После восстановительных работ в 60 - 70-х годах XVII века архитектурный памятник приобрел новые черты. Теперь Успенский собор гармонично сочетает и древнерусский, и романский стили, и украинское барокко. Он принадлежит к типу трехапсидных, шестистолпных, крестовокупольных храмов. Длина и высота собора почти одинаковы: длина - 26,57 м, высота - 26,34 м, ширина - 16,28 м. Такая же мера была использована при строительстве Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры, с которой Елецкая, по внутренней конструкции, имела большое сходство. К южному фасаду Успенского собора по всей длине примыкает увенчанный двумя главами небольшой храм св. апостола Иакова, возведенный над могилой умершего 9 августа 1698 года Черниговского полковника Якова Лизогуба.

Ильинская церковь.

 Построеная у входа в Антониевы пещеры (XI в,) на южном склоне Болдиной горы, по-видимому, не ранее первой половины XII века ,Ильинская церковь первоначально была связана непосредственно со входом в пещеры , Сначала она выполняла функции хрещальни и была однобанною, небольших размеров. Церковь положила начало созданию Ильинского монастыря. Это единственный сохранившийся на северном левобережье Украины бесстолпный одноглавый храм черниговской школы древнерусского зодчества, который сохранился до наших дней храм эпохи Киевской Руси,

Во время  монголо-татарского нашествия (1239 г.) храм и монастырь подверглись значительным разрушениям. В 1649 году, через четыре столетия после нанесенных церкви повреждений во время нашествия Батыя, храм был реконструирован в барочных формах на средства черниговского полковника - сподвижника Богдана Хмельницкого Степана Пободайло, В XVIII веке во время одной из реконструкций арочный проем был заложен. В настоящее время в Ильинской церкви работает один из музеев заповедника.

Спасо-Преображенский собор - один из самых древних храмов Украины-Руси. Расположен в исторической среде Чернигова в центре бывшего детинца. Был главной архитектурной доминантой города благодаря высоким башням, что фланкируют западный фасад, да и сейчас играет роль важной доминанты. Строительство собора было начато приблизительно в 1033 - 1034 годах по распоряжению первого известного за летописями черниговского князя Мстислава Владимировича. Впервые летописи вспоминают о "церкви святого Спаса" в 1036 году, когда князь Мстислав внезапно умирает. На это время стены собора возвышались на уровне всадника, который стоит в стременах, подняв руку (близко 4-х метров). Достоверно, после смерти Мстислава строительство прекратилось, и храм был достроен при следующем черниговском князе - Святославе Ярославиче.

Спасский собор строился по византийским архитектурным традициям. Знатоки архитектуры называют планировочно-пространственное решение собора уникальным, поскольку подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. В нем сочетает византийская крестово-купольная схема с элементами романской базилики.

Для строительства использовалась система, которая была заимствована у византийских строителей, так называемое мешаное сооружение, в котором рядом с плинфой использовался естественный камень. Фасады собора украшены орнаментальными узорами, которые выкладывались кирпичом во время сооружения (меандры, плетиво, кресты). Сочетание кирпичных узоров, послойного сооружения из плинфы и природного камня с широкими полосами раствора предоставляло фасадам Спасского собора особенного торжества и живописности. С северной стороны к западному фасаду была пристроена круглая башня, внутри которой винтовой лестницей поднимались на хоры собора. Это помещение предназначалось для пребывания князя и его ближайшего окружения во время литургии. Деревянный пол хор сгорел во время пожара в середине ХVІІІ ст. И в дальнейшем помещения не возобновлялись. После того, как храм был построен, к его юго-западному углу пристроили крестильню - небольшую однобанную церковь, предназначенную для проведения обрядов крещения (не сохранилась).

Особенное внимание уделяли внутренней отделке храма. В давние времена интерьер был богаче и красивее, чем сегодня. Стены и своды были украшены фресковой живописью, пол из резных шиферных плит (розовый сланец) украшала разноцветная мозаика. Сегодня в соборе мы можем увидеть фрагменты старинных фресок, резные шиферные парапеты хор и массивные колонны, внутри которых прячутся остатки колонн первичных, беломраморных.

Главное внимание в храме  в настоящее время привлекает барокковый иконостас, построенный  в конце ХVІІІ ст., на месте предыдущего, поврежденного пожаром 1750 года. Во время следующего ремонта была разобрана поврежденная огнем крестильня, а на ее месте была построена круглая в плане башня, симметричная северной. И ту и другую увенчали высокими шпилями, кое-что изменив в форме бань церкви. В начале ХІХ ст. к северному, южному и западному фасадам пристроили большие тамбуры, после чего собор приобрел свой нынешний вид.

Спасский собор всегда был главной святыней Чернигово-Сиверской земли, ее своеобразным общественно-политическим центром. В эпоху Киевской Руси здесь заключались договоры и объявлялись княжеские указы. В 1814 году в храме установили флаги Черниговских полков, которые участвовали в войне с Наполеоном, а в 1856 году - знамена, которые прославились во время Крымской войны 1853-1856 годы. Храм был настолько уважаемым, что его обязательно посещали все монархи и члены императорской семьи, которые приезжали в Чернигов, не говоря о разных высших государственных сановниках и деятелях отечественной культуры.

Вывод

Вторая половина XI - начало XII вв. - это время углубляющейся христианизации Руси. В общественной жизни заметно возрастает роль монашества, интенсивно развивается монастырское строительство. В роли инициаторов каменного строительства в монастырях выступают прежде всего князья. Монастырские потребности, частные по отношению к государственным, ставят перед архитектурой особые задачи, что находит отражение как в объемно-пространственном решении зданий, так и в их посвящении. Каменное зодчество выступает не только как технико-технологическое, функциональное и художественное единство. Печать времени несут и названия культовых сооружений, отражая предпочтения и установки общественного сознания определенных исторических периодов. Черниговские храмы XI - начала XII вв. - соборы Спасо-Преображенский, Успенский Елецкого монастыря и Борисоглебский - позволяют конкретизировать это положение.  

Каменные храмы занимали ключевые позиции в ансамбле города. Их постройка была заметным событием церковной и государственной  жизни. Не случайно летописи с завидным постоянством отмечают постройку почти каждого каменного здания. На ранних этапах истории древнерусского зодчества значимость каменных сооружений была особенно заметной и потому, что они были большой редкостью, резко выделяясь на фоне сплошной деревянной застройки, и потому, что они занимали важнейшие позиции в социальной топографии города. В камне возводились, прежде всего городской собор, храм на княжеском дворе, монастырские соборы. Посвящение столь важных для города храмов невозможно отнести к разряду случайностей.  
     Фактором чрезвычайной значимости в деле храмового строительства был социальный статус заказчика. Большая часть возведенных в этот период зданий принадлежит строительной инициативе князя. Его верховенство в государственных делах, активное участие в церковно-политической жизни, культурный кругозор и нравственный облик оказывали непосредственное воздействие на развитие зодчества, определяли многие существенные особенности отдельных зданий.

Информация о работе Древнерусская архитектура Чернигова