Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:04, доклад
В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором
Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в
политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную
часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром
которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры
Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII .вв.), средне-
византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Временем
высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана
(20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу,
покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного
Средиземноморья, Италии и Адриатики.
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ
В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором
Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в
политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную
часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром
которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры
Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII .вв.), средне-
византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Временем
высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана
(20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу,
покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного
Средиземноморья, Италии и Адриатики.
Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные
достижения завоеванных народов. Глубокий синтез античных и восточных
элементов составляет характерную черту византийской культуры.
Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов
монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в
соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения
императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и
относительную общность развития типов культовых зданий, несмотря на
региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции
отдельных народов,
Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие
купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов
структур—купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и
крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на
ранневизантий-ский период. Крестово-купольная система храмов получила
широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.
К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа
архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно
представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых
помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная
трапезная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные сооружения,
располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой
гармонически согласованные пространственные композиции — ансамбли.
Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-
сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии;
стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича
с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды
делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводчатые,
иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и
цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В
опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный
прием — тромпы.
Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры
является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре
опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на
паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией
стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли
проемы для освещения подкупольного пространства.
Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от
громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее
пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок
полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда
достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно
из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование
пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью
и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных
конструкций, рационально распределить в них строительные материалы,
получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.
Основными строительными материалами был плоский кирпич — плинфа толщиной
около 5 см, укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы
35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами
известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе
(Сирия, Закавказье).
В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко истолченный
кирпич — цемянку для придания раствору большей прочности и гидравлической
стойкости. В стенах раствор укладывался горизонтальными слоями толщиной в
несколько сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов
плинфы, уложенных на толстом слое раствора, чередовались с несколькими
слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.
Быстросхватывающийся цемя-ночный раствор позволял возводить своды и купола
по древневосточному обычаю—без применения дорогостоящих лесов. При
возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами
кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и
сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко
отличается от конструкции римских сводов, возводимых по деревянным
кружалам.
Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в
частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми
листами.
Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских
постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые
иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали
растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа.
Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную
форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического очертания
диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному
абрису, легко очерчиваемому с помощью короба,
Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и
превращение вспарушенного свода в парусный.
В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень,
своды и купола возводились по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый
камень на растворе.
Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и
крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со
стрельчатым очертанием.
Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием
теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия.
Известен написанный на рубеже VI—VII вв. оригинальный труд епископа Исидора
«20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором содержатся сведения по
архитектур но-с трои тельном у делу. Этот труд, в большой мере
основывающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского
времени.
Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими
эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии
Константинопольской Исидор из Милета был автором не дошедшего до нас
комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов».
Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О
парадоксах механики».
Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском
зодчестве шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под
влиянием греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы,
свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху
основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых
условиях, подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при
доминирующем значении внутреннего пространства. Основными средствами
выразительности служили сами конструктивные элементы — купола, своды,
аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями
без лишней пластики и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались
фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко
применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых
поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен
воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.
В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла
характерная для Древнего Рима ордерная аркада.
Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в
византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады —
конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть—колонна,
воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форма капители, передающей
сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую
колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму
опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка
выполнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика —
варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба
конца колонны накладывались свинцовые прокладки. Все элементы системы
отличались целесообразностью.
В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики — удлиненного
здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых
нефов аркадой на колоннах. Большое значение для развития византийского
зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах—в Сирии, Малой
Азии, Закавказье.
Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и
сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 5?0—515
гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569— 586 гг.). Особое
значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних
примеров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в
которой купол опирался на четыре опоры.
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой
центрическую композицию на восьми устоях, основа которой — сильно развитое
подкупольное пространство (табл. VI, 1). Ступенчатая структура и богатая
пластика образованы в основном конструктивными элементами:
куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на
колоннах и т. п.
При господстве купола в композиции большое значение имеют диагональные
ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали пространственные устои,
воспринимающие распор купола в диагональном направлении. В этой развитой
структуре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в
соответствии с особенностями христианского ритуала, происходившего главным
образом в центре храма под куполом — символом небосвода.
Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная
базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами
Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532—537 гг., в правление
императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся
произведение византийского зодчества.
Собор Софии был главным зданием Византийской империи и придворным крамом
императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и
духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре
отводилось основное место.
Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности структуры
выдающихся римских сооружений — базилики Константина и Пантеона. Однако
общие размеры собора Софии значительно превышают их, а конструктивная основа
значительно отличается от прототипов.
Храм представляет в плане прямоугольник со сторонами 74,8Х69,7 м. Центральное
пространство формируется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м, связанными
между собой подпружными арками и парусами, на которые опирается центральный
купол диаметром 31 ми толщиной в замке 0,6 м. Несущая конструкция купола
состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опирающихся на круговое кольцо,
сечением 2,1Х0,8 м, выполненное из прочного камня, Кольцо снаружи
подкреплено сорока небольшими контрфорсами. В целях максимального облегчения
конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладывались из специально
изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра,
имеющие в основании сечение 70Х15 см, с возвышением купола постепенно
уменьшаются до полного исчезновения на расстоянии 5,7 м от оси. Тонкие стенки
между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м. Паруса,
заключенные между подпружными арками, выложены из кирпича. Несущие эти арки
пилоны выложены из квад-ров известняка на известковом растворе с прокладками
из свинца в верхней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими
распор купола в поперечном направлении. Распор купола в продольном
направлении воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 м,
подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола
подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Создана четко