Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:33, реферат
Российским классицизмом оставлен в Украине весьма заметный след. Однако, нет в Украине, да и в России тоже такого целостного и гармоничного классицистического ансамбля, коим является ансамбль Круглой площади в Полтаве. Да и круглых площадей, подобных полтавской, ни в отечественной, ни в мировой архитектуре нет. Значительно меньшая по сравнению с полтавской круглая парижская площадь Звезды (ныне площадь Шарля де Голля) окружена разностилевыми зданиями и ансамблевой не является.
Историки и искусствоведы, много лет называя Полтаву "в малом виде Петербургом" и сравнивая Дворцовую площадь с Круглой, а центр композиции Круглой площади - полтавскую колонну Славы - с Александрийским столпом петербургской Дворцовой, не удосужились хотя бы сопоставить даты их строительства, для того чтобы убедиться в обратном.
Своим уникальным и неповторимым архитектурным обликом центральная площадь города обязана последовавшему 27 февраля 1802 года Высочайшему повелению, согласно которому созданная в 1796 году Малороссийская губерния разделялась на две — Полтавскую и Черниговскую. В состав Полтавской губернии вошли 12 поветов: Полтавский, Кременчугский, Хорольский, Золотоношский, Лубенский, Гадячский, Пирятинский, Переясловский, Прилукский, Роменский, Константиноградский и Миргородский. Первоначально планировалось сделать центром Полтавской губернии город Лубны по его центральному расположению. Однако, принимая во внимание историческое значение Полтавской битвы и приближающуюся ее сотую годовщину, было принято решение сделать город не только губернской столицей но и резиденцией губернатора всей Малороссии. Первым Малороссийским генерал-губернатором был назначен действительный тайный советник князь Алексей Борисович Куракин. Именно его стараниями и усердием Полтава стала постепенно превращаться из захолустного городка в настоящий губернский центр. Кстати, позднее князь Куракин занимал высокий пост министра внутренних дел Российской империи. В новом губернском центре необходимо было разместить новые учреждения: губернское правление, приказ общественного призрения, генеральный суд, присутственные места, казенную палату и т.д. Кроме того, необходимо было построить новые дома для государственных служащих прибывавших в Полтаву.
Нетрудно оценить каков был объем планируемых работ, поскольку еще в 1782 году, как следует из «Путешественных записок» Василия Зуева, возглавлявшего экспедицию Петербургской Академии наук на юг империи, в Полтаве было всего два — три каменных здания. В книге И.А. Игнаткина и Л.С. Вайнгорта «Полтава. Историко-архитектурный очерк» отмечается, что первые попытки планировки нашего города были предприняты еще в 80-х годах XVIIIст. Первоначально предполагалось, что городские улицы будут радиально расходиться от крепости и, пересекаясь сетью параллельных улиц, образовывать ромбовидные кварталы. Авторы высказали предположение, что этот план был составлен землемерами Новороссийской губернской мастерской. Однако, вследствие отсутствия привязки к рельефу местности и других серьезных просчетов, он не был реализован.
Превращение Полтавы в губернский город требовало составление нового плана застройки города. Одни источники утверждают, что еще в 1803 году Александр I утвердил разработанный в классическом стиле генеральный план застройки нашего города. Известный историк Полтавы, опубликовавший более 100 монографий, заметок и документов о нашем городе — Иван Францевич Павловский писал в своей книге «Полтава в XIX столетии», что «в 1805 году генерал-губернатор кн. А.Б. Куракин составил план устройства города». Он хотел превратить Полтаву в небольшое подобие великой северной столицы с дворцами, в которых высокопоставленные особы, направляемые сюда на службу, могли бы чувствовать себя как дома. По этому плану приходилось прорезать много новых улиц, которые проходили через частные, уже застроенные, усадьбы.
Главной улицей города на то время была улица Прорезная (Октябрьская), которая получила свое название из-за того, что соединила в конце XVII ст. предместья с центром Полтавы (Соборной площадью). Самое первое название этой улицы — Успенская связано с главным храмом города, от которого она брала свое начало. Это была первая вымощенная булыжником улица Полтавы, из-за чего в начале XIX века она стала называться Мостовой. Вопросом освобождения городских территорий под улицы и площади занималась городская дума, которая вела переговоры с землевладельцами, оплачивая перенос строений на новые места и покупая у них земли.
Всего за этот период было разобрано и перенесено на новые места более 200 домов. История сохранила несколько примеров таких сделок. Например, усадьба некого Клименка, имевшая 14 сажень в длину и 3 сажени в ширину (одна сажень примерно равнялась 2,1 метра) с фруктовым садом, отошла под Монастырскую улицу (Советская). Приобретение это стоило казне 50 рублей. В 1813 году городская дума приобрела место у прапорщика Федора Наливайка для устройства на нем кладбища (район нынешнего Центрального рынка) площадью 2310 кв. сажень. За это ему было уплачено 150 рублей и выделена площадь 420 кв. сажень в другой части города. За перенос простой хаты под соломенной крышей уплачивали из городского бюджета 25 рублей. Для справки: фунт мяса высшего сорта в то время стоил 5 коп., ведро знаменитой водки «Ерофеич» — 6 руб., перевоз паромом через Ворсклу экипажа с одной лошадью — 1,5 руб. Любопытно, что именно водка давала более половины городского бюджета. Согласно докладной записке полтавского полицмейстера Андреева, поданной в министерство финансов, в городе на 1810 год проживало около 10000 человек. За тот же 1810 год, как следует из документов городского архива (дело №1575 за 1810 год), в Полтаве было продано населению 11589 ведер водки, что дало городской казне доход в виде налога 46882 руб.
По высочайшему повелению, для устройства богоугодных заведений (больниц), губернских казенных заведений, присутственных мест и др. губернатору князю А. Б. Куракину было отпущено из государственной казны 400 тыс. руб. Все израсходованные суммы до последней копейки город должен был вернуть в государственную казну за несколько лет. Так что и в те далекие годы городские власти должны были решать извечную задачу, как заработать деньги на развитие Полтавы. Основными источниками наполнения казны в то время кроме уже упомянутого налога на торговлю спиртным были: арендная плата за торговые площади, ресторации, харчевни, герберги (гостиницы), мясные и рыбные лавки, скотобойни, перевоз паромом через Ворсклу и весьма полноводную тогда Рогизну.
Первоначально планировалось все основные губернские здания расположить в районе Соборной площади (Красная площадь) и далее вдоль центрального проспекта от нее к торговой площади (Октябрьский парк). Напротив собора предполагалось построить здания Губернских присутственных мест, на Петровской площади — дом генерал-губернатора и гражданского губернатора. На том месте, где сейчас находится театр, намечалось построить монумент в честь 100-летия Полтавской битвы. Впоследствии было признано более целесообразным расположение этого памятника в центре круглой площади на пересечении восьми радиальных улиц. При этом памятник и площадь становились архитектурным центром города. Идея построение монумента Славы в центре торговой площади повлекла за собой перепланировку расположения новых административных зданий города. Новый проект был выполнен в Полтавской строительной экспедиции в декабре 1806 года и предполагал расположение всех казенных зданий по периметру Круглой площади. Большинство этих зданий было построено по типовым проектам, разработанным в Петербурге под руководством известного русского архитектора А Захарова для губернских городов. Кроме монумента Славы, предполагалось построить на площади здание Губернских присутственных мест, Дворянского собрания, Генерал-губернатора, гражданского губернатора, вице-губернатора, трактира для приезжих, Конного почтового двора, Малороссийского почтамта и гимназии. Для обеспечения строительства необходимыми материалами был построен кирпичный завод, поскольку в городе тогда было только два небольших кирпичных завода принадлежавших Крестовоздвиженскому монастырю и Воскресенской церкви. Все здания, окружавшие монумент Славы, должны были образовывать единый архитектурный фон, что создавало бы неповторимую композицию городского центра. В 1808 году посетивший Полтаву профессор Петербургской Академии художеств Ф. Алексеев изобразил ансамбль площади так, как он должен был выглядеть в будущем. Однако не все здания из изображенных на его рисунке были построены. На месте, где планировалось построить здание гимназии в 1840 году был открыт Полтавский кадетский корпус. Большинство зданий было построено в 1806 — 1811 годах. Привязку зданий к конкретным местам на площади и общее руководство строительством осуществлял талантливый полтавский архитектор М.А. Амвросимов. Малороссийский почтамт и дом Дворянского собрания были построены несколько позднее.
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ
"ОБЛОМЫ"
ПОЛТАВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ КЛАССИКИ
Российским классицизмом оставлен в Украине весьма заметный след. Однако, нет в Украине, да и в России тоже такого целостного и гармоничного классицистического ансамбля, коим является ансамбль Круглой площади в Полтаве. Да и круглых площадей, подобных полтавской, ни в отечественной, ни в мировой архитектуре нет. Значительно меньшая по сравнению с полтавской круглая парижская площадь Звезды (ныне площадь Шарля де Голля) окружена разностилевыми зданиями и ансамблевой не является.
Историки и искусствоведы, много лет называя Полтаву "в малом виде Петербургом" и сравнивая Дворцовую площадь с Круглой, а центр композиции Круглой площади - полтавскую колонну Славы - с Александрийским столпом петербургской Дворцовой, не удосужились хотя бы сопоставить даты их строительства, для того чтобы убедиться в обратном.
И лишь полтавским историком Виталием Павловым корректно и изящно доказано, что Петербург (даже не весь Петербург, а его отдельные ансамбли и комплексы) - "в большом виде Полтава".
Вдруг выяснилось, что полтавские архитектурные и градостроительные эксперименты начала XIX века состоялись значительно раньше, нежели аналогичные планировочные принципы были применены в Северной Пальмире.
Не удержусь от пространной цитаты, без которой утверждения сии многим покажутся голословными:
"...на 1811 год центр Полтавы
имел вид кругообразной
1. Петровский кадетский корпус Построен в 1840 г. Фотография начала XX века. |
И хотя градостроительный замысел губернского архитектора Амвросимова имел все признаки комплексности, изначально не все здания Круглой площади имели нынешний облик. Многие из них неоднократно достраивались и перестраивались в процессе жизни. Не имел архитектурный ансамбль и нынешнего, единого цветового - строгого белого, классического решения. В частности, стены Петровского кадетского корпуса были окрашены в терракотовый цвет, и лишь портик да выступающий декор были белыми (рис.1). Здание малороссийского почтамта (нынешней детской школы искусств) еще в 60-х годах XIX столетия при перестройке под женскую Мариинскую гимназию утратило шестиколонный портик (рис.2). А на месте современного почтамта рядом со скромным двухэтажным классицистическим зданием уездных присутственных мест в 1912 году было возведено трехэтажное здание художественно-ремесленной школы из красного кирпича, явно выпадавшее из общей композиции (рис.3).
2. Мариинская гимназия (перестроенное в 60-х годах XIX века здание Малороссийского почтамта). Фотография начала XX века. |
3. Художественно-ремесленная школа (слева) и здание уездных присутственных мест (справа). Утрачены во время II мировой войны. Фотография начала XX века. |
4. Руины входной группы губернских присутственных мест. Фотография 1945 г. Архив Л. Вайнгорта. |
Завершить и привести к единому знаменателю амвросимовский ансамбль, мастерски составленный автором из "образцовых проектов" А. Захарова, удалось лишь в середине XX столетия, в ходе послевоенного восстановления Полтавы. Здания ансамбля, как и весь исторический центр города, были настолько разрушены в ходе Второй мировой войны (рис.4, 5), что у тогдашнего руководства города родилась идея коренной реконструкции площади. Был даже объявлен Всесоюзный конкурс, и многие авторы предлагали радикальные идеи ее полной перестройки в стиле сталинского неоклассицизма, после которой в живых оставался лишь монумент Славы (рис. 6, 7)
5. Руины дома генерал- Фотография 1945 г. Архив Л. Вайнгорта. |
Спасителем и вторым отцом ансамбля стал то-гдашний главный архитектор Полтавы Л. С. Вайнгорт, бывший руководителем авторского коллектива, проект которого победил в конкурсе и был принят в качестве концепции возрождения. В результате ансамбль удалось не только восстановить в первозданном облике и придать ему целостность с помощью белой окраски фасадов всех зданий ансамбля, но и завершить его классицистическую тему сооружением на месте руин ремесленной школы и уездных присутственных мест здания нынешнего почтамта (1957 г., арх. Д. Бойченко, Д. Вероцкий, З. Марченко) (рис.8, 9) и восстановлением шестиколонного портика и классицистической стилистики здания малороссийского почтамта (1809 г., охр. № 577/2) нынешней школы искусств (1961 г., авторы проекта реконструкции Л. Вайнгорт, Л. Шерстюк) (рис.10, 11).
6. Конкурсный проект Круглой площади. 1945 г. Архив Л. Вайнгорта. |
7. Конкурсный проект Круглой площади. 1945 г. Архив Л. Вайнгорта. |
8. Здание современного почтамта. Сооружен в 1957 г. |
9. Фрагмент фасада почтамта. |
10. Здание бывшего школа искусств) (1809 г., перестроено в 1869 г., восстановлено в первоначальном виде в 1961 г.). |
11. Фрагмент фасада бывшего Малороссийского почтамта.. |
Восстановив и завершив уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль, послевоенные полтавские архитекторы были уверены, что их детищу в силу его неоспоримой исторической и художественной ценности никакие потрясения угрожать не будут. Тем более, что и объекты ансамбля, и весь ансамбль в целом был занесен в Государственный реестр памятников Всесоюзного (ныне - национального) значения и получил свой охранный номер 577 (рис.12).
Увы, но уже в наше время, в просвещеннейшем (куда уж больше!) XXI веке, ансамбль Круглой площади "комплексно" и методично подвергается надругательствам местной власти.
10. Здание бывшего школа искусств) (1809 г., перестроено в 1869 г., восстановлено в первоначальном виде в 1961 г.). |
11. Фрагмент фасада бывшего Малороссийского почтамта. |
Так, к зданию гражданского губернатора (1811 г., охр. № 577/7) (рис.13) (ныне админздание) пристроена современная входная группа с поликарбонатным козырьком (рис.14). На фасадах бывшего Дворянского собрания (1810 г., охр. № 577/6) (рис.15) вопреки п.5, ст. 24 Закона Украины "Об охране культурного наследия" размещены огромные рекламные вывески (рис.16). Нынешними арендаторами существенно изменены интерьеры и планировка памятника. Искажено крыльцо губернских присутственных мест (1810 г., охр. № 577/3), в здании которого находится цитадель "обломщиков" - полтавский горисполком. Белый оштукатуренный цоколь крыльца и такая же балюстрада входной группы заменены на темно-серые, из полированного гранита (рис.17, 18).