Лекции по "Ландшафтному дизайну"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курс лекций

Краткое описание

Еще каких-то пару десятков лет назад пределом мечтаний огородника были обширный огород, дающий добротный урожай овощей, склонившиеся под тяжестью плодов и ягод деревья c кустaрниками, здесь же скромная клумбочка c неизменным набором ромашек, флоксов, астр, пионов. Сегодня отношение людей и сам подход к ведению дачного, подсобного хозяйства несколько изменились. И причиной тому появившиеся в изобилии разнообразные специальные газеты, журналы, прекрасно изданные aльбомы, масса доступной литературы, интересные радио- и телепрограммы...

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций по введению в специальность «ландшафтный дизайн».doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)

«Красивый вид» (виста) - открывающаяся панорама, ограниченная возможностями углового зрения человека (по горизонтали - 54°, в вертикали - 26°), т. е. достаточно узкая, направленная перспектива. Границы зеленых рамок, заключающих в себе этот вид, всегда учитываются дизайнером.

Фокус интереса - завершает «красивый вид» на определенном объекте: скульптуре, фонтане, горке, цветочной композиции. Обычно он может находиться на расстоянии не более 100 м.

Точка наблюдения. Одни и те же объекты по мере их удаленности от зрителя воспринимаются по разному. Приведем конкретные цифры: до 1 м- различимы детали строения растений; до 5 м- в цветниках различимы декоративные группы, цветовые оттенки, фактура листьев; от 5 до 10 м- улавливается форма кустов, крупных цветущих многолетников, цветники воспринимаются как отдельные цветовые пятна; от 10 до 30 м- распознаваемы характер ветвления, плотность кроны, фактура стволов деревьев, внешний облик кустов; от 30 до 200 м- различимы форма кроны деревьев, оттенок зелени, цвет стволов; от 200 до 700 м- узнаваемы отдельные деревья, их группы, породы (лиственные, хвойные); от 700 до 1500 м- выделяется лишь масса насаждений, улавливается разница между планами.

 

Цвет, колорит

 

Художественно-эстетические свойства сада в первую очередь зависят  от его цветового решения. Оно  строится на использовании красочной палитры цветников, одиночных цветов, зелени растений, цвета ограждений, стен близлежащих строений, дорожек и других элементов сада. Стоит отметить, что глаз наблюдателя сначала воспринимает колорит (цветовые сочетания) того или иного объекта, а затем уже его форму.

Восприятие цвета

По своему эмоциональному воздействию  на человека, следуя последовательности распределения цветов в цветовом спектре, цвета подразделяются на тёплые (активные, возбуждающие): красный, оранжевый, желтый; холодные (успокаивающие): синий, голубой, фиолетовый, и нейтральные: зеленый, цвет физического равновесия. Эти цветовые характеристики активно эксплуатируют  «цветотерапия и пейзажетерапию».

Кроме того, различают хроматические - цвета спектра и ахроматические - от белого до черного со всеми переходными  оттенками.

Свойства цвета

Для каждого цвета характерен определенный цветовой тон, который относит цвет по сходству к тому или иному цвету спектра; насыщенность, чистота цветового тона - это различие цвета в пределах одного тона, степень разбавленности его белым цветом, а светлота, яркость - степень отличия цвета  от белого.

Цветовой спектр

В цветовом спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) выделяют основные цвета, которые нельзя получить посредством смешивания каких-либо (красный, желтый, синий) и дополнительные (оранжевый, зеленый, фиолетовый), получаемые при смешивании основных цветов.

 

Цветовые сочетания

 

Палитра сада насчитывает до 130 оттенков цветов. Сама природа позаботилась об их разнообразии, не менее десяти раз в году меняя цветовые сочетания: 3 раза весной,                  2 летом, 3 осенью и 2 зимой. Характер цветовых соотношений, которыми оперирует садовник, более разнообразен.

Контрастное. Контрастные цвета в цветовом круге расположены один против другого: красный - зеленый, оранжевый - синий, фиолетовый - желтый. Использование этик цветов рядом дает неожиданные цветовые эффекты в саду. Контрастные цвета усиливают яркость друг друга. Светлый основной тон рядом с темным дополнительным становится более светлым, а основной темный возле дополнительного светлого кажется темнее.

Гармоничное. Цвета, гармонирующие между собой, в цветовом круге располагаются через один: красный - желтый, желтый - синий, синий - красный создавая тем самым для глаз приятный успокаивающий эффект.

Дисгармоничное. Дисгармоничные цвета в цветовом круге следуют один за другим: желтый - зеленый, фиолетовый - красный, синий - фиолетовый. Сочетание этих цветов несколько неприятно, создает неэстетический вид. При оформлении сада их стараются избегать.

Гармонизация при помощи оттенков. Дисгармоничное сочетание цветов смягчают введением при переходе от одного цвета к другому их оттенков, нюансов. Например, между желтым и зеленым вводят светло-желтый или светло-зеленый.

 

Цветовые иллюзии

Опытный садовод, играя цветовой гаммой растений, нередко прибегает к «обману» глаз посетителя. Располагая подальше пятна теплых цветов, он как бы приближает их, делает выпуклыми. Объекты холодных цветов всегда кажутся мельче и удаленнее. Пастельные тона, оттенки словно затушевывают границы сада, создают впечатление, что он простирается до бесконечности. Посадив цветы теплых расцветок на передний план, а  в холодных - на некотором отдалении, зрительно расширяют пространство сада.

 

Освещенность (свет и тень)

 

Сад привлекателен также своей  игрой света и тени Здесь важны  пункты, изложенные ниже.

Факторы освещенности

Угол падения световых лyчей определяет характер образования света и тени. B свою очередь, сам угол зависит от времени года, времени суток, когда солнце находится в том или ином месте небосклона.

Сила источника света, освещенности. Яркий солнечный свет несколько притупляет способность человека различать цвета, особенно теплые. Днем глаз максимaльно чувствителен к красным цветам, в сумерки - к сине голубоватым.

Окраска предметов. Каждый объект, имея тот или иной собственный цвет, в разной степени поглощает или отражает лучи солнечного света

Типы освещенности

Фронтальное. Источник света находится прямо перед объектом, что заметно уменьшает количество светотеневых нюансов. Kомпозиция сaда в целом выглядят вяло, невыразительно.

Боковое. Дает наиболее выигрышное восприятие композиций. Объекты сада яркие, сочные, рельефные. Такими мы их видим в утренние и вечерние часы.

Контражурное. Наблюдаемый объект расположен между источником светя и зрителем. Его цвет кажется более темным, он воспринимается как силуэт, окруженный сияющим ореолом.

Элементы светотени

Свет (освещенная сторона  объекта) - падающие на предмет c различным характером поверхности лучи источника света (солнце, луна, светильник).

Тень (неосвещенная сторона) - место, куда не попадают лучи света. Различают собственную тень, которая принадлежит самому растению или иному предмету, размещается на его поверхности и зависит от особенностей формы предмета, и падающую, бросаемую объектом на другой предмет. В зависимости от силы пaдающего света она имеет определенную степень густоты.

Полутень - образуется на освещенной части изогнутой поверхности предмета. Проявляется в отсутствии резкого перехода от света к тени.

Рефлекс - блуждающий, отраженный свет от других предметов.

Блики - разновидность рефлекса, только падающий свет на освещенной части предмета c гладкой блестящей поверхностью образует на ней сверкающие пятна - блики.

Движение тени

B различное время суток растение  или иной объект отбрасывает в определенном направлении тень неодинаковой длины. Пользуясь наблюдениями или специaльными инсоляционными линейками, несложно составить план расположения теней (эпюры) для конкретных объектов. К примеру, дерево в районе Москвы высотой 20 м летом в 8 часов утра отбрасывает тень длиной в 40 м, в 12 часов - 10 м, в 17 часов - 68 м, в 18 часов - 94 м. Игнорировать подобные явления при планировании насаждений невозможно.

        Искусствеиное освешение

Подобное освещение в саду в  вечернее или ночное время близко к театральному. Более декоративными, живописными становятся листва деревьев, рисунок ветвей. Цвета листвы, газонов, цветников преображаются. При электрическом освещении красные цвета становятся более насыщенными, синие тускнеют.

 

Частности

 

Сад, усадьба, парк - это не только прекрасное творение рук человеческих и природы. 3десь царит особая аура, очарование которой усиливают благоухание цветов и трав, щебет и пение птиц, их мелькание среди ветвей, стрекотание кузнечиков и цикад. Все это вызывает у нас чувство восторга, располагает к единению с природой.

Аромат

Душистые растения - непременный  атрибут сада. Благоухание, постоянное или только в утренние или ночные часы, редко кого оставляет равнодушным. Некоторые душистые растения начинают источать особенно сильный аромат всякий раз, когда их задеваешь. Такие цветы и травы (например, ставшую уже классической лаванду) следует располагать около дорожек или между их плиток.

На протяжении всего теплого  сезона в сад к душистым цветам слетаются бабочки и пчелы. А над розами просто царит облако непередаваемого аромата. Вывод один: нужно непременно создать в саду источники природных ароматов, привязывая их в первую очередь к местам отдыха.

Звуки

Мир звуков в саду - своего рода музыкальное  к нему приложение. Весенний гомон  птиц, их утренние распевы летом, щебетанье постояльцев, поселившихся в укромных местах, - непременные составляющие сада, которые порой способны очаровать человека в большей степени, чем изысканная красота цветов. Чтобы привлечь птиц, нередко специально создают густые заросли кустов, поилки, мини-водоемы для купания. Что касается стрекочущих кузнечиков и цикад, также участвующих в«садовом концерте', они сами найдут себе место в саду. В числе немаловажных мелодий сада следует назвать журчание ручья, шелест листвы и высоких трав, чуть слышное поскрипывание стволов….

 

ЛЕКЦИЯ VI.  Ознакомление с методикой разработки проектов благо-усраиваемых участков.

 

Имея представление об основных элементах, организующих садовое пространство, владел композиционными законами, можно переходить к непосредственной разработке проекта вновь полученного участка или перепланировке уже существующего.

 

 Предпроектный анализ участка.

 

Содержание работы сводится к первичному обследованию, изучению, анализу участка  и сбору соответствующей информации. Полученные данные позволяют судить об объеме и характере предстоящей работы.

Записи, схемы содержат в себе следующие  сведения:

1 - подход к участку;

2 - общие (габаритные) размеры участка, зафиксированные со слов заказчика или имеющиеся в документах на землепользование;

3 - конфигурация, общие очертания территории, схематично набросанные от руки или перенесенные с готового плана;

4 - ориентация по сторонам света с нанесением их на схему;

5 - характер ограждения участка (забор, стена, живая изгородь);

 

6 - примыкающие к участку дороги, сооружения, деревья и т. п. с указанием их на схеме;

7 - виды, открывающиеся за пределами будущего

сада;

8 - наличие на участке сооружений, законченных

или строящихся;

9 - наличие коммуникаций (вода, свет, электричество);

10 - существующая растительность (деревья, кустарники, их видовой состав, состояние);

11- преобладающий характер почвы;

12 - характер рельефа участка (ровный, с повышениями, с понижениями);

13 - наличие воды (колодец, скважина, водопровод);

14 - дренажная система и ее функционирование;

15- господствующие ветра;

16 - общая эстетическая оценка участка (выявление выигрышных и нежелательных моментов).

После сбора максимально полной информации она осмысляется дизайнером с целью составления наиболее выигрышного проекта, т. е. начинается творческий этап работы.

 

 Топографическая съемка.

 

IIредстоящая ответственная техническая  работа – это составление на  местности с помощью простейших  геодезических приборов опорного  рабочего плана. Для этого потребуются  следующие инструменты (рис.2): компас; рулетка длиной 10—20 м; метр-угольник с делениями, нанесенными на одну из заостренных ножек через каждые 5 см; визир-крестовина, укрепленная на стойке высотой 1,2 м; самодельный – нивелир из строительного уровня; заостренные вешки в количестве 4 штук длиной 2,2 м, на каждую из которых через 20 см наносятся деления (для удобства в промерах деления закрашиваются попеременно полосками контрастных цветов), и, наконец, планшетка с прикрепленным к ней листом белой или миллиметровой бумаги.

Последовательность проведения самой  съемки, которую лучше делать вдвоем, следующая.

1. Определить с помощью компаса  отношение участка к сторонам  света, отметить координаты на  листе — север, соответственно, должен быть отмечен в верхней  его части.  

2. Определить и указать на  планшете направление движения  солнца.

З. Выбрать приемлемый масштаб — 1:100 или 1:200; удобнее работать в масштабе 1:100, когда в 1 см укладывается 1 м  снимаемой площади участка.

4. Разбить на местности с помощью  визира две взаимно перпендикулярные друг по отношению к другу линии (оси). Точка их пересечения (О) служит началом координат. Одну из осей (Х) обычно проводят по границе участка или располагают параллельно ей. Другая (У) устанавливается так, чтобы она проходила через весь участок. По концам осей (па границах участка) устанавливают вешки. Затем оси обозначают на бумажном листе планшета.

5. Перенести имеющиеся на участке  объекты на план, всякий раз  соотнося их с осью У. для  этого визир-крестовину постепенно  перемещают по оси У, останавливаются перед снимаемым объектом и измеряют два расстояния: от начала оси У до визир-крестовины и от визир-крестовины до той или иной точки объекта. Результаты относительно каждой значимой точки объекта переносятся на план.

Информация о работе Лекции по "Ландшафтному дизайну"