Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курс лекций
Еще каких-то пару десятков лет назад пределом мечтаний огородника были обширный огород, дающий добротный урожай овощей, склонившиеся под тяжестью плодов и ягод деревья c кустaрниками, здесь же скромная клумбочка c неизменным набором ромашек, флоксов, астр, пионов. Сегодня отношение людей и сам подход к ведению дачного, подсобного хозяйства несколько изменились. И причиной тому появившиеся в изобилии разнообразные специальные газеты, журналы, прекрасно изданные aльбомы, масса доступной литературы, интересные радио- и телепрограммы...
«Красивый вид» (виста) - открывающаяся панорама, ограниченная возможностями углового зрения человека (по горизонтали - 54°, в вертикали - 26°), т. е. достаточно узкая, направленная перспектива. Границы зеленых рамок, заключающих в себе этот вид, всегда учитываются дизайнером.
Фокус интереса - завершает «красивый вид» на определенном объекте: скульптуре, фонтане, горке, цветочной композиции. Обычно он может находиться на расстоянии не более 100 м.
Точка наблюдения. Одни и те же объекты по мере их удаленности от зрителя воспринимаются по разному. Приведем конкретные цифры: до 1 м- различимы детали строения растений; до 5 м- в цветниках различимы декоративные группы, цветовые оттенки, фактура листьев; от 5 до 10 м- улавливается форма кустов, крупных цветущих многолетников, цветники воспринимаются как отдельные цветовые пятна; от 10 до 30 м- распознаваемы характер ветвления, плотность кроны, фактура стволов деревьев, внешний облик кустов; от 30 до 200 м- различимы форма кроны деревьев, оттенок зелени, цвет стволов; от 200 до 700 м- узнаваемы отдельные деревья, их группы, породы (лиственные, хвойные); от 700 до 1500 м- выделяется лишь масса насаждений, улавливается разница между планами.
Цвет, колорит
Художественно-эстетические свойства сада в первую очередь зависят от его цветового решения. Оно строится на использовании красочной палитры цветников, одиночных цветов, зелени растений, цвета ограждений, стен близлежащих строений, дорожек и других элементов сада. Стоит отметить, что глаз наблюдателя сначала воспринимает колорит (цветовые сочетания) того или иного объекта, а затем уже его форму.
Восприятие цвета
По своему эмоциональному воздействию на человека, следуя последовательности распределения цветов в цветовом спектре, цвета подразделяются на тёплые (активные, возбуждающие): красный, оранжевый, желтый; холодные (успокаивающие): синий, голубой, фиолетовый, и нейтральные: зеленый, цвет физического равновесия. Эти цветовые характеристики активно эксплуатируют «цветотерапия и пейзажетерапию».
Кроме того, различают хроматические - цвета спектра и ахроматические - от белого до черного со всеми переходными оттенками.
Свойства цвета
Для каждого цвета характерен определенный цветовой тон, который относит цвет по сходству к тому или иному цвету спектра; насыщенность, чистота цветового тона - это различие цвета в пределах одного тона, степень разбавленности его белым цветом, а светлота, яркость - степень отличия цвета от белого.
Цветовой спектр
В цветовом спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) выделяют основные цвета, которые нельзя получить посредством смешивания каких-либо (красный, желтый, синий) и дополнительные (оранжевый, зеленый, фиолетовый), получаемые при смешивании основных цветов.
Цветовые сочетания
Палитра сада насчитывает до 130 оттенков цветов. Сама природа позаботилась об их разнообразии, не менее десяти раз в году меняя цветовые сочетания: 3 раза весной, 2 летом, 3 осенью и 2 зимой. Характер цветовых соотношений, которыми оперирует садовник, более разнообразен.
Контрастное. Контрастные цвета в цветовом круге расположены один против другого: красный - зеленый, оранжевый - синий, фиолетовый - желтый. Использование этик цветов рядом дает неожиданные цветовые эффекты в саду. Контрастные цвета усиливают яркость друг друга. Светлый основной тон рядом с темным дополнительным становится более светлым, а основной темный возле дополнительного светлого кажется темнее.
Гармоничное. Цвета, гармонирующие между собой, в цветовом круге располагаются через один: красный - желтый, желтый - синий, синий - красный создавая тем самым для глаз приятный успокаивающий эффект.
Дисгармоничное. Дисгармоничные цвета в цветовом круге следуют один за другим: желтый - зеленый, фиолетовый - красный, синий - фиолетовый. Сочетание этих цветов несколько неприятно, создает неэстетический вид. При оформлении сада их стараются избегать.
Гармонизация при помощи оттенков. Дисгармоничное сочетание цветов смягчают введением при переходе от одного цвета к другому их оттенков, нюансов. Например, между желтым и зеленым вводят светло-желтый или светло-зеленый.
Цветовые иллюзии
Опытный садовод, играя цветовой гаммой растений, нередко прибегает к «обману» глаз посетителя. Располагая подальше пятна теплых цветов, он как бы приближает их, делает выпуклыми. Объекты холодных цветов всегда кажутся мельче и удаленнее. Пастельные тона, оттенки словно затушевывают границы сада, создают впечатление, что он простирается до бесконечности. Посадив цветы теплых расцветок на передний план, а в холодных - на некотором отдалении, зрительно расширяют пространство сада.
Освещенность (свет и тень)
Сад привлекателен также своей игрой света и тени Здесь важны пункты, изложенные ниже.
Факторы освещенности
Угол падения световых лyчей определяет характер образования света и тени. B свою очередь, сам угол зависит от времени года, времени суток, когда солнце находится в том или ином месте небосклона.
Сила источника света, освещенности. Яркий солнечный свет несколько притупляет способность человека различать цвета, особенно теплые. Днем глаз максимaльно чувствителен к красным цветам, в сумерки - к сине голубоватым.
Окраска предметов. Каждый объект, имея тот или иной собственный цвет, в разной степени поглощает или отражает лучи солнечного света
Типы освещенности
Фронтальное. Источник света находится прямо перед объектом, что заметно уменьшает количество светотеневых нюансов. Kомпозиция сaда в целом выглядят вяло, невыразительно.
Боковое. Дает наиболее выигрышное восприятие композиций. Объекты сада яркие, сочные, рельефные. Такими мы их видим в утренние и вечерние часы.
Контражурное. Наблюдаемый объект расположен между источником светя и зрителем. Его цвет кажется более темным, он воспринимается как силуэт, окруженный сияющим ореолом.
Элементы светотени
Свет (освещенная сторона объекта) - падающие на предмет c различным характером поверхности лучи источника света (солнце, луна, светильник).
Тень (неосвещенная сторона) - место, куда не попадают лучи света. Различают собственную тень, которая принадлежит самому растению или иному предмету, размещается на его поверхности и зависит от особенностей формы предмета, и падающую, бросаемую объектом на другой предмет. В зависимости от силы пaдающего света она имеет определенную степень густоты.
Полутень - образуется на освещенной части изогнутой поверхности предмета. Проявляется в отсутствии резкого перехода от света к тени.
Рефлекс - блуждающий, отраженный свет от других предметов.
Блики - разновидность рефлекса, только падающий свет на освещенной части предмета c гладкой блестящей поверхностью образует на ней сверкающие пятна - блики.
Движение тени
B различное время суток
Искусствеиное освешение
Подобное освещение в саду в вечернее или ночное время близко к театральному. Более декоративными, живописными становятся листва деревьев, рисунок ветвей. Цвета листвы, газонов, цветников преображаются. При электрическом освещении красные цвета становятся более насыщенными, синие тускнеют.
Частности
Сад, усадьба, парк - это не только прекрасное творение рук человеческих и природы. 3десь царит особая аура, очарование которой усиливают благоухание цветов и трав, щебет и пение птиц, их мелькание среди ветвей, стрекотание кузнечиков и цикад. Все это вызывает у нас чувство восторга, располагает к единению с природой.
Аромат
Душистые растения - непременный атрибут сада. Благоухание, постоянное или только в утренние или ночные часы, редко кого оставляет равнодушным. Некоторые душистые растения начинают источать особенно сильный аромат всякий раз, когда их задеваешь. Такие цветы и травы (например, ставшую уже классической лаванду) следует располагать около дорожек или между их плиток.
На протяжении всего теплого сезона в сад к душистым цветам слетаются бабочки и пчелы. А над розами просто царит облако непередаваемого аромата. Вывод один: нужно непременно создать в саду источники природных ароматов, привязывая их в первую очередь к местам отдыха.
Звуки
Мир звуков в саду - своего рода музыкальное к нему приложение. Весенний гомон птиц, их утренние распевы летом, щебетанье постояльцев, поселившихся в укромных местах, - непременные составляющие сада, которые порой способны очаровать человека в большей степени, чем изысканная красота цветов. Чтобы привлечь птиц, нередко специально создают густые заросли кустов, поилки, мини-водоемы для купания. Что касается стрекочущих кузнечиков и цикад, также участвующих в«садовом концерте', они сами найдут себе место в саду. В числе немаловажных мелодий сада следует назвать журчание ручья, шелест листвы и высоких трав, чуть слышное поскрипывание стволов….
ЛЕКЦИЯ VI. Ознакомление с методикой разработки проектов благо-усраиваемых участков.
Имея представление об основных элементах, организующих садовое пространство, владел композиционными законами, можно переходить к непосредственной разработке проекта вновь полученного участка или перепланировке уже существующего.
Предпроектный анализ участка.
Содержание работы сводится к первичному обследованию, изучению, анализу участка и сбору соответствующей информации. Полученные данные позволяют судить об объеме и характере предстоящей работы.
Записи, схемы содержат в себе следующие сведения:
1 - подход к участку;
2 - общие (габаритные) размеры участка, зафиксированные со слов заказчика или имеющиеся в документах на землепользование;
3 - конфигурация, общие очертания территории, схематично набросанные от руки или перенесенные с готового плана;
4 - ориентация по сторонам света с нанесением их на схему;
5 - характер ограждения участка (забор, стена, живая изгородь);
6 - примыкающие к участку дороги, сооружения, деревья и т. п. с указанием их на схеме;
7 - виды, открывающиеся за пределами будущего
сада;
8 - наличие на участке сооружений, законченных
или строящихся;
9 - наличие коммуникаций (вода, свет, электричество);
10 - существующая растительность (деревья, кустарники, их видовой состав, состояние);
11- преобладающий характер почвы;
12 - характер рельефа участка (ровный, с повышениями, с понижениями);
13 - наличие воды (колодец, скважина, водопровод);
14 - дренажная система и ее функционирование;
15- господствующие ветра;
16 - общая эстетическая оценка участка (выявление выигрышных и нежелательных моментов).
После сбора максимально полной информации она осмысляется дизайнером с целью составления наиболее выигрышного проекта, т. е. начинается творческий этап работы.
Топографическая съемка.
IIредстоящая ответственная
Последовательность проведения самой съемки, которую лучше делать вдвоем, следующая.
1. Определить с помощью компаса отношение участка к сторонам света, отметить координаты на листе — север, соответственно, должен быть отмечен в верхней его части.
2. Определить и указать на планшете направление движения солнца.
З. Выбрать приемлемый масштаб — 1:100 или 1:200; удобнее работать в масштабе 1:100, когда в 1 см укладывается 1 м снимаемой площади участка.
4. Разбить на местности с
5. Перенести имеющиеся на