Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 01:27, реферат

Краткое описание

Развитие научных основ технического творчества, разработ-
ка методик активизации творческого процесса, обучение основам
творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и
технологических организациях, на предприятиях и в вузах бла-
гоприятных условий для творчества стало в настоящее время
настоятельной необходимостью.
Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными ме-
тодами - путем роста численности кадров научных работников и
научно-вспомогательного персонала не может отвечать целям се-
годняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний,
создания высокоэффективной техники на базе изобретений необхо-
димо иметь средства для активизации творческого мышления. Спе-
цифичность этих средств связана с тем, что "логика научного
открытия (изобретения) далека от логики формальной, а обстоя-
тельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень поз-
нания, далеко не всегда соответствуют важности момента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3

1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА

1.1. Техническое творчество и его сущность .............

1.2. Многоуровневость творчества .......................

1.3. Модель технологии живого творчества ...............

2. ЭВРИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСТВА

2.1. Эвристика и техническое творчество ................

2.2. Эвристические приемы активизации
творческого мышления ...................

3. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций ............

Список использованной литературы ...................

Вложенные файлы: 1 файл

техническое творчество.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

ваем в понятие "эвристика",  но в нашем  сознании  оно  всегда

связано с творческой деятельностью.

     В  научной литературе это понятие не имеет единого  толко-

вания. Так  в  работах Перельмана Р.Г.  о интенсификации науч-

но-технического творчества эвристика отождествляется с  психо-

логией научного творчества:  "Психология научного творчества -

эвристика изучает,  как решаются научные  задачи,  требующие,

кроме знаний и умений, также и сообразительности, догадки".

     Психолог  Я.А.Пономарев   считает,  что  эвристика  -  это

"абстрактно-аналитическая  наука, изучающая один из структурных

уровней организации творческой деятельности и ее продуктов". В

Советском энциклопедическом словаре даются следующие определе-

ния эвристики:  1.Специальные методы,  используемые в процессе

открытия  (создания)  нового (эвристические методы).  2.Наука,

изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую дея-

тельность). 3.Восходящий к Сократу метод обучения (майевтика).

     По  мнению психолога В.Н.Пушкина,  эвристика - это отрасль

знания, "изучающая формирование новых действий в необычной си-

туации", она  может стать наукой "в том случае, если эвристи-

ческие процессы, преводящие к этим новым действиям, найдут на-

конец свое математическое описание".

     Приведенные  высказывания (которых можно было  бы  привести

больше), свидетельствуют  о  том,  что эвристика как самостоя-

тельная наука еще не сформировалась.

     Несомтря  на большое количество научных  трудов,  посвящен-

ных вопросам эвристики,  они, как правило, касаются ее частных

проблем и  не  дают четкого представления ни об объекте,  ни о

предмете эвристики, ни о ее статусе среди других наук.

     Попытка  обобщения многочисленных концепций  и формулирова-

ние на этой основе определения статуса  и  предмета  эвристики

изложены в работах Буша Г.Я и Буша К.

     По  определению авторов этой работы , "Эвристика - это об-

щенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в чело-

веческой деятельности и общении".

     Предметом  эвристики является "выявление, обработка  и упо-

рядочение закономерностей,   механизмов   и   методологических

средств антиципации  (предвосхищения) и конструирования нового

знания и целеустремленных  способов  деятельности  и  общения,

создаваемых на  основе обобщения прежнего опыта и опережающего

отражения моделей будущего с целью более полного  удовлетворе-

ния потребностей людей".

     Оценивая  попытку авторов, можно сказать, что с точки зре-

ния обобщения  частных  подходов  к эвристике она удалась,  но

вместе с тем, очевидно, стремление к детерминации общности по-

мешало авторам  в  данном  определении  выделить специфические

черты именно эвристики,  и в результате  под  это  определение

можно подвести  и другие общенаучные дисциплины,  например та-

кие, как прогнозирование или системный подход.

     Множество  толкований  эвристики говорит  о разном содержа-

нии, которое вкладывают авторы различных  концепций  в данное

понятие. При этом общим и бесспорным является то,  что во всех

случаях эвристика неразрывно связывается с творческой деятель-

ностью, с творчеством.

     Общими  звеньями,  связывающими в единую  цепь понятия "эв-

ристика" и "творчество",  являются представления о нетривиаль-

ности, неординарности, новизне и уникальности. Применительно к

понятию "творчество" такими качествами характеризуется резуль-

тат творческой деятельности, применительно к эвристике - мето-

ды и средства получения этого результата.

     

 

    ЭВРИСТИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

 

     Потребность  в  эффективных  приемах и методах  активизации

творческого мышления возникла очень давно,  хотя до  недавнего

времени инженерный  труд  рассматривался как процесс,  носящий

исключительно рациональный  характер,  лишенный  эмоциональной

окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструк-

тора, исследователя, разработчика определяется не только уров-

нем знаний и опыта (необходимое условие),  но и богатством во-

ображения, развитостью  фантазии.  умением   абстрагироваться,

"видеть в  обычном необычное и в необычном  обычное". "Воображе-

ние - по словам А.Энштейна,  - важнее знания, ибо знание огра-

ничено. Воображение  же  охватывает все на свете,  стимулирует

прогресс и  является  источником  его  эволюции".  Воображение

(фантазия) - психический  процесс, состоящий в создании  образов

на основе переработки прошлых восприятий.

     Развитие  этих качеств у создателей  новой техники является

важным фактором в преодолении энертности мышления и  ускорения

поиска решений  поставленных задач.  С этой целью используются

различные эвристицеские приемы в  виде  ассоциаций,  аналогий,

контрольных вопросов,  приемов устранения технических противо-

речий.

     В  литературе  по техническому творчеству часто разные ав-

торы одно и то же эвристическое средство называют приемом, ме-

тодом, методикой,  методологией и т.д. В связи с этим целесоб-

разно уточнить значение этих терминов для более  определенного

их понимания.

     ПРИЕМ - Это элементарное действие или  несколько  элемен-

тарных  действий,  выполняемых  по  определенным  правилам для

достижения определенной цели.

     МЕТОД -  это  способ достижения какой-либо  цели,  решения

конкретной задачи,  рассматриваемый как  совокупность  приемов

или операций практического или теоретического освоения (позна-

ния) действительности.

     МЕТОДИКА - это совокупность приемов и  методов,  выполняе-

мых по определенным правилам и в опреденной последовательности

для достижения поставленной цели.

     МЕТОДОЛОГИЯ - учение о структуре, логической организации,

методах и средствах деятельности.

     МЕТОДОЛОГИЯ  НАУКИ - учение о принципах построения, формах

и методиках научного познания.

 

     Прежде  чем перейти конкретно  к  методу  гирлянд  случай-

ностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить что такое  ассоциа-

ции, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы.

     Под  ассоциацией понимается отражение  в сознании  человека

взаимосвязи  между  предметами,  явлениями  действительности и

психическими восприятиями,  ощущениями,  двигательными актами,

представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без

активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассо-

циаций зависит от интересов человека,  его индивидуальных осо-

бенностей, реакций и моментального направления сознания.

     Исследования  психологов показали, что возможности  челове-

ка генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором време-

ни, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник допол-

нительной информации,  которую можно использовать в творческом

процессе.

     Основная  цель  генерирования  ассоциаций  заключается   в

том,чтобы "расшатать"   стереотипные  представления  о  совер-

шенствуемом объекте,  активизировать фантазию  и  воображение,

перекинуть "мостик"  к  искомым аналогиям.  Ассоциации в твор-

ческом поиске выступают как прямые "подсказки",  как  аналогии

или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом

и объектом совершенствования,  объектом изобретения. Последнее

свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристи-

ческой силой.  Так в примере с "арахнавтикой",  наверное,  для

того, чтобы у Дедала родилась идея использовать нити в качест-

ве парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств: наб-

людение  летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации

с летящим парашютистом.  Именно в тех случаях,  когда аналогия

находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожидан-

ностью и оригинальностью.

     Различают  ассоциации по сходству, контрасту  и смежности.

     Ассоциации  по сходству могут быть использованы как исход-

ные данные для приемов эвристической инверсии (обращения,  по-

иска от конца к началу), по смежности - для приемов преобразо-

вания в простанстве и времени.

     Все  примеры генерирования ассоциаций  можно  разделить  на

две группы:  приемы свободных ассоциаций и направленных детер-

минированных ассоциаций.

     К  свободным ассоциациям относят  такие,  генерирование ко-

торых производится без каких-либо ограничений  смыслового  или

грамматического характера.  При этом ассоциации могут быть вы-

ражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наре-

чием,  группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, ка-

ламбура и т.д.

     Генерирование  направленных  ассоциаций ограничивается  оп-

ределенными заранее заданными условиями.

     К  таким условиям,  например,  можно  отнести генерирование

ассоциаций по контрасту,  выраженных только глаголом  и  т.д.,

или ассоциацией по сходству, также выраженных словами опрелен-

ной части речи или символами, знаками и т.д.

     Генерирование как свободных,  так и направленных ассоциа-

ций основывается на быстрой реакции на слово раздражитель. Ре-

акция человека  на слово-раздражитель является глубоко индиви-

дуальной и зависит от его  интелекта,  темперамента,  условий,

психо-физиологического состояния и т.д.

     Ассоциации  можно генерировать в виде  группы на одно слово

раздражитель и виде связанной последовательности - "гирлянды",

когда ассоциация,  вызванная словом-раздражителем,  является в

свою очередь, словом-раздражителем для последуещей ассоциации.

     Например, со словом-раздражителем "компас" можно  образо-

вать следующую группу ассоциаций:

     Компас: движение,  направление,  трасса,  магнитное поле,

путеводитель, уверенность, железное постоянство, поход, круиз,

самолет, теплоход, навигация и т.д.

     Примером  гирлянды ассоциаций может служить  такая последо-

вательность: компас - движение,  движение - танцы, танцы - ра-

дость, радость - здоровье, здоровье - бодрость, бодрость - си-

ла, сила - штанга, штанга - игрушка силачей и т.д.

     Исходным  раздражителем для генерирования  ассоциаций могут

быть ощущения,  символы,  любые предметы окружающего  мира,  а

также совершенствуемый объект или ключевые слова,  характерные

для совершенствуемого объекта.

     Генерирование  группы  ассоциаций  может быть полезным как

при поиске новых технических решений,  так и на стадии  поста-

новки задачи  для  более  глубокого  анализа объекта,выявления

всех возможных признаков и свойств этого объекта.

     Гирлянда  ассоциаций  может  рассматриваться  как эвристи-

ческий прием,  используемый для ухода от традиционных, стерео-

типных сравнений  и  аналогий и нахождения взаимосвязи (анало-

гий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией).  Этот

прием  может  быть  полезен при поиске новых функций свойств и

качеств объекта.

     Как  уже говорилось, эффективность всех  эвристических при-

емов, в том числе  и  ассоциаций,  проявляется  не  столько  в

обеспечении прямого выхода на искомое решение,  сколько в под-

готовке психики человека к моменту "озарения",  в установлении

связи между сознанием и подсознанием и подключением интуиции.

     Конечно, нельзя не видеть огромные  возможности ассоциаций

для развития  творческих задатков:  памяти,  остроты мышления,

воображения, а использование метафорических ассоциаций  разви-

вает, кроме того, образность мышления.

     В  качестве упражнений для тренировки  этих задатков  можно

использовать все изложенные приемы. Неплохо, если эти упражне-

ния будут выполняться в виде игры и особенно детьми, у которых

воображение и образность мышления проявляются сильнее.  В этой

игре дети будут выполнять роль "катализатора" и одновременно с

помощью взрослых развивать свои природные задатки.

     Рассмотренные  нами эвристические приемы послужили  основой

для  создания эвристических,  интуитивно-ассоциативных методов

активизации творческого мышления.  Эти методы можно рассматри-

вать  как  совокупность предписаний по выполнению тех или иных

эвристических приемов,  а с точки зрения их использования  для

развития задатков и способностей творческой личности - как го-

товые упражнения для тренировок.

     Далее  мы рассмотрим один из основных  методов, относящийся

к группе ИНТУИТИВНО-АССОЦИАТИВНЫХ - метод гирлянд случайностей

и ассоциаций.

 

 

           МЕТОД ГИРЛЯНД СЛУЧАЙНОСТЕЙ И АССОЦИАЦИЙ.

 

    Для  изложения данного метода вначале  будет представлен его

алгоритм в словеснов выражениии,  а делее будет подробно изло-

жен пример.

                     ╔═════════════════╗

                     ║ А Л Г О Р И Т М  ║

                     ╚═════════════════╝

     ПЕРВЫЙ  ШАГ. Определение синонимов объекта.

 

     ВТОРОЙ  ШАГ. Выбор случайных объектов.

 

     ТРЕТИЙ  ШАГ.  Составление комбинаций  из элементов гирлянды

синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Информация о работе Метод гирлянд случайностей и ассоциаций