Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 01:27, реферат
Развитие научных основ технического творчества, разработ-
ка методик активизации творческого процесса, обучение основам
творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и
технологических организациях, на предприятиях и в вузах бла-
гоприятных условий для творчества стало в настоящее время
настоятельной необходимостью.
Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными ме-
тодами - путем роста численности кадров научных работников и
научно-вспомогательного персонала не может отвечать целям се-
годняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний,
создания высокоэффективной техники на базе изобретений необхо-
димо иметь средства для активизации творческого мышления. Спе-
цифичность этих средств связана с тем, что "логика научного
открытия (изобретения) далека от логики формальной, а обстоя-
тельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень поз-
нания, далеко не всегда соответствуют важности момента.
ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3
1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА
1.1. Техническое творчество и его сущность .............
1.2. Многоуровневость творчества .......................
1.3. Модель технологии живого творчества ...............
2. ЭВРИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСТВА
2.1. Эвристика и техническое творчество ................
2.2. Эвристические приемы активизации
творческого мышления ...................
3. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций ............
Список использованной литературы ...................
ваем в понятие "эвристика", но в нашем сознании оно всегда
связано с творческой деятельностью.
В научной литературе это понятие не имеет единого толко-
вания. Так в работах Перельмана Р.Г. о интенсификации науч-
но-технического творчества эвристика отождествляется с психо-
логией научного творчества: "Психология научного творчества -
эвристика изучает, как решаются научные задачи, требующие,
кроме знаний и умений, также и сообразительности, догадки".
Психолог Я.А.Пономарев считает, что эвристика - это
"абстрактно-аналитическая наука, изучающая один из структурных
уровней организации творческой деятельности и ее продуктов". В
Советском энциклопедическом словаре даются следующие определе-
ния эвристики: 1.Специальные методы, используемые в процессе
открытия (создания) нового (эвристические методы). 2.Наука,
изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую дея-
тельность). 3.Восходящий к Сократу метод обучения (майевтика).
По мнению психолога В.Н.Пушкина, эвристика - это отрасль
знания, "изучающая формирование новых действий в необычной си-
туации", она может стать наукой "в том случае, если эвристи-
ческие процессы, преводящие к этим новым действиям, найдут на-
конец свое математическое описание".
Приведенные высказывания (которых можно было бы привести
больше), свидетельствуют о том, что эвристика как самостоя-
тельная наука еще не сформировалась.
Несомтря на большое количество научных трудов, посвящен-
ных вопросам эвристики, они, как правило, касаются ее частных
проблем и не дают четкого представления ни об объекте, ни о
предмете эвристики, ни о ее статусе среди других наук.
Попытка
обобщения многочисленных
ние на этой основе определения статуса и предмета эвристики
изложены в работах Буша Г.Я и Буша К.
По
определению авторов этой
щенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в чело-
веческой деятельности и общении".
Предметом эвристики является "выявление, обработка и упо-
рядочение закономерностей, механизмов и методологических
средств антиципации (предвосхищения) и конструирования нового
знания и целеустремленных способов деятельности и общения,
создаваемых на основе обобщения прежнего опыта и опережающего
отражения моделей будущего с целью более полного удовлетворе-
ния потребностей людей".
Оценивая попытку авторов, можно сказать, что с точки зре-
ния обобщения частных подходов к эвристике она удалась, но
вместе с тем, очевидно, стремление к детерминации общности по-
мешало авторам в данном определении выделить специфические
черты именно эвристики, и в результате под это определение
можно подвести и другие общенаучные дисциплины, например та-
кие, как прогнозирование или системный подход.
Множество толкований эвристики говорит о разном содержа-
нии, которое вкладывают авторы различных концепций в данное
понятие. При этом общим и бесспорным является то, что во всех
случаях эвристика неразрывно связывается с творческой деятель-
ностью, с творчеством.
Общими звеньями, связывающими в единую цепь понятия "эв-
ристика" и "творчество", являются представления о нетривиаль-
ности, неординарности, новизне и уникальности. Применительно к
понятию "творчество" такими качествами характеризуется резуль-
тат творческой деятельности, применительно к эвристике - мето-
ды и средства получения этого результата.
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ
ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ
Потребность в эффективных приемах и методах активизации
творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего
времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий
исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной
окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструк-
тора, исследователя, разработчика определяется не только уров-
нем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством во-
ображения, развитостью фантазии. умением абстрагироваться,
"видеть в
обычном необычное и в
ние - по словам А.Энштейна, - важнее знания, ибо знание огра-
ничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует
прогресс и является источником его эволюции". Воображение
(фантазия) - психический процесс, состоящий в создании образов
на основе переработки прошлых восприятий.
Развитие этих качеств у создателей новой техники является
важным фактором в преодолении энертности мышления и ускорения
поиска решений поставленных задач. С этой целью используются
различные эвристицеские приемы в виде ассоциаций, аналогий,
контрольных вопросов, приемов устранения технических противо-
речий.
В литературе по техническому творчеству часто разные ав-
торы одно и то же эвристическое средство называют приемом, ме-
тодом, методикой, методологией и т.д. В связи с этим целесоб-
разно уточнить значение этих терминов для более определенного
их понимания.
ПРИЕМ - Это элементарное действие или несколько элемен-
тарных действий, выполняемых по определенным правилам для
достижения определенной цели.
МЕТОД - это способ достижения какой-либо цели, решения
конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов
или операций практического или теоретического освоения (позна-
ния) действительности.
МЕТОДИКА - это совокупность приемов и методов, выполняе-
мых по определенным правилам и в опреденной последовательности
для достижения поставленной цели.
МЕТОДОЛОГИЯ - учение о структуре, логической организации,
методах и средствах деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о принципах построения, формах
и методиках научного познания.
Прежде чем перейти конкретно к методу гирлянд случай-
ностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить что такое ассоциа-
ции, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы.
Под
ассоциацией понимается
взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и
психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами,
представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без
активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассо-
циаций зависит от интересов человека, его индивидуальных осо-
бенностей, реакций и моментального направления сознания.
Исследования психологов показали, что возможности челове-
ка генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором време-
ни, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник допол-
нительной информации, которую можно использовать в творческом
процессе.
Основная цель генерирования ассоциаций заключается в
том,чтобы "расшатать" стереотипные представления о совер-
шенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение,
перекинуть "мостик" к искомым аналогиям. Ассоциации в твор-
ческом поиске выступают как прямые "подсказки", как аналогии
или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом
и объектом совершенствования, объектом изобретения. Последнее
свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристи-
ческой силой. Так в примере с "арахнавтикой", наверное, для
того, чтобы у Дедала родилась идея использовать нити в качест-
ве парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств: наб-
людение летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации
с летящим парашютистом. Именно в тех случаях, когда аналогия
находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожидан-
ностью и оригинальностью.
Различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности.
Ассоциации по сходству могут быть использованы как исход-
ные данные для приемов эвристической инверсии (обращения, по-
иска от конца к началу), по смежности - для приемов преобразо-
вания в простанстве и времени.
Все
примеры генерирования
две группы: приемы свободных ассоциаций и направленных детер-
минированных ассоциаций.
К свободным ассоциациям относят такие, генерирование ко-
торых производится без каких-либо ограничений смыслового или
грамматического характера. При этом ассоциации могут быть вы-
ражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наре-
чием, группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, ка-
ламбура и т.д.
Генерирование направленных ассоциаций ограничивается оп-
ределенными заранее заданными условиями.
К таким условиям, например, можно отнести генерирование
ассоциаций по контрасту, выраженных только глаголом и т.д.,
или ассоциацией по сходству, также выраженных словами опрелен-
ной части речи или символами, знаками и т.д.
Генерирование как свободных, так и направленных ассоциа-
ций основывается на быстрой реакции на слово раздражитель. Ре-
акция человека на слово-раздражитель является глубоко индиви-
дуальной и зависит от его интелекта, темперамента, условий,
психо-физиологического состояния и т.д.
Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово
раздражитель и виде связанной последовательности - "гирлянды",
когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является в
свою очередь, словом-раздражителем для последуещей ассоциации.
Например, со словом-раздражителем "компас" можно образо-
вать следующую группу ассоциаций:
Компас: движение, направление, трасса, магнитное поле,
путеводитель, уверенность, железное постоянство, поход, круиз,
самолет, теплоход, навигация и т.д.
Примером
гирлянды ассоциаций может
вательность: компас - движение, движение - танцы, танцы - ра-
дость, радость - здоровье, здоровье - бодрость, бодрость - си-
ла, сила - штанга, штанга - игрушка силачей и т.д.
Исходным
раздражителем для
быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а
также совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные
для совершенствуемого объекта.
Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как
при поиске новых технических решений, так и на стадии поста-
новки задачи для более глубокого анализа объекта,выявления
всех возможных признаков и свойств этого объекта.
Гирлянда ассоциаций может рассматриваться как эвристи-
ческий прием, используемый для ухода от традиционных, стерео-
типных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (анало-
гий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Этот
прием может быть полезен при поиске новых функций свойств и
качеств объекта.
Как уже говорилось, эффективность всех эвристических при-
емов, в том числе и ассоциаций, проявляется не столько в
обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в под-
готовке психики человека к моменту "озарения", в установлении
связи между сознанием и подсознанием и подключением интуиции.
Конечно, нельзя не видеть огромные возможности ассоциаций
для развития творческих задатков: памяти, остроты мышления,
воображения, а использование метафорических ассоциаций разви-
вает, кроме того, образность мышления.
В
качестве упражнений для
использовать все изложенные приемы. Неплохо, если эти упражне-
ния будут выполняться в виде игры и особенно детьми, у которых
воображение и образность мышления проявляются сильнее. В этой
игре дети будут выполнять роль "катализатора" и одновременно с
помощью взрослых развивать свои природные задатки.
Рассмотренные
нами эвристические приемы
для создания эвристических, интуитивно-ассоциативных методов
активизации творческого мышления. Эти методы можно рассматри-
вать как совокупность предписаний по выполнению тех или иных
эвристических приемов, а с точки зрения их использования для
развития задатков и способностей творческой личности - как го-
товые упражнения для тренировок.
Далее
мы рассмотрим один из
к группе ИНТУИТИВНО-АССОЦИАТИВНЫХ - метод гирлянд случайностей
и ассоциаций.
МЕТОД ГИРЛЯНД СЛУЧАЙНОСТЕЙ И АССОЦИАЦИЙ.
Для
изложения данного метода
алгоритм в словеснов выражениии, а делее будет подробно изло-
жен пример.
╔═════════════════╗
║ А Л Г О Р И Т М ║
╚═════════════════╝
ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.
ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.
ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов гирлянды
синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.