Основатели советского конструктивизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:37, реферат

Краткое описание

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны

Содержание

1. Введение
2. Братья Веснины
3. Гинзбург Моисей Яковлевич
4. Заключение
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Основатели советского конструктивизма.docx

— 92.98 Кб (Скачать файл)

Тщательно продуманному функциональному плану здания соответствует строгий, но расчлененный объем, зрительно объединенный нижним этажом и узкими лентами горизонтальных окон. Уступообразные террасы создают пластику верхних этажей, пространство внутренних дворов органически вливается в тело здания. Здесь все просто, логично, форма воздействует гармоничностью, точностью найденных пропорций.

Метод функционального творчества, многократно описываемый и разъясняемый Гинзбургом, можно хорошо проследить на примере здания Дома Правительства в Алма-Ате (конкурсный проект сделан в 1927 г. совместно с И. Ф. Милинисом, здание осуществлено в 1929—1931 гг.). «В основу проекта положено стремление дать решение, вытекающее из характерных бытовых и климатических особенностей Казахстана», — пишет автор в пояснительной записке к проекту.

Композиционным центром здания служит обширный внутренний дворик-сад с растительностью и бассейном. Это и фойе зала и место ожидания, отдыха, прогулок. Единая система внутреннего двора-сада, террасы вестибюля, застекленных переходов на столбах связывает интерьеры основных помещений с внешней средой. С живописным, перетекающим пространством интерьеров контрастируют большие белоснежные плоскости наружных объемов, чередующиеся со сплошными остекленными поверхностями стен зала. Здесь создан выразительный художественный образ советского правительственного здания, отражающий новое социальное содержание, идея которого — народность, общедоступность, демократичность.

Большое место в творчестве М. Я. Гинзбурга занимает проблема жилого дома. Поиски нового типа жилого дома продолжаются на протяжении всей его практической деятельности. В 1926 году по его проекту строится жилой дом на Малой Бронной в Москве, где он пробует найти не только новую структуру квартиры, но и выразительную организацию ее пространства.

В 1927 году Гинзбург организует товарищеское соревнование ОСА на проект дома нового социального типа, так называемый «Коммунальный дом А1», и сам принимает в нем активное участие.

В его проекте разработаны основные композиционные принципы новой пространственной организации квартиры — размещение одной жилой ячейки в двух уровнях и сочетание внутренних объемов разной высоты.

На протяжении своей творческой деятельности Гинзбург неоднократно работает над экспериментальным проектом квартиры. В 1928—1930 годах был построен в Москве по его проекту (совместно с И. Ф. Милинисом) жилой дом на Новинском бульваре.

В проекте этого дома Гинзбург осуществил свои мечты об организации жилого дома нового социального типа. Индивидуальные квартиры сочетались здесь с рядом помещений с обобществленными функциями — прообраз современных «домов нового быта».

В доме на Новинском бульваре была применена система двухэтажных квартир, сочетания внутренних объемов различной высоты в одной квартире. Освещенные лентами горизонтальных окон, залитые светом коридоры, обслуживающие два этажа каждый, лоджии, террасы на крыше дома, столбы нижнего этажа, позволяющие объединить пространство вокруг дома, различие высот внутри квартир, все это создало пространственно цельный комплекс, сыгравший крупную роль в создании образа советского жилого дома.

М. Я. Гинзбург возглавлял большие коллективы архитекторов, разделявших его взгляды на будущее архитектуры. Огромная работа по изучению и проектированию массового жилищного строительства была проделана под его руководством в государственных проектных организациях, в том числе в Стройкоме РСФСР. До конца своей жизни работает он над проблемами индустриализации и типизации жилищного строительства.

Опыт работы Гинзбурга над проблемами жилища неоднократно освещался им в отдельных статьях на страницах журналов, в специальном сборнике Стройкома РСФСР. В 1934 году вышла в свет его книга «Жилище», в которой наряду с социальными и техническими вопросами подробно освещаются архитектурно-композиционные принципы организации жилого дома.

Не менее страстно Гинзбург занимался проблемами градостроительства, архитектурой жилых комплексов. Им одним из первых был поднят в советской архитектуре вопрос районной планировки. В первой половине 30-х годов возглавляемым им коллективом был разработан проект районной планировки южного берега Крыма, детальный проект планировки Ялта — Мисхор — Алупка. В работе над конкурсным проектом «Зеленый город» (1930 г., совместно с М. О. Барщем) Гинзбург, увлекшись дезурбанизмом, предполагал создать в окрестностях Москвы обширный жилой район с группами домов, расположенных среди природы, вдоль шоссейных дорог. Однако вскоре он отказывается от идеи дезурбанизации. В проекте жилого района «Красный камень» в Нижнем Тагиле, рассчитанного на 24 тысячи человек, он предлагает компактную застройку крупными замкнутыми жилыми ансамблями с целью создания наиболее яркой образной выразительности. Объемно-пространственная композиция района «Красный камень» строится на оригинальных сочетаниях различных по форме жилых ансамблей, внутри которых заключено обширное пространство двора-парка. Жилые ансамбли — трапециевидный, полукруглый, квадратный, шестигранный, — каждый имеющий свой пространственный интерьер, образуют многообразную живописную группу. Тщательно продумана система озеленения внутри ансамблей — стриженая зелень, бассейны, цветники. Главная улица, проходящая через общественный центр района, должна была быть застроена с одной стороны 12-этажными башенными домами. Наряду с подчеркнутым вниманием к образной выразительности района здесь функционально продуманы связи с городом, сети обслуживания, транспортные сети, размещение детских и лечебных учреждений и т. п.

Важная веха в творчестве М. Я. Гинзбурга — конкурсный проект Дворца Советов в Москве (1932 г., совместно с архитекторами С. Лисагором и Г. Гасенплугом, инженером А. Лолейтом).

Центральным элементом композиции Дворца Советов является огромный параболический по форме стеклянный купол, перекрывающий большой зал. Оп стоит на платформе-подиуме, на которой возвышается также и малый зал трапециевидной формы. Тщательно продуманная функциональная схема связи многочисленных помещений Дворца, размещенных в двух-трех Этажах платформы, позволила создать компактную объемно-пространственную композицию здания.

В здании Дворца Советов в еще большей мере, чем в Доме Правительства в Алма-Ате, выражена идея народности и общедоступности, подчеркнута связь с общественной жизнью города, с окружающей внешней средой. Достигается это замыслом плана, многочисленными лестницами, связывающими террасы верхней части подиума с площадью, прозрачностью остекленных помещений Дворца, позволяющих свободно просматривать его интерьеры.

Период всеобщего увлечения репрезентативными формами прошлого не мог не оказать влияния на некоторый поворот в творчестве Гинзбурга к поискам новых образов. Но Гинзбург ищет архитектуру, современную данному историческому отрезку времени. Он не разочаровывается в методе функционального творчества, но понимает, что нельзя относиться к нему догматически, что время идет, и метод требует своего развития. Это сказывается на всех его последующих проектах и постройках, в которых лаконичная геометрическая чистота форм соединяется с поисками живописности, с поисками сложных пространственных композиций. Это ярко проявляется в таких его работах 30-х годов, как проект театра Немировича-Данченко в Москве, конкурсный проект дома Наркомтяжпрома в Москве, Парк культуры и отдыха в Тбилиси на горе Давида, комбинат «Известий» в Москве и др., где он ищет новые возможности образной выразительности.

Из работ возглавляемых им коллективов следует также выделить целостно задуманное архитектурное оформление железнодорожной магистрали Москва — Донбасс (1933) и крупный санаторий Наркомтяжпрома им. Орджоникидзе в Кисловодске, осуществленный в 1935—1937 годах.

Ансамбль санатория раскинулся на широком плато, круто обрывающемся вниз. Основными элементами его пространственной композиции являются три корпуса — лечебный и два жилых, — которые образуют как бы крылья, распростертые в сторону южного горизонта. Отсюда открывается вся панорама кавказских гор с Эльбрусом в центре.

Лечебный корпус состоит из двух частей: вогнутой, где размещены кабинеты, и круглой, где находятся помещения для ванн. Обе части расположены на разном уровне и соединены между собой переходами и лестницами. Перед лечебным корпусом, по оси композиции, разворачивается главная лестница в виде амфитеатра, естественно укладывающаяся на рельеф местности. Лестница соединяет верхнюю часть территории с нижним парком.

Лаконичные формы здания хорошо гармонируют с очень развитой наружной лестницей, создавая яркую, выразительную архитектуру всего ансамбля.

В годы войны Гинзбург работал над проектом временного и типового жилища. В 1943—1944 годах он проектирует и строит памятники-обелиски героям Отечественной войны в Севастополе и Керчи. Наиболее закончен из его последних работ проект панорамы «Обороны Севастополя в Великой Отечественной войне». Здесь поиски образной выразительности приводят его к использованию своеобразных архитектурных деталей, трактованных как органическая ткань стены.

Последние годы своей жизни отдает Гинзбург большой теоретической работе, посвященной основным проблемам архитектурного творчества. Она начата перед войной и задумана автором как капитальный двухтомный труд. Закончен лишь один раздел — «Тектоника». В этой работе он вновь возвращается к анализу закономерностей развития архитектурного стиля на примерах истории архитектуры и подводит к анализу современной советской архитектуры.

 

Заключение

После объединения конструктивистов в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом,  ключевой проблемой этого течения стал вопрос о восприятии архитектуры человеком. Конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания. Они видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.

 

Литература

  1. Хан-Магомедов С. О. «Конструктивизм — концепция формообразования» — М.: Стройиздат, 2003. — 576 с. 
  2. Хан-Магомедов С. О. «Архитектура советского авангарда» — М., 2001
  3. wikipedia.org
  4. famous.totalarch.com

 

 


Информация о работе Основатели советского конструктивизма