Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа
В 1880- х гг. исследователь древнерусского зодчества Н. Султанов ввел термин «русский барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII в. С тех пор существует устойчивая концепция, согласно которой первая фаза стиля «русского барокко» сложилась в 1640- х гг. и этот стиль развивался «в непрерывной последовательности, вплоть до завершивших его произведений В. И. Баженова». По определению Д. Лихачева, «русское барокко приняло на себя многие из функций Ренессанса, поскольку настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси». Этот вывод следует из «особенной уплотненности» развития художественных стилей на Руси, в корне отличающих их духовное содержание от западноевропейских прототипов. «Русское барокко в целом, выполняя свою возрожденческую функцию, исторически противостояло средневековью, а не Ренессансу. Отсюда его жизнерадостность и его умеренность, чуждая патетичности западного барокко».
Ранние работы Растрелли, выполненные при Анне Иоанновне более французские, чем итальянские или немецкие. Но вскоре Растрелли начал вырабатывать собственный стиль, который называют «русским барокко». Оригинальный стиль, созданный Растрелли, прежде всего, выражал пафос русской государственности и не повторял ни европейское барокко, ни классицизм, ни рококо.
Выразительные средства, заимствованные им лишь частично от форм европейского барокко и рококо, были подчинены главной цели – создать ощущение парадоксальности, величия и, вместе с этим, легкости, воздушности, подвижности. Поэтому уникальный растреллиевский стиль ближе к рококо, чем к барокко с его мощной и тяжелой динамикой. От барокко растреллиевские постройки отличает компактность, прямоугольность плана, отсутствие пространственных разрывов в объемах зданий, криволинейных поверхностей стен, динамичного «охватывания пространства». Главная особенность стиля Растрелли состоит в двойственности, неопределенности приема.
В
оформлении интерьеров Растрелли последовательно
осуществляет принципы стиля рококо.
Он сохраняет прием анфиладного
построения, зеркала и орнамент рокайль.
Но в отличие французских
Гениальность Растрелли проявляется в том, что он разрушает привычные представления о специфике архитектурных стилей. Удивительная целостность художественного мышления Растрелли проявилась и в его внимании к деталям. Этот архитектор никогда не ограничивался, как другие, общим проектом здания, он сам пририсовывал к нему декоративную лепнину, балконные и оконные решетки, орнамент наборного паркета, мебель, камины, светильники и дверные ручки.
Оглядываясь
назад на все созданное Растрелли
и сравнивая его творчество с
искусством лучших мастеров тогдашней
Европы, мы должны признать, что по силе
художественного вдохновения, по исключительному
дару острой «выдумки», он не уступает
никому из современников. Всё, сооруженное
Растрелли на протяжении своей жизни:
великолепные дворцы и роскошные
дома, соборы и храмы, парки и сады
– и те, что уцелели, и те что
были подняты из руин, опаленных войной,
вызывают сегодня у нас неподдельное восхищение.
Мы уже не мыслим свое существование без
них. Ибо они часть полученной нами в наследство
духовной и художественной культуры. Это
высокое, настоящее искусство.
Заключение
Итак, как мы видим, этот великолепный и пышный стиль барокко просуществовал недолго и уже во второй половине VIII в. на смену ему приходит строгий и величественный классицизм, для которого характерна ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности.
Таким
образом, культура барокко занимает
огромное историческое пространство:
рубеж XVI – XVII вв. — XVIII в. Его появление
было исторически закономерным процессом,
подготовленным всем предшествующим развитием.
Мир барокко столь же безграничен,
как и мир человеческой души. Пестрота
жизни, переполняющая музыку этого
времени, по законам барочной антиномии
уживается с напряженными духовными
исканиями. Чувственная красота
искусства барокко — залог
любви к нему. Но оно обращено
не только к сердцу. Сердце и разум,
любовь и познание — вот ряд
антиномий, относящихся к сфере
восприятия искусства.
Список
использованной литературы