Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 21:10, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить развитие архитектуры Гродно во второй половине XIX века.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие архитектуры Беларуси во второй половине XIX века;
2. Проанализировать развитие архитектуры Гродно во второй половине XIX века;
3. Охарактеризовать основные памятники архитектуры Гродно во второй половине XIX века.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Развитие архитектуры Беларуси во второй половине XIX века...….6
Глава 2. Развитие архитектуры Гродно во второй половине XIX века……....16
Глава 3.Памятники архитектуры Гродно во второй половине XIX века.........18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...27
Силуэтные и панорамные образы качественно насыщались, обогащали эстетический потенциал города. Динамичность силуэтов Витебска, Гродно, Минска, Могилева, Полоцка достигалась за счет постепенного нарастания ритма вертикальных акцентов по мере приближения к центру. Идея активного преобразования планировки и застройки Минска принадлежала арх. К. Хрщеновичу (работал минском губернским архитектором с 1825 г. до 1863 г.), который одним из первых осознал будущие размеры городского строительства. Пространственная композиция города была раскрыта им через систему вертикальных доминант, продуманно расположенных на местности, гармонично лицу до природного ландшафта и структуры городского плана.
С ростом городов в конце XIX в. обострилась проблема городского транспорта. Если первые линии конки и трамвая прокладались в наиболее людных местах, где располагались крупные здания администратийного, производственного и транспортного назначения (исторический центральный вокзал, промышленная зона), то в конце XIX в. возведение крупных общественных зданий в свою очередь зависело от трассировки городского транспорта. Вблизи транспортных линий концентрировалось наиболее комфортабельное жилье, значительно улучшалось качество застройки [17].
В архитектуре Беларуси 2-й половины XIX в. расширилось ретроспективное (эклектичное) направление, развитие которого можно разделить на 3 этапа: 1) середина XIX в.- 1860-е гг.- переход под влиянием романтизма от классицистической стилистики к формам архитектурного наследия, в частности готики (освоение исторических стилей происходило еще в условиях тектонической системы классицизма); 2) 1860 - 90-е гг.- широкое использование метода историзма, основой которого являлась последовательная ориентация на архитектурные стили прошлого; историзм в Беларуси развивался в условиях усиления правительственного контроля за культурной жизнью и оформился в 2 направления - официальный (псевдорусский), с ориентацией на византийские и древние русские образцы и диаметрально противоположный, связан с национально-освободительными и демократическими идеями, ориентированный на архитектурное наследие Западной Европы ; 3) 1890-1917 - возникновение на ретроспективно-эклектичным фоне новых архитектурных направлений: модерна и неоклассицизма [10, с. 273].
Сферой расширения эклектики прежде были здания массового назначения: городское жилье, доходные дома, учебные и административные постройки, торгово-финансовые учреждения, больницы и др. С середины XIX в. они во многом начинают формировать новое художественный облик городов. Основной упор делался на внешнюю декоративность фасадов. Архитекторы произвольно сочетали в зданиях формы готики, ренессанса и барокко, создавали каягламераты архитектурных форм, стиль которых трудно определить. Учебные заведения и банки обычно оформлялись под ренессанс (здание Гомельского мужской гимназии), театры - под барокко (здание Минского театра), костелы - под готику (Витебский Варваринский костел). С конца 1870-х гг. в городах Беларуси начал расширяться псевдорусский стиль, особенно его кирпичный, наиболее экономичный вариант (Бешенковичская Ильинская церковь, Борисовский Воскресенский собор). Вначале этот стиль являлся монополией православного культового зодчества (после подавления национально-освободительного восстания 1863 - 1864 гг. в Беларуси с целью русификации населения возводилось много православных храмов), но постепенно он нашел поклонников и в гражданском строительстве (здание Могилевской женской гимназии, здание Могилевского реального училища, Климовичский жилой дом и др.). Стилизаторство в духе традиций древне-русского зодчества с богатой орнаментацией и взорыстасцю кирпичной кладки наиболее распространилась в архитектуре Могилева (здание Могилевского областного драматического театра, здание Могилевского городского управления). Здесь работали архитекторы М. Вощин, П. Камбура, В. Мильяновский, П. Кальнин, которые ориентировались на московскую школу. Примечательно, что в белорусской промышленной архитектуре с наибольшей устойчивостью определилась тенденция решения фабрично-заводских зданий не в псевдорусском, а в псевдоготическом формах, которые в нач. XX в. обогатились элементами стиля модерн.
Большинство белорусских и приглашенных архитекторов проблему национальной самобытности белорусской архитектуры решали путем пропитки своих произведений многочисленными этнографическими и археологическими деталями: усадьба Краснобережского, доходный дом по современной ул. Советской в Гомеле, здание Минской женской гимназии, Гродненские водонапорные башни, производственный корпус Дрожджа-винокуренного завода в Минске (ныне завод «Кристалл»), Холмские ворота Брестской крепости и др. Некоторые архитекторы пытались делать только интерпретации отдельных элементов средневековых замковых форм, руководствуясь композиционными методами их построения (здание Минского церковно-археологического музея, Краскавская усадьба, Леснянском мемориальный комплекс и др.) [14, с.84].
В области форматворчести белорусские зодчие также обращались к традициям национальной культуры. Для наружной отделки зданий многие из них широко использовали элементы художественного кузнечества (кронштейны, решетки, заборы). По эскизам и рисункам архитекторов лучшие местные мастера создавали неповторимые пластические композиции, которые значительно обогащали архитектурную ткань произведения (Гомельская часовня, Слободковский костел Сердце Иисуса, дом купца Муравьева в Гродно и др.). Для отделки зданий традиционно широко использовалась декоративная керамика. Любопытство к этому материалу значительно увеличилось в период освоения белорусов архитектурного стиля модерн. Производство крупных майоликовых архитектурных деталей (пилястр, карнизов, кронштейнов, наличники) была развернута на керамических заводах в Копыси, Борисове, Витебске, Могилеве. Примерами умелого использования полихромной керамики в белорусском зодчестве являются Мирская часовня, Успенская церковь в д. Пиревичи Жлобинского района, здание Витебского поземельно-крестьянского банка, здание Могилевского поземельно-крестьянского банка, здание отеля «Европа» в Минске и др. В декоре активно использовалась резьба по дереву.
В конструкционным смысле модерн в Беларуси развивался 2 путями: 1) с ориентацией на готику, на осмысление ее конструкционных и фарматворческих принципов; был относительно равномерно распространен по всей территории Беларуси (Галавичпольская усадьба); 2) с романтической ориентацией на национальные традиции раннего средневековья; был расширен в павнево-восточном регионе (здание Лужеснянской земледельческой школы) [19, с.23].
Отличительной чертой раннего белорусского модерна 1890 – 1907 гг. являлась демонстративное отрицание от механических копий исторических архитектурных форм. На этом этапе особое внимание уделялось не столь объемно-пространственной организации здания, сколько его декоративно-пластическому оформлению (здание кредитной конторы на современной ул.Советской, 46; дом купца Косовского на современной улице Кирова, 32, в Гродно; дом коммерсанта Грошикова на современной ул.Белецкого, 5, в Гомеле; Минский гостиный двор [3, с. 173].
С 1890-х гг. многие архитекторы, стремясь придать своим произведениям самобытный национальный характер, придавали в направлении творческого переосмысления архитектурного наследия белорусского средневековья (Брестский железнодорожный вокзал, здание Николаевского железнодорожного вокзала в Полоцке, Россонская усадьба). Но национальная самобытность проявлялась при этом не всегда однозначно. Не обладая должным запасом историко-художественных знаний национальной культуры, некоторые интерпретаторы архитектурно-исторического наследия не проводили четких границ между белорусским, польским и русским культурами.
Одной из ярких национальных особенностей белорусского архитектуры являлось использование дикого камня для достижения художественной выразительности здания. Наибольшей популярностью этот местный строительный материал пользовался в западной, центральной и частично северо-восточной регионах (Липнишский Казимировский костел; Зарачовская водяная мельница; реконструкция Браславского костела; Покровская церковь в д. Красное Молодечненского района, 1889; костел в д. Стайки Минского района, 1903; Пакровская церковь в д. Тудорово Кореличского района). На рубеже веков дикий камень и валуны в строительной практики начали заменять колотым камнем. Большие щели-швы заполнялись гравием или галькой. Эту технику сочетали с кирпичной кладкой, оштукатуренной гладкой или фактурной поверхностью, что давало возможность создавать яркие колористические композиции [15, с.42].
С многочисленных направлений художественно-стилевого развития архитектуры в русле модерна наиболее расширенном в Беларуси был неоклассицизм. Заметное влияние на формирование эстетической концепции белорусского неакласицьизму сделала творчество минских архитекторов Г. Гая и С. Гайдукевича (здание страховой компании, главное Минское административное здание; доходные дома на современных улицах К. Маркса, 30, Советской, 17 и 19, в Минске). В стиле неоклассицизма выполнена застройка современной ул. Ленина в Пинске, построенные доходные дома на современных улицах Советской, 10, и Тельмана, 9, в Гродно и др. Воздействие эстетики модерна проявилось также неороманском и неоготическом стилях. Стилизацией на тему романского стиля является Минский костел Симеона и Елены. Абсолютное большинство храмов, возведенных в 1890 - 1917 в. Беларуси, выполнена в неаготике (Вилейский Крестовоздвиженский костел, Ивенецкий Алексеевский храм, Миорский Успенский Раковский костел и др.).
На архитектурный облик и общий уровень благоустройства больших городов значительное влияние оказало творчество архитекторов и гражданских инженеров, которые связали свое творчество с отдельными городами: Витебском (Т. Кибардин, В. Коршиков, В. Вулканов), Гомелем (К. Торлин, Шабуневский), Гродно (С. Гурьев, П. Золотарев), Могилевом (Камбура, Мильяновскй, Кальнин), Минском (В. Струев, К. Введенский, Гай, Гайдукевич, О.Краснапольский) [1, с.30].
Глава 2. Развитие архитектуры Гродно
во второй половине XIX века
Памятники архитектуры Гродненщины занимают значительное место в культурном наследии Беларуси. В Гродно, как ни в одном другом городе Беларуси, сохранилась старая архитектура. Во второй половине XIX в. значительные градостроительные преобразования осуществляются и в Гродно.
Архитектура второй половины XIX в. явилась переломным этапом в истории зодчества не только г. Гродно, но и всей Беларуси. Она характеризуется принципиальными изменениями в строительной технике, борьбой и сменой ряда художественных стилей [2, с. 87].
Во 2-й половине XIX в. г. Гродно развивался в северо-восточном и северо-западном направлениях, где возникли новые улицы - Северная, 3агарадная, Городницкая застава и др. (так называемый Новый мир). Центр был застроен преимущественно 3-этажными домами из кирпича. Плотно поставленные, они образовывали единый фронт уличных фасадов. Появились новые тылы зданий: большие доходные дома, Гродненский Народный дом (ныне ул. Дзержинского) [8, с. 174].
В результате строительства в центральных частях г.Гродно появлялись новые площади и бульвары, строились муравьиные многоэтажные города. Однако надо отметить, что массовое городское строительство характеризовалось в первую очередь деревянным одноэтажным жильем. Процесс постепенного упадка классической архитектуры резко усилился в середине XIX века. К концу XIX века в зодчестве преобладала эклектика, которая выделилась некритическим использованием разностильных форм: неоготика, необарокко, неорококо, неоклассицизма, неоромантического и псевдовизантийского стилей. Неостили получили название «исторической архитектуры». Во 2-й половине XIX в. в Гродно возведены здания самых разных архитектурных стилей: эклектики - Гродненская синагога, табачная фабрика Шерешевского (одна тысяча восемьсот шестьдесят две), здание Гродненского окружного суда и т.д. [5, с. 153]
Обычно банки и учебные заведения оформлялись под ренессанс, театры – под барокко, костелы – под готику, православные церкви строились в псевдовизантийском или псевдорусском стиле. В другой половине XIX в. наблюдался рассвет неоготического стиля, который стал как бы официальным стилем католической церкви в Беларуси. Неоготические постройки возводились из красного хорошо опаленного кирпича, фасады не оштукатуривались.
После подавления восстания 1863 – 1864 гг. распространение приобрели псевдорусский или псевдовизантийский стиль с православном культивируемом зодчестве. Русские архитекторы разработали типичные варианты православных церквей, механически скопированные с византийских храмов; чтобы показать заимствование русского зодчества от византийской архитектуры. Инициатором строительства подобных храмов был граф Муравьев, поэтому в народе они приобрели название “муравьевых”. Церкви, построенные в псевдорусском стиле, можно встретить и в Гродно - Гродненская Владимирская церковь [12].
Вместе с неостилем
в конце XIX века происходило становление
нового стиля – модерна. Для архитектуры модерна
характерны переплетные линии, асимметрические
композиции, богатый лепной декор. Модерн
применялся для новых типов построек (железнодорожные
вокзалы, мосты, промышленные сооружения),
использовал новые строительные материалы
и конструкции (цемент, металлическая
арматура, фабричная крыша).
Примером архитектуры
модерна является храм, некоторые жилые
дома в Гродно. Примером зданий в стиле
модерн в Гродно являются: Гродненские
дома врачей и жилые дома по улицам Советская,
Замковой, Советской, Энгельса и Кирова
и т.д.
Существовали также сооружения промышленной архитектуры - башня пожарного депо (на Замковой улице), Гродненские водонапорные башни и здание пивоваренного завода (1877) [18, с. 190].
Глава 3. Памятники архитектуры Гродно
во второй половине XIX века
Информация о работе Развитие архитектуры Гродно во второй половине XIX века