Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:17, реферат
Николай Леонтьевич Бенуа родился 13 июля 1813 года в Петербурге в семье придворного метрдотеля императрицы Марии Федоровны Луи Жюля Бенуа. Уроженец Франции, Луи Жюль был родом из крестьянской семьи, жившей неподалеку от Парижа. Женат Луи Жюль был на Анне Катерине Гроппе, дочери медника, немке по происхождению. У них было восемнадцать детей, из которых семь умерли в младенчестве. В живых остались пятеро сыновей и шесть дочерей.
Биография..........................................................................3
Работы за границей……………………………………...10
Петергоф…………………………………………………13
Санкт-Петербург………………………………………...28
Заключение………………………………………………37
Список использованной литературы…………………...38
Бенуа проявил себя здесь подлинным мастером архитектурной композиции. Оперируя крупными, цельными объемами, он создал ясное и вместе с тем многообразное пространственное решение. Одной из сильных сторон творчества Бенуа является стремление к наибольшей выразительности композиции, умение методом длительного отбора сохранить в ней лишь главное и добиться окончательной гармонии, удачно избегая при этом монотонности и дробности.
Императорские главные конюшни. Главный фасад.1854 год.
Императорские главные конюшни.
Императорские главные конюшни. Внутренний двор.
Императорские главные конюшни.
В 1847 году «во уважение отличных дарований искусства и познаний» Бенуа присваивается звание академика, а в 1850 году он был назначен главным архитектором при Петергофском дворцовом правлении и имел теперь отношение ко всему, что строилось в Петергофе, непосредственно следил за строительством и состоянием построек.
В 1854 году подходит к концу строительство придворных конюшен, архитектор «всемилостивейше пожалован» по этому поводу орденом Св. Владимира IV степени и тут же получает от царя новое задание. В непосредственной близости от Большого петергофского дворца, на церковной площадке, он возводит «фрейлинские» корпуса для свиты императорской фамилии – два здания, соединенные воротами в единое целое, выстроенные в стиле Большого петергофского дворца. Бенуа подошел к задаче со всей серьезностью и, будучи прекрасным рисовальщиком, тонко чувствующим стиль, справился с ней прекрасно, органично введя Фрейлинские дома в сложившийся исторический ансамбль.3
Фрейлинские корпуса. Главный фасад.
Ворота во Фрейлинские корпуса.
При постройке третьего крупного здания в Петергофе – железнодорожного вокзала (проект делался в 1854 году по заказу владельца дороги барона Штиглица) – зодчий опять обратился к готическому стилю. Как и придворные конюшни, петергофский вокзал скомпонован смело и гармонично, так же свободно оперировал здесь Бенуа элементами английской готики. Однако законченное в 1858 году здание получилось гораздо скромнее, чем это предусматривалось проектом, что было вызвано финансовыми затруднениями государства после Крымской кампании.
Здание вокзала
было возведено в 1854-1857-х годах
по проекту Н. Л. Бенуа (1813-1898). Центральная
часть вокзала - дебаркадер - перекрыта
металлическими фермами. Западный фасад
здания трактован в виде четырехъярусной
башни, по сторонам которой находятся стрельчатые
арки для прохода составов. Над арками
устроены лоджии с изящной готической
колоннадой. Стены башни прорезаны узкими
стрельчатыми окнами и увенчаны ажурными
парапетами с пинаклями. К объему, выделенному
башней, примыкают двухэтажные корпуса
с помещениями для пассажиров и персонала.
Южный фасад вокзала имеет трехпролетный
портик, ведущий в обширный зал со стрельчатыми
сводами, опирающимися на мощные столбы.
Северный фасад прорезан широкими стрельчатыми
проемами, отделенными один от другого
контрфорсами. Все детали носят подчеркнуто
готический характер. Однако романтические
средневековые архитектурные формы здания
полностью подчинены его утилитарному
назначению.
По проекту предусматривалось, что огромные
по своим размерам оконные и дверные, готического
рисунка, переплеты должны были быть из
литого чугуна. Второпях их изготовили
из дерева. Но это не все. 1 июля 1893 года
архитектурная общественность отмечала
80-летие Н. Л. Бенуа. В дружеской беседе
не обошлось без воспоминаний о былой
обширной деятельности юбиляра. Вот что
можно было прочесть в газете "Неделя
строителя" от 11 июля 1893 года: "Петергофский
вокзал, который, бесспорно, может считаться
одним из лучших строений в готическом
стиле в России, оказывается незаконченным...
По фасадам во многих частях нет шпилей,
предположенных по первоначальному проекту.
Когда Бенуа обратился с просьбой ассигновать
1600 рублей на отливку из чугуна шпилей,
то управляющий дорогой спросил его: -
А сколько эти 1600 рублей дадут нам доходу?
- Полагаю, никакого - ответил зодчий. -
В таком случае оставить фасад без шпилей..."
Таким вокзал и остался.
Одновременно с вокзалом в Петергофе Бенуа сделал проекты и занимался строительством небольших станций той же железной дороги; в Стрельне (1856), Сергиево (1855—1857) и Красном Селе (1858). Ему также принадлежит здание почты в стиле «готики», проект которой он выполнил в 1850 году совместно с А.К. Кавосом. Видный архитектор, сын итальянского композитора Катарино Кавоса, Альберт Катаринович Кавос, широко известен как строитель императорских театров. В 1848 году Бенуа женился на Камилле Кавос, что способствовало дружеской и творческой связи зодчих.
Петергофский вокзал. 1854 год.
Петергофский вокзал. 1854 год. Разрез.
Вокзал в Стрельне. 1856 год.
Вокзал в Стрельне. 1856 год.
Вокзал в Сергиево. 1855-1857 год.
В 1867 году по проекту Н.Л.Бенуа на личные средства унтер-офицера Морского Кадетского корпуса Ивана Васильева была выстроена часовня преподобного Иосифа Песнописца. Её сооружение состоялось в память избавления от смерти императора Александра II, при покушении на него, имевшем место 4 апреля 1866 года у ворот Летнего сада в Петербурге.4
Часовня преподобного Иосифа Песнописца. 1867 год.
Часовня преподобного Иосифа Песнописца. 1867 год.
В 1851 году Бенуа был назначен в Первый округ путей сообщения, что положило начало его участию в управлении строительной частью Петербурга. В 1852 году Бенуа начал службу в департаменте сельского хозяйства при министерстве государственных имуществ. Это ознаменовалось новым ответственным поручением – построить в Лисинском учебном лесничестве под Петербургом дом «для 40 практикантов Егерского училища» и охотничий дворец для членов царской семьи. Здания начали возводиться в 1852 году и были закончены в начале 1860-х годов. В 1858 году Бенуа там же, в Лисино, закладывает церковь «во имя честного и животворящего креста», вскоре выстроенную.
Не будучи крупными по масштабу, здания в Лисино, образующие своего рода комплекс, – одна из этапных работ Бенуа, в которой формируются новые стороны его творчества. Архитектор делает попытку, отрешившись от работы только в рамках любимых исторических стилей, найти совершенно новые композиционные приемы и связанную с ними образную трактовку сооружений.
В 1857 году архитектор выполняет, наконец, самостоятельную работу в Петербурге – строит католическую церковь Св. Марии на Выборгской стороне. Это была единственная церковная постройка, созданная Бенуа в романском стиле, представляющая интерес, тем более что в ней был похоронен сам архитектор.
Часовня была заложена 2 июля 1856 г. Освящение состоялось в 1859 г. во имя Успения Пресвятой Девы Марии митрополитом Вацлавом Жилинским.
Это было сооружение базиликального типа в форме равностороннего латинского креста на сводчатом подвале-склепе. Крестовые своды перекрывали продольный неф и поперечный трансепт внутреннего пространства. Отсутствовали какие-либо высотные акценты, за исключением креста в средокрестии двускатных кровель. Часовню украшал неглубокий перспективный портал западного входа с витражной розой над ним, а также узкие окна под аркатурным поясом карниза по периметру. В таком виде часовня просуществовала почти двадцать лет.
В 1877 г. разбогатевший польский приход принял решение перестроить часовню, превратив ее в костел. Проект перестройки вновь был заказан Н. Л. Бенуа. Зодчий соорудил над западным притвором башенную надстройку в виде восьмигранной колокольни с ярусом звона и высоким шатром, увенчанным католическим крестом. Здание приобрело эклектичные формы. Внутренние росписи выполнил художник А. И. Шарлемань. Костел был оснащен шестью алтарями. Освящение состоялось в 1879 г. под новым именем - Посещения Пресвятой Девы Марии Елизаветы. В 1902 г. храм получил статус приходского костела.
Католическая церковь Святой Марии.
Католическая церковь Святой Марии. Разрез.
Католическая церковь Святой Марии. Фотография 1900-х годов.
Дарохранительница для церкви, вид спереди и сбоку, верхний и нижний разрезы. 1856-1879 гг. Бумага, перо, кисть, тушь,акварель, карандаш.
Постройки, осуществленные Бенуа во второй половине века, в основной своей массе невелики по объему, но им присущи сугубо индивидуальные, свойственные лишь этому архитектору черты.
Основные заказы в 1860-е годы Бенуа получает от семьи Шереметевых. Графиня А.Г. Шереметева, в частности, просит архитектора построить ряд зданий своей родовой усадьбы в селе Высоком Смоленской губернии.
В 1869 г. арх. Н. Л. Бенуа делает проект для князя Касаткина-Ростовского на наб. Мойки, дом 84. Территория под застройку простиралась от набережной до Глухого пер. (пер. Пирогова).
В начале XIX в. в
глубине участка главным
На месте проектируемого Н. Л. Бенуа дома находился большой сад с оградой, с двух сторон ограниченный боковыми флигелями.
Четырехэтажное здание заняло весь фронт участка вдоль Мойки, боковые флигели были полностью разобраны.Центральный ризалит был увенчан небольшим фронтоном с лепным гербом. Оконные наличники украшенны в стиле барокко лепниной, различной на каждом этаже.
Дом Касаткина-Ростовского. 1869 год.
В начале 1870-х годов Бенуа занимается некоторыми работами для Петергофа. Несколько частных заказов получает он и в Петербурге: перестраивает дом Ф.К. Шульца на Литейном проспекте (1871—1872), в следующем году строит дом В.К. Кребера на Надеждинской.5
Дом Ф.К.Шульца. 1871-1872 года.
Дом В.К. Кребера. 1873 год.
Творчество Бенуа выходит за границы лишь общехудожественных ценностей. Бенуа, этот «архитектор-художник», знаток исторических стилей, был и опытным архитектором-практиком, строителем. В его работах нашли выражение основные черты и принципы, типичные для отечественного зодчества его времени, с ретроспективными тенденциями, откровенным декоративизмом, с одной стороны, и новой функциональной организацией пространства и применением прогрессивных строительных материалов и конструкций – с другой.
Список использованной литературы:
Бартенева М. И. Николай Бенуа //Мастера Архитектуры. СПб. 1985. 364 с.
Исаченко И.Г. Зодчие Санкт-Петербурга XIX- начало XX века. СПб.:Лениздат.1998. 720 с.
Кириков Б.М. Архитектура Петербургского Модерна. СПб.: издательский дом «Коло». 2012. 576 с.
Комарова И.И. Архитекторы. Краткий биографический словарь. М.: Рипол Классик. 2000. 576с.
Самин Д.К. 100 Великих Архитекторов. М.: Вече. 2009. 432 с.
1 Самин Д.К. 100 великих архитекторов. М., 2009, С. 223.
2 Комарова И.И. Архитекторы. Краткий биографический словарь. М.,2000. С 341.
3 Бартенева М. И. Николай Бенуа //Мастера Архитектуры. СПб. 1985. 364 с.
4 Исаченко И.Г. Зодчие Санкт-Петербурга XIX- начало XX века. СПб..1998. 363 с.
5 Кириков Б.М. Архитектура Петербургского Модерна. СПб. 2012. 57с.
Информация о работе Реферат по Истории архитектуры. Анализ работ Н.Л.Бенуа.