Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:09, реферат
Основными вехами биографии испанского зодчего стали годы работы над главными его произведениями. В них можно проследить развитие творческой манеры мастера, его же характер и внутренний мир уже были сформированы.
Долгое время перед теоретиками архитектурного искусства стояла проблема трактовки творческого метода Антонио Гауди. Дело в том, что сам мастер не оставил после себя ни одной записи, свидетельствовавшей о том или ином поиске художественного метода и стиля. Испанским зодчим не было также сделано ни одной попытки проанализировать свои работы и рассказать о предпосылках их создания.
Особенный интерес представляет тот факт, что при создании витражей для собора на Мальорке, накладывая стекло одного цвета на другое и используя игру светового луча, мастер стремился достичь нового цветового эффекта, который рождался бы в потоке света, то есть естественным путем.
Анализируя стиль архитектуры
храма в Пальма-де-Мальорке, можно
с уверенностью говорить о том, что
Антонио Гауди остался верен
своим творческим принципам. Среди
них необходимо назвать следующие:
уверенность в правоте своих
решений, касавшихся вопросов использования
тех или иных способов реконструкции
здания и выбора элементов его
декорирования, понимание существующего
материала как естественного
и пластичного, а также богатство
творческого замысла и
Среди декоративных деталей, разработка
стиля которых принадлежит
Традиция делать надписи на поверхности
деталей архитектурных
Народный элемент в творческой манере Гауди понимали и принимали все его заказчики. Они принимали его, наверное, потому, что всем им, несмотря на образованность и городской образ жизни, народная стихия была близкой и родной. Черты народной культуры в творчестве Гауди можно обнаружить, например, в стиле интерьера дома Кальвет.
Наряду с надписями, встречающимися в доме Кальвет, в качестве отдельной детали интерьера присутствует также и молоточек, укрепленный на одной из стен и использующийся вместо звонка. Этот молоток имеет весьма сложную форму. Рукоятка его выполнена в форме греческого креста. Она ударяет по сделанному из металла насекомому. В целом композиция олицетворяет справедливость, карающую порок.
Подобная часто имеющая
Особенный интерес представляют и витражи, установленные в вестибюле епископского дворца в Асторге. Все они сложены из разноцветной смальты. Однако центральную часть стеклянной композиции составляют более толстые кусочки материала, а периферийную – тонкие.
Таким образом, по-разному преломляясь в потоке световых лучей, участки смальты создают свой собственный колорит, часто зависящий от интенсивности светового потока, что, в свою очередь, влияет на степень насыщенности и яркость красок композиции.
Не менее интересно и цветовое решение оставшейся неосуществленной скульптурной группы, предназначенной для храма, находящегося в Пальма-де-Мальорке. В данной композиции, так же как и в предыдущей, решающее значение имеет свет. Планировалось, что нимб, окружавший голову Марии, будет выполнен из мозаики, имеющей золотисто-желтый цвет, а покрывало и остальные фигуры – из полупрозрачного алебастра, сквозь слой которого можно было бы разглядеть разноцветную смальту.
С 1914 года Гауди оставил работу над частными заказами и целиком посвятил себя строительству храма Саграда Фамилиа. Все более углубляясь в себя, он становился более эксцентричным, свято верил в свое мессианское предназначение. Он жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство храма. В эти годы он жил только своим детищем.
Нередко Гауди, пытаясь каким-либо образом охарактеризовать и объяснить окружающим суть своего художественного метода, говорил о том, что он является последователем традиций готики и византийской архитектуры.
Итак произведения, созданные известным испанским мастером, красноречивее всяких слов говорят о связи их архитектуры со стилем «мудехар» (модерн) и традициями национального народно-каталонского зодчества. Ставшие своеобразным воплощением творческих устремлений автора-новатора, они выбивались из целого ряда идеологических установок, разработанных представителями самых разных создававшихся в то время в архитектурном искусстве направлений и течений.
Художественный метод, выработанный
Антонио Гауди, на рубеже XIX–XX веков
был известен только узкому кругу
близких друзей, меценатов и зодчих.
Не описанные в литературе художественные
принципы испанского мастера в течение
долгого времени оставались неизвестными
европейским зодчим. Становление
и развитие художественного метода
Гауди происходило в тот
Особенное значение в творческом методе
испанского мастера имеет такой
прием, как использование
Для того чтобы иметь представление об
указанных выше формах, необходим небольшой
экскурс в геометрию. Итак, гиперболическим
параболоидом называется геометрическая
пространственная фигура, которая образуется
при скольжении прямой по двум другим,
непараллельным прямым в пространстве.
При этом направляющие прямые оказываются
параллельными.
Гиперболоид – это тело, получаемое при вращении гиперболы вокруг ее оси (мнимой или действительной). А геликоидом (или, как говорят математики, винтовой поверхностью) называется поверхность, которую описывает прямая линия, вращающаяся с постоянной скоростью вокруг неподвижной оси и одновременно перемещающаяся поступательно с постоянной скоростью вдоль данной оси.
Подобные пространственные фигуры
и стали основой
Причин тому было две: первой являлась авторская фантазия, а второй – сами заимствованные формы, которые в природе обязательно рельефны и фактурны, то есть покрыты растительностью, усыпаны камнями и имеют определенный цвет.
Таким образом, копировать эти формы и без изменений помещать их в архитектурную композицию было невозможно. Именно поэтому Антонио Гауди заимствовал у природы только геометрическую форму и геометрический принцип и уже затем, дополнив природными элементами, переносил их в стиль создаваемого архитектурного сооружения.
Ярким примером использования заимствованного
из природы геометрического
Подобный перенос образов
Постоянное изменение
Литература:
Гауди: Личность и творчество. М.: Библион, 2006
Информация о работе Становление особенностей стиля Антонио Гауди