Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 11:25, реферат
В течение двух последующих лет молодой архитектор работал на железной дороге, проживая в Томске, а в 1903 году был приглашен на должность городского архитектора в Саратов.
Первое время пребывания в нашем городе Василий Алексеевич снимал комнату в доме № 6 по Провиантской улице, а женившись в 1906 году, переехал в квартиру по адресу Малая Сергиевская, 81 (ныне дом снесен), где вместе с супругой Екатериной Евгеньевной (дочерью преподавателя Вольской учительской семинарии) архитектор прожил до старости.
1. Биография Люкшина В.А.
2. Крытый рынок. История строительства.
3. Троицкий собор
4. Бывшая лечебница им. Медведевых и бывшая больница А.Л. Грасмик и Л.К. 5. Бухгольц
6. Школы дворцы
7. Особняк профессора Ивановского
Саратовский Государственный Технический Университет им. Ю. А.Гагарина
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
«Творческая биография Василия Алексеевича Люкшина»
Выполнил студент гр. Арх 51
2013
Оглавление
1. Биография Люкшина В.А.
2. Крытый рынок. История строительства.
3. Троицкий собор
4. Бывшая лечебница им. Медведевых и бывшая больница А.Л. Грасмик и Л.К. 5. Бухгольц
6. Школы дворцы
7. Особняк профессора Ивановского
Василий Алексеевич родился в 1872 году в безвестном селе одной из верхневолжских губерний. Родом он был из мещан. Отец его, трагически погибший в 1874 году (случайно был захвачен жерновами мельницы), содержал небольшой кустарный промысел. Маленький Вася воспитывался у деда, учился в реальном училище городка Новозыбкова на Брянщине, куда семья Люкшиных перебралась к началу восьмидесятых годов. Завершив среднее образование, Люкшин уехал в Петербург где со второй попытки поступил в институт гражданских инженеров, полный курс которого Василий Алексеевич закончил в 1901 году.
В течение двух
последующих лет молодой
Первое время пребывания в нашем городе Василий Алексеевич снимал комнату в доме № 6 по Провиантской улице, а женившись в 1906 году, переехал в квартиру по адресу Малая Сергиевская, 81 (ныне дом снесен), где вместе с супругой Екатериной Евгеньевной (дочерью преподавателя Вольской учительской семинарии) архитектор прожил до старости.
Основная деятельность
Люкшина в дореволюционный
Столь огромное, можно сказать, монументальное, сложное инженерное и архитектурное сооружение, естественно, потребовало напряженного и длительного труда большого коллектива специалистов, руководство которым осуществлял архитектор на протяжении почти десяти лет.
Но, несмотря на чрезвычайную занятость, Василий Алексеевич выполнил еще несколько проектов выстроенных в Саратове зданий. В числе их:
гинекологическая лечебница Медведевых (1908 г.) - ныне клиника профессиональных болезней института сельской гигиены на Волжской улице;
частная больница Грасмик и Бухгольц (1913 г.) - ныне детская больница на улице Соборной, д. 23;
дом профессора Ивановского - ныне жилой дом на ул. Мичурина, № 140.
Коснулась рука архитектора и саратовской церковной реликвии - Троицкого собора, переделка боковых входов которого в 1904 году осуществлена по плану Люкшина.
Занимался Василий Алексеевич и устройством саратовских улиц. Так, покрытие трехкилометрового участка Астраханской улицы (от Константиновской до Сенного базара) брусчаткой из серого финского камня произведено было в 1911 году под руководством Люкшина. Поражает тщательность и надежность выполненной работы: вплоть до 1980 года (на протяжении 70 лет!) большая часть покрытия была исправна и с успехом выносила транспортные нагрузки современного уличного движения, не требуя ремонта.
Кроме того, Василий Алексеевич принимал участие в строительстве корпусов Саратовского университета. Им были сделаны расчеты железобетонных перекрытий университетских зданий и под его наблюдением произведена их установка.
После революции Василий Алексеевич продолжал долгие годы работать в строительстве. Однако профиль его деятельности изменился. Непосредственно составлением проектов архитектор не занимался, перейдя на административную и преподавательскую работу.
Был Василий Алексеевич глубоко порядочным, интеллигентным человеком, очень умеренным и спокойным. Образцовый семьянин, он горячо любил своих дочек - Нину и Валю, которые отвечали отцу привязанностью и любовью. Добрый и мягкий по натуре, он, однако, обладал твердым характером: мнение свое Василий Алексеевич умел отстаивать, не стесняясь высокого положения оппонентов, подчас силой пытавшихся навязать архитектору свою точку зрения. Василий Алексеевич проработал до 73 лет - вплоть до своей кончины в августе 1945 года от воспаления легких. Похоронен он в Саратове, на Воскресенском кладбище.
Был очень разносторонним человеком — музыкальным (играл на мандолине), художественно одарённым (рисовал картины), входил в состав правления саратовского яхт-клуба. Современники отзывались о нём как об очень скромном и интеллигентном человеке, трудяге.
Высокий профессионализм, увлеченность, талант и трудолюбие Люкшина выдвигают его в число тех наших земляков, память о ком не померкнет в сознании сменяющихся поколений Саратова еще многие десятки, если не сотни лет. Потому что подлинный памятник ему - не обелиск на могильном холмике, а дело его рук и мысли, зримое и ощущаемое сейчас, - главный торговый дом нашего города, неотделимый ныне от повседневной жизни Саратова.
Крытый рынок.
Крытый рынок - старинное место Саратова с очень интересной историей.
...Издавна на далекой
городской окраине, по
Митрофаньевская площадь по мере роста и развития Саратова быстро застраивалась лавками, амбарами, лабазами, дешевыми трактирами. По Михайловской улице от базара выстраивался “тележный ряд” — здесь торговали скотиной, сеном, пролетками, санями, упряжью. В противоположной стороне торговали дровами, отчего и получила название маленькая улочка, заваленная штабелями бревен и досок — Дровяная. Со временем ее переименовали в Грошовую, так как торговлю скотиной, дровами и телегами перенесли на Московскую площадь, а Митрофаньевская стала местом розничной продажи и покупки продуктов и мелких кустарных “грошовых” товаров. К рубежу столетий базар стал главным чревом Саратова, превосходя оборотом все остальные городские рынки.
С утра до позднего вечера здесь толпился народ. Площадь, запруженная сотнями подвод, торговцами, покупателями, зеваками, оглашаемая криками, бранью, лошадиным храпом и периодическим звоном церковных колоколов, являла собой живописное, пестрое, колышущееся зрелище. Замусоренный, занавоженный рынок был грязен и неблагоустроен, а с наступлением дождливой погоды буквально утопал в лужах. Главная базарная площадь явно нуждалась в удобном просторном помещении, приспособленном для торговли продуктами. Жалкие лавчонки и полусгнившие торговые ряды под открытым небом с грудами отбросов и объедков вокруг них — на разъезженном и растоптанном грунте — никак не удовлетворяли городских потребностей, являясь в то же время источником зловония, рассадником зеленых мух и желудочно-кишечных инфекций. Все это побудило городскую управу в 1906 году принять решение о строительстве на Митрофаньевской площади Крытого рынка.
Подготовка его проекта была поручена городскому архитектору В.А. Люкшину, возглавившему целый штат расчетчиков, чертежников, техников, специалистов по бетонному, стекольному, холодильному и другим отраслям, а также скульпторов и художников-оформителей — воспитанников Боголюбовского рисовального училища. Проект был принят городской думой в 1910 году, но еще три года дорабатывался архитектором.
В скором времени были снесены красивые церкви в районе рынка.
В окончательном виде стоимость работ, предусматриваемая проектом, составила немалую сумму — 1 миллион 300 тысяч рублей. ...Постоянное рабочее место Василия Алексеевича в бытность его городским архитектором находилось в помещении городской думы — на углу Полицейской и Московской улиц. Но, по свидетельству дочери архитектора, проект Крытого рынка в основном подготавливался в жилых апартаментах Люкшина на М. Сергиевской улице, в большой комнате, за большим обеденным столом. Запомнились маленькой девочке множество озабоченных деловых людей в их квартире, напряженно согнутые над столом спины, клубы табачного дыма под потолком и громкоголосые споры о непонятных ребенку вещах... В 1914 году строительные работы начались. Закладка фундамента здания проходила в торжественной обстановке – в присутствии губернской администрации, коллектива проектировщиков, представителей городской общественности и, конечно же, толпы обывателей, удерживаемой на расстоянии полицейским кордоном. За короткими напутственными речами звучали жидкие на воздухе аплодисменты. У северного торца будущего сооружения специально подготовленная ниша в фундаменте наполнилась экспромтом собранными драгоценностями – кольцами, серьгами, брошами – пожертвованиями богатеев, пришедших на торжество закладки главного торгового дома Саратова. В числе прочей бижутерии в нишу перекочевал украшенный бриллиантом золотой перстень с руки супруги губернатора, княгини Ширинской-Шихматовой. Пожертвования символизировали уважение отцов города к будущему храму торговли, пожелания скорого благополучного возведения и долгого плодотворного бытия. Драгоценности были замурованы в нише, и несколько дней около этого места дежурил полицейский – до тех пор, пока положенная сверху масса камня и бетона не спрятала надежно захороненный клад.
Идею о постройке на Митрофановской площади Крытого рынка Василий Алексеевич высказал впервые в 1910году. В городской думе проект одобрили. В 1911году Люкшин и заведующий базарной комиссией Воробьев отправили в разные города России: для изучения вопроса о постройках крытых рынков и их доходности.
Путешествие длилось 25 дней. Саратовцы побывали в Москве, Киеве, Петербурге, Риге, Варшаве. Вернувшись, путешественники составили отчет об увиденном. 13 апреля 1912 года городская управа постановила приступить к составлению проекта и сметы. Люкшин через год подготовил свой проект, который был рассмотрен в комиссии 24 октября 1913г. По расчетам архитектора, предварительная стоимость проекта должна была составить 820тыс. рублей. В кирпичном здании с железобетонными перекрытиями предполагалось устроить 60 наружных магазинов, 78 внутренних лавок для мясной, рыбной и бакалейной торговли и 224 – для торговли зеленью, колбасой, калачами и прочими товарами. В подвальном помещении – под средней частью здания – должны были размещаться холодильные камеры. Второй этаж отводился под размещение чайной и столовой для торговцев и 4 помещения для контор с отдельными выходами на Ильинскую улицу. Для соединения первого этажа с подвальным предусматривались лестницы и подъемные машины. Здание должно было иметь платные и бесплатные туалеты. В областном архиве была обнаружена « Пояснительная записка к проекту крытого рынка на Митрофаньевской площади», в которой подробно расписаны все будущие строения и внешний вид нового торгового комплекса. К сожалению, сделать ксерокопию не удалось – очень дорого, поэтому привожу небольшие выдержки из этого документа. « Здание располагается со стороны Ильинской и Немецкой улиц по линии домов этих улиц…Здание предположено каменное, с несгораемыми перекрытиями и теплой кровлей.…Все здание можно разделить на две части…1) – это наружные магазины, имеющие вход только с улиц и расположенные по всему периметру здания и 2) – внутренний крытый двор, сообщающийся с улицами четырьмя широкими входами. Наружная часть здания имеет два этажа и подвал…Внутренняя часть состоит из двух частей: подвального…предназначенного под склады, и первого этажа – это рынок для торговли съестными продуктами. 1 этаж: Наружные магазины – торговля как съестными, так и разного рода товарами. Со стороны церкви – приспособлены исключительно для торговли рыбой. Вся площадь внутреннего двора разбита продольными и поперечными проходами на группы лавок. Для сообщения с подвальным этажом имеются 6 лестниц – 3 лифта.
Отопление. Во всех помещениях магазинов 1-го и 2-го этажей – водяное отопление…во внутреннем рынке – паровое.
Освещение. Наружные магазины освещаются большими окнами с зеркальными цельными стеклами…Внутренний рынок освещается…боковым светом, через окна. В осенние и зимнее время…предположено освещать электрическим светом.
Внутреннее оборудование рынка. Полы…предполагается сделать из терракотовых плиток. Кирпичные стены облицовываются…белыми глазурованными плитками. Мясные лавки…предположено сделать с железными перегородками….Наружные прилавки предположенными мраморными…
Оборудование холодильных камер. …Камеры будут сделаны железными, решетчатыми. В мясных камерах будут сделаны приспособления для подвешивания и передвижения туш… Архитектор В.Люкшин»1. Этот проект был утвержден 20 марта 1914г. Из трех вариантов фасада – в стиле итальянского ренессанса, в стиле ампир и смешенном стиле - был выбран первый.
Несмотря на утверждение проекта, многие детали менялись по ходу работы: отопление было решено устроить «паро-бетонное», фронтоны – клепанными из железа с фахверками и с заполнением кирпичом; лестницы заменили на «забежные» вместо винтовых; прилавки должны были обиваться линолеумом. Украшением торгового зала стал фонтан, устроенный по предложению Люкшина, в центре зала.
С весны 1914г. на Митрофаньевской
площади стали сносить
Первая мировая война внесла серьезные коррективы в замыслы Люкшина. Рост цен, отсутствие свободных рабочих рук, сокращение количества товаров затянули сроки выполнения строительных работ. Поэтому стало невозможным установить три грузовых лифта.
Устройство внешнего облика рынка было поручено акционерному обществу «Гранит». В архиве найден протокол заседания исполнительной комиссии по постройке Крытого рынка от 14 января 1915 г., в нем говорится следующее: «При рассмотрении вопросов о сдаче подряда по облицовке здания гранитом, а так же по изготовлению мраморных прилавков Комиссия постановила: сдать подряд означенных работ Акционерному обществу «Гранит» на следующих условиях: Облицовка здания:1) Цоколь красного финляндского гранита вокруг всего здания в количестве около 33 кв.саж. по цене 208 руб.50 коп. кв.сажень;2) Выступающие части 1-го этажа серого финляндского гранита в количестве около 102 кв. саженей;3) пилястры у входов из красного финляндского гранита(крупными камнями);4) ступени во входах из Екатеринославского гранита около 50 саж. Мраморные прилавки : из целой доски голубого уральского мрамора»3. Но облик Крытого рынка тоже претерпел изменения. Весной 1915г. стало понятно, что привезти гранит из Финляндии не получится. Поэтому отделка выступающих частей фасада гранитными камнями на оштукатуривание мраморной крошкой. Фронтоны было решено отделать цементной штукатуркой под цвет мрамора. Работы выполнил скульптор В.К. Федоров. Первый этаж был отделан мраморной крошкой с добавлением слюды, второй – только крошкой. Появились проблемы с изготовлением прилавков. «Гранит» не укладывался в срок, да и материал из которого делались прилавки, оказался не по карману городской думе. Подряд был предан С.А.Стурковичу. Им были изготовлены прилавки из цельных досок светло-серого мрамора, толщиной 30мм.
Информация о работе Творческая биография Василия Алексеевича Люкшина