24.Композиция
пейзажных картин. Глубина, ширина
парковых картин. Парковые
перспективы – внешние и внутренние. Пейзаж.карт.-пейзаж-часть простр-ва парка,визуально
выдел.из общ.паркового простр-ва,условно
заключенная в «раму»,огр-щую поле видения,и
имеющая опр.копозиц.построение.Имеет
трехмерное простр-во,может восприниматься
с разных точек.Часто включает в свою композицию
Эл-ты др.ландш.районов, явл-ся ср-вом орг-ции
единства композиции парка. Размеры пейз.картин
опр-ся сл.параметрами:L-расст-ие от наблюд.до
картины.Учитывая глубину,можно опр-ть
расст-ие до композиц.центра карт.,до переднегои
заднего планов.B-ширина карт.Опр-ся
бок.объектами,огранич.поле видения и
явл-ся рамой или кулисами картины,а также
углом обзора.Линия,опр.шир.карт.проходит
через ее узловые эл-ты или вдоль передн.плана. Глубина карт.опр-ся
и расст-м(от набл-ля до фона)и объем.элем-ми. Хар-р карт.опр-ся
ее шир.,глуб.и высотой.По их соотношению
пейз.карт.подразд-ся на большие,средние
и малые. Парк.картины
разд-ся по глубине перспектив:короткие-до50м,средние-до100м,далекие-свыше100м;по
их направл.-прямые,изогнутые,веерные. Парк.перспективы
террит-но разд-ся на собств.,внутрипарковые
и заимствов.,направл.из парка на окруж.ландшафты.Последние
входят в парк.ансамбль,визуально увеличивая
площадь парка,обогащая впечатлениями
зрителя. Вся парковая
тер-рия пронизана персп-ми,каждая из кот.имеет
огр.вид,направл.в сторону заверш.детали
картины.Перспектива может быть визуальной
осью парка,его доминантой. Любая персп-ва
имеет т.обзора,промежут.простр-во и завершение.
25. Композиция пейзажных
картин. Типы пейзажей.Пейзажная картина —(П.К.) пейзаж — часть пространства
парка, визуально выделенная из общего
паркового пространства, условно заключенная
в «раму», огранич. поле видения, и имеющая
опр. композиц. построение Имеет трехмерное
пространство и может восприниматься
с разных точек. Занимает определенное
пространство внутри паркового ландшафта,
ограниченное определенными пределами
и условиями видимости. Часто включает
в свою композицию элементы других ландшафтных
районов (является средством организации
единства композиции парка). Композиция строится в зависимости
от определяющих ее факторов. Ф: 1) композиционный
узел П.К. (центр, где размещены основные
предметы изображения ,не обязательно
расп. в центре П.К. - древесная группа
или солитер, газон, цветник, пруд, водопад,
ручей, арх. сооружения; 2) расчлененность
поля зрения, обеспечивающая отделение
важных элементов П.К. друг от друга; 3) целостность
поля картины, обеспеченная связью
второстепенных элементов П.К.с главным
композиционным узлом. Ведущее место в композиции
занимают насаждения в виде групп, куртин,
массивов. Типы
пейзажей (в зависимости от зрительного
восприятия человеком пространства ,опр.
горизонтальным и вертикальным углами
воспр.): простые, сложные и панорамные. а) простые - в поле
зрения находится односюжетная П.К. (обычно
с одним композиционным узлом), б) сложные - ПК двух-
и трехсюжетная ,компонуется из 2 или 3
простых с разными сюжетами, но объед.
одним замыслом и образующих единое целое. в) панорамный. – развернутая картина,
встречается только на открытых пространствах
- Для охвата ПК во всю ее ширину
необходимо повернуть голову, т. е. увелич.угол
восприятия. Сост. из неск. простых или
сложных ПК, взаимоувязанных композиционно,
объединенных общим замыслом, с более
или менее одинаковым сюжетом Изображение А
и Б умещается в одном фотокадре или на
одном листе бумаги (как условном эквиваленте
угла 28°).Изображение панорамы можно
получить серией рисунков или фотокадров,
сделанных с одной точки.
26. Компоненты
ландшафта.(К.Л). Их роль в формировании
объектов ландшафтной архитектуры.Компоненты и межкомпонентные
связи природных ландшафтов - экологический
фундамент для эстетического формирования
объектов ландшафтного искусства. При
создании объектов Л.А. под какие то К.Л.
приходится подстраиваться, другие можно
преобразовать в своих интересах. –1)Климат . Необходимо
учитывать его ,подбирая растит., формируя
по возможности комфортные территории
в зависимости от географ. зоны и времени
года .Решение задач по созданию благоприятного
микроклимата парковой среды зависит
от климата района, в котором организуется парк. В южных
районах - защита от солнца и зноя,
-максимум закрытых пространств насаждений, созд.тень и
прохладу, опушка форм. рыхлой — продуваемой, обеспеч.
аэрации и избеж. застоя перегретого воздуха. В северных - участки, освещенные
солнцем и защищ.от неблагопр. северных
ветров. -открытые пространства полян,
более прогреваемые, чем массивы
насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют
плотную опушку, защищающую от холодных
ветров. 2) Земля – рассм.
с точки зрения пригодности, форм рельефа,возможностей
их использ. для отдыха, формиров. пейзажей
и пластического преобразования 3) Вода – опред.
гидрологический режим территории (обводнение,
осушение,полив) и возможность создания
или включения существ. водных объектов
для отдыха и эстетич. оформления ,значительное
место в формировании
парковой среды. , влияет на микроклимат
территории, снижая температуру воздуха
и повышая его влажность, эстетическая ценность
— текучесть, способность отражать
предметы, менять цвет и форму . 4)Растительность
– наиболее часто подверг. изменениям,
оценив. с точки зрения сост. и эстет. ценности
насажд., их соотв. замыслу объекта, возможн.
изменения состава Насаждения в виде групп,
куртин, массивов занимают ведущее
место в композиции парков. 5) Животный мир
– неотъемлим.часть экосистемы, обеспеч.жизнеспособность
всего комплекса, явл.сост.частью жив.природы.Соотношение
всех компонентов должно быть подчинено
их естественным природным взаимосвязям,
экологическим требованиям растений .
27. Компоненты
паркового пейзажа – рельеф.Рельеф – наиболее стабильный сохраняющийся
компонент ландшафта, составляет его
экологическую и пластическую основу. 3 типа – 1)положительных
форм – выше условно установленной точки
нулевого отсчета (гребни гор, холмы,
гор, склоны) , 2)отрицательных
форм – ниже (долины,ущелья,котлованы,амфитеатры,склоны) , 3)нейтральный рельеф
(равнинные участки с небольшим уклоном(если
нет стока – заболоченность) – горизонт.плоскости,
могут быть сост.частями 1го и 2го типов
– днища балок,вид-площ). Влияние : 1) макро- и микроклимат-
задерж.движ.холодных возд.масс 2)экологическое
– формир. температ.,ветрового режима,почвенных
и гидрологических условий 3) защитное
– холмы защищ.прост-во от пыли,шума,ветров. 4)пространственно-организующая
– обособл.территорию,отд.от окруж.пространства 5)эстетические
- обзорные площадки,создание запомин.образа,
объемной структуры 6)влияние на восприятие
парковых элементов7)функциональное –
амфитеатры,спорт-площ.8)технич. – ветрозащитные
дамбыТипы парков: 1)На равнинном
рельефе – спокойствие, монументальность,широта,
НО и монотонность,нет пластической живописности,
главные вертик. и объемн.акценты ,объемно-простр.организ.тер-рии–
древесная растит.,закрытые и полуоткрытые
массивы,древ.группы,поляны.Необходимо
подчеркивать малейший кулон,выявлять
их,усиливать их пластику(напр.прокладкой
изгиб.дороги) и умело включать в ландшафт.
Р-Н.Белой Березы Павл.парка 2)Парки на склонах
– в гористой местн (итал.сады),вдоль рек
и крупных водоемов(маршруты большой протяженности),развитие
композиций – вверх и вниз по склону. Создание террас – прямол.очерт
и свободных,по форме горизонталей(с верхних
точек раскрыв.виды,им.широкий угол охвата,включ.внутр.пейзажи
и внешн.панорамы,наиболее активное восприятие
пейзажей)Трассировка дорог – с учетом
внешних и внутр.видов,маршруты разных
уровней соед.м-у собой. 3)Парки на холмах
– имеют центрическую точку на вершине
или в верхней части.Планировка центрическая
с ярко выраж.осн.осью или свободная.Опред.роль
играют внешние виды,раскрыв. в процессе
движ.в направлении по касательной к линии
маршрута,ритм смены впечатлений. 4)Парки в горной долине
– имеют ярко выраж.продольную ось по
нижн.точкам, простр-во огранич.склонами,
плоскость –по днищу.5)Парки на овражной
территории – в оврагах и балках, похожи
на долины,но меньше масштаб по протяженности
и глубине,своя стр-ра,упрощенная форма
откосов. 6)Парки на нарушенных
территориях - в местах выработки
горных пород,карьеров,свалок –г.Катовица ГЕОПЛАСТИКА –
один из способов пластической обработки
рельефа путем искусственного создания
его форм с учетом эстетических и функциональных
требований объекта (террасы,холмы,валы,дамбы),
геометрические или натуральные формы.
33.Массивы
и боскеты. Массивы в пейзажных парках
и боскеты в регулярных парках представляют
собой наиболее крупные виды парковых
насаждений. Защищают территорию
от ветра, пыли, разделяют ландшафтные
районы парка или создают фон для парковых
картин.
Массив- насаждение из Д. и К. (свыше
50 шт), имеющие вертикальную и горизонтальную
сомкнутость.
Массив самый крупный компонент пейзажа
(от 0,5-20 и более га) свободных очертаний.
Разделяются на массивы заложенные:
а) на базе леса: б)способом
культур; в) путем реконструкции насаждении
иного использования.
При анализе композиции массива учитывается
пространственная структура и состав
пород. Большое значение имеет характер
композиции, воспринимающейся со стороны
открытого пространства, окаймление чистыми
или смешанными породами, опушка. Так,
массивы Старой и Новой Сильвий в Павловском
парке, имея свое внутреннее решение, выполняют
роль зеленых «стен», обрамляющих районы
Парадного поля и Белой березы, для которых
весьма важны эстетические качества опушек
этих массивов. Важно также пейзажное
разнообразие, обеспечивающее необходимую
смену впечатлений на маршруте, проходящем
через массив. По своей роли и функциональным
особенностям можно выделить массивы
эстетического назначения, санирующие
( щумозащита, пылезащита, защита от ветров
и т. д.), утилитарного (плодовый сад и т.д.)
Боскет-участок сада,
ограниченный со всех сторон дорожкой.
Бывает:1. Типа «кабинет» 2. баскет тапа
рощи.
Боскет- это крупная геометрическая (по планировке и объему) форма насаждений, используемая в регулярных парках. По характеру размещения древесных
растений различаются два типа боскетов — роща, включающая лесопокрытую территорию
(существующие насаждения или культуры), и «кабинет» с
насаждениями, расположенными по периметру
территории (геометрический участок).
Существует множество вариантов создания
боскетов-обрамление,выполненное из 2 рядов деревьев(3,0X3,0X1,5 м); 2-ярусное обрамление; шпалеры
— «зеленая стена» на основе трельяжа
и т. д. Главной
задачей является формирование четкого
геометрического объёма боскета в виде
плотной зелёной стены. В зависимости
от функции использования боскета
разделено- декоративная кулиса, участок
огородно-ягодных
34. Особенности
зимней композиции (ритм, колорит).
При проектировании
следует особое внимание уделять
построению композиции с точки зрения
восприятия в зимний период, так
как преобладает ахроматический цветовой
ряд. Ритм композиции создается с помощью
хвойных пород, скульпруры и архитектуры.Колорит
паркового пейзажа складывается из растений
и их цветовой окраски. Большую роль для
цветовосприятия играют небо, покрытия,
фактура цветов, фактура покрытия, малая
архитектура и сооружения! Сезон года
определяет колорит. Маршрут движения
нужно проектировать таким образом, чтобы
происходила смена пейзажа, учитывая колорит
в зимний период.
35. Особенности построения
пейзажа парка (ширина, глубина), угол восприятия,
маршрут.
Пейзаж- это
часть ландшафта, воспринимаемая с
определённой точки, имеющая композиционное
построение.
Тип пейзажа: 1. Простой(
1 композиционный узел, характеризуется
2 углами ( вертик., горизонтальный)
2 Сложный (несколько
композиционных узлов)
3. панорамный (угол
обзора 180-360 градусов, на открытом
пространстве с поворотом головы.
Состоит из простых и сложных
пейзажей)
Пейзаж создаёт
глубину парковой картины.
Глубина-расстояние от зрителя до фокуса
картины(фона).
Высота парковой картины-определяется
высотой объёмных элементов. Ширина-ширина
переднего плана.
Маршрут-движение по определённому пути,
которое формирует последовательное впечатление
об определённых элементах.
Виста-при пейзажной ширине большая глубина,
то есть перспектива
36.Открытые пространства
в пейзажной композиции парка. (поляны,
лужайки, водоёмы…)
37.Открытые пространства
в регулярной композиции парка.(партеры,
водоёмы, площади..)
Открытые типы пространственной структуры
представлены всеми видами площадей не
занятых плотными насаждениями и сооружениями:
поляны, лужайки, партеры, крупные цветники,
площади, плоскостные спорт. сооружения,
водоёмы. Форма размер
и характер открытого пространства определяется
окружающими его насаждениями, а так
же откосами рельефа и сооружениями. Разделяются на: 1.замкнутые,
окружённые со всех сторон объёмными элементами,
2.обращённые (имеют обрамление, ориентирующее
восприятие в 1-2 или 3 направлениях). При
этом пространства, обращённые в 2 противоположные
друг другу стороны наз-ся сквозные, а
в две смежные-угловые. 3. Раскрытые ( не
имеют ограничений по всем направлениям
восприятия).
37.
Открытые пространства в регулярной
композиции парка. Открытые типы
пространственной структуры представлены всеми видами
площадей, не занятых плотными насаждениями
и сооружениями. Сюда включаются поляны,
лужайки, партеры, крупные цветники, площади,
плоскостные спортивные сооружения, водоемы.
Форма, размер и характер открытого пространства
определяются его обрамлением — окружающими
насаждениями, а также откосами рельефа
и сооружениями. Б. Кохно подразделяет
открытые пространства по их взаимодействию
с обрамлением на замкнутые, обращенные
и раскрытые. Замкнутые
пространства окружены со всех сторон
объемными элементами. Наблюдатель видит
только их. Обращенные
пространства имеют обрамление, которое
ориентирует восприятие в 1, 2 или 3 направлениях.
При этом пространства, обращенные в 2
противоположные друг другу стороны, называются сквозными,
а в 2 смежные — угловыми.
Наибольший линейный размер замкнутотого
пространства составляет, по Б. Кохно,
200 м. Раскрытые
пространства не имеют ограничений по
всем направлениям восприятия. Ощущение
раскрытости пространства наблюдается,
если его линейные размеры превышают 200
м при высоте ограничивающих элементов
10—15 м.
Зарубежные исследователи обращают особое
внимание на соотношение обрамления (или
зрительного барьера) — Н и ширины пространства
— Д. При соотношении Н:Д= = 1:1 пространство
воспринимается как тесное и замкнутое
по вертикали. Находясь у границы пространства
и не поднимая головы, человек видит только
половину противоположного зрительного
барьера. При соотношении Н:Д=1:2 пространство
производит впечатление замкнутого по
вертикали, противоположный зрительный
барьер воспринимается целиком, но без
неба. При соотношении Н:Д=1:3 в поле зрения
попадает небо и пространство восприни-мается
хотя и замкнутым, но более свободным.
Освобождение от зрительной замкнутости
достигается при соотношении Н:Д=1:6. . По
Ю. Веденину, соотношение Н:Д=1:5 является
предельным, при котором замкнутая поляна
сохраняется как целостное пространство.
Открытые пространства являются одними
из наиболее важных структурных элементов
парков. В регулярных
парках это прежде всего партеры,
в пейзажных — поляны. Партер —
это декоративная композиция, расположенная
на горизонтальной плоскости, выполняемая
из растений, инертных материалов и воды.
В качестве растительного материала используются
газон, цветы, низкостригущийся кустарник.
Инертным материалом служат песок, березовый
уголь, битое стекло, толченый кирпич,
черепица. В композицию партеров включаются
бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные
растения и фигурно стриженные растения
(буксус, тисс, кизильник, туя, в России
использовалась ель).