Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:48, реферат
Астрология (astrologia, от астро... и греч. logos «учение») — учение о способах предсказания земных событий, характера и судьбы отдельного индивида, основанных на исследовании расположения небесных тел как относительно друг друга, так и относительно горизонта.
Сочинения Нострадамуса были настолько популярны на протяжении последующих двух столетий, что в 1781 г. против них было издано папское запрещение. Даже великий Кеплер, которому астрономия обязана открытием законов движения планет, не только верил в астрологию, сам занимался составлением гороскопов и пользовался большой известностью как удачливый предсказатель, но и защищал астрологию от нападок других ученых.
Последним выдающимся астрологом был Морен де Вильфранш (1583—1656 гг.). Результатом его тридцатилетних трудов явилось большое сочинение «Astrologia gallica», изданное в 1661 году.
Астрология в России. На Русь астрология проникла из Византии вместе с христианством. Первые астрологические книги были переводами с греческого. Позднее появились переводы и компиляции латинских, немецких и польских астрологических сочинений. Астрономические и астрологические сведения приводятся в одном из самых ранних памятников русской письменности — «Изборнике» Святослава (1073 г.).
Собственно астрологическая литература известна на Руси с XIV в. Как и в Европе, на Руси церковь относилась к подобным сочинениям крайне отрицательно, считая их «ложными» книгами. В них видели суеверие, которое в те времена отождествлялось с ересью и бесовским прельщением. В Паисиевском сборнике (кон. XIV в.) среди прочих «ложных» книг упоминаются «Остронумея» и «Звездочетья». В Новгороде в конце XV в. занятия астрологией получили сильное развитие, когда туда приехал на жительство выходец из Киева Скара (или Схария), знаток чернокнижия и астрологии. Он приобрел немало последователей среди образованных людей Новгорода.
Стоглавый собор, собранный по повелению Ивана IV Грозного, наряду с церковными апокрифами осудил и гадательные книги (см. ниже «Отреченные» книги), в числе которых было много астрологических или связанных с астрологией сочинений. Сам Иван Грозный отказался принять от датских послов часы, поскольку на них были аллегорические изображения планет.
Однако отец Ивана IV —
Василий III — не был лишен интереса
к астрологии. Его личным врачом
был Николай Немчин (Булев), который
занимался астрологией и
По свидетельству Горсея, перед кончиной Грозного в Москву были свезены более 60 лапландских волхвов, которые предсказывали ему по звездам.
В XVII в. астрологическая
литература расцвела на Руси пышным цветом.
Многие выдающиеся и образованные люди
занимались или интересовались астрологией.
В их числе были и царствующие
особы. По приказанию царя Алексея Михайловича
служивший при его дворе
Причиной интереса Алексея Михайловича к астрологии послужило появление кометы в 1664 г. и последовавшая за ним ужасная эпидемия чумы в Англии. Интересна история о том, как домашний учитель и наставник детей царя Симеон Полоцкий предсказал по звездам рождение Петра I. 11 августа Симеон усмотрел по звездам, что в утробе царицы Наталии Кирилловны зачался великий государь.
Узрев знамение, Полоцкий на следующее утро поздравил царя с зачатием сына, который должен родиться 30 мая 1672 года, при этом астролог поднес Алексею Михайловичу гороскоп младенца (см. Петра I гороскоп), где предсказывал сыну царя будущее великого монарха. Родители были очень обрадованы этим предсказанием, но все же к Полоцкому были приставлены четыре урядника, которые стерегли предвещателя, пока беременность царицы явно не обнаружилась.
После этого Симеон оказался в большой чести при дворе, и ему было приказано быть у царского стола. Когда же царица родила сына, царь щедро наградил Симеона золотом, бархатом и собольими мехами.
В XVIII в. астрологическая литература испытала процесс, который историки и литераторы называют «опрощением». Более образованный круг читателей отошел от этой литературы, и астрологические книжки «пошли в народ». Они не пополнялись новыми данными, переписывались небрежно, с ошибками и становились культурным анахронизмом. Астрологические сведения, интересовавшие среднего читателя (предсказания погоды, урожая, политических событий и т. п.), перекочевали в печатные календари (в России из подобного рода литературы наиболее известен Брюсов календарь), где и удержались практически до XX в.
Трансформация астрономии и астрология. Начало перехода от классической к современной астрологии, и особенно к конфронтации ее с астрономией, ознаменовала революционная система мира Коперника, которая убрала Землю из центра Вселенной и сделала ее рядовым небесным телом. Не менее важным было открытие в 1781 г. новой планеты — Урана, а впоследствии Нептуна и Плутона.
Это послужило одной
из причин радикального размежевания
астрологии и астрономии и, кроме
того, причиной появления новых веяний
в самой астрологии. Например, до
сих пор непонятные феномены стало
возможным объяснять
Первая и основная аксиома астрологии — это убеждение в том, что светила, особенно планеты, однозначно взаимосвязаны со знаками Зодиака и влияют на процессы в подлунном мире. Теоретической основой этих представлений являются космологические взгляды Демокрита, пифагорейцев и Аристотеля. Они существенно отличаются от полностью теологических воззрений астрологии Междуречья, где планеты считались если не самими богами, то по крайней мере одной из форм воплощения богов. Напротив, в геоцентрической системе мира Птолемея планеты, движущиеся по заранее известным законам, управляют четырьмя подлунными элементами, из которых состоят все земные тела. В подобной системе нет места для проявления божественной воли.
В последующих астрологических теориях роль божественного варьируется в этих широких пределах. С одного края стоят представления о чисто механистической Вселенной, в которой нет возможности проявиться ни воле отдельного человека, ни воле Бога. В этой крайней форме астрология была предметом постоянных атак со стороны иудаизма, христианства и ислама.
Если астрологию не рассматривать в столь жесткой формулировке, если считать планеты, дающими только указания на главные направления действия, то при этом остается достаточно места и для Бога, и для проявления воли отдельного человека. Например, сириец Бар Дайсан считал, что влияние светил распространяется только на материальные тела, душе же он предоставил свободу выбора между Богом и дьяволом.
В другой крайности лежат воззрения харранцев (последователей жителей вавилонского города Харрана) и индийцев, видящих в планетах самих богов, на которых можно повлиять заклинаниями и магическими действиями.
Кроме того, существуют представления (например, у присциллиан, последователей христианского теолога-еретика Присциллиана, казненного в 386 г.), согласно которым светила только указывают волю Господа в астрологических символах.
Вторая аксиома астрологии гласит, что есть космические явления, выявляемые в результате точных и неоднократно проверенных наблюдений, которые очень индивидуальны, т. е. касаются только одного, конкретного человека. Это особые точки (Асцендент, Десцендент, Середина Неба и Небесная Глубина), определяющие положение системы домов (см. ниже Дома небесные), которая относится только к конкретному индивидууму. Эти точки вместе с Зодиаком и планетами составляют карту неба, которую можно истолковать только в целом.
Некоторые астрологические школы имеют и другие аксиоматические предпосылки, но во всех системах астрологии разработан человеческий образ — это основное отличие астрологической картины мира от астрономической.
Современное состояние
астрологии. Астрология предстает сегодня
не в виде единого целого, в ней
существует множество направлений
и течений. Отчасти это вызвано
тем, что астрология эволюционирует,
хотя в ней и велика роль традиции.
В настоящее время можно
Традиционная школа. К этой школе принадлежит большое число астрологов, считающих Птолемея непререкаемым авторитетом. Это, в первую очередь астрологи, считающиеся знатоками истории астрологии, а также большое число тех, кто занимается шарлатанством, прикрываясь авторитетами.
Огромное число вариантов «техники» делает полученные ими результаты непонятными как для неспециалистов, так и для большинства сторонников других школ, в первую очередь из-за «языкового барьера» (сложности и неоднозначности терминологии).
Естественно-научная школа (космобиология). Старается доказать наличие причинно-следственных связей астрологических воздействий. Теория биоритмов и солнечно-земные связи входят сюда в качестве существенных компонентов. Эта астрологическая школа ссылается на некоторые убедительные результаты, полученные флорентийским физиком Пикарди в ряде точных опытов.
Символическая школа. Основывается, по существу, на трудах К. Г. Юнга и других работах по аналитической психологии. Символисты пытаются возродить механистические толкования традиционной астрологии, дополняя их психологическими данными, и получить «более правильные» результаты. Сам Юнг утверждал, что он рассматривает астрологию как предшественницу и прародительницу современной научной психологии.
Большое значение для современной астрологии играет сформулированный Юнгом принцип синхронизма, который дал большой толчок развитию современной астрологии. Соединение психоанализа с астрологией породило некоторые новые взгляды.
Например, по мнению Юнга, «Я» — определяется Асцендентом и Меркурием, а «Сверх Я» — Солнцем и Сатурном. Однако по этому поводу в среде астрологов существует много сомнений и возражений. Многие из них признают полезность психоанализа для астрологии, но не видят в нем нужды при истолковании конкретного гороскопа.
Структуралистическая школа. По мнению представителей этой школы, гороскоп позволяет связать группу знаков с группой характерных чувствительных элементов и использовать различные комбинации элементов для их расшифровки. Например, психоаналитик Жан Картерет считает, что астрология — это не только знания, получаемые извне, но и проекция реальности мира в сознании. Предложенный Картеретом способ толкования гороскопа не требует диалога между человеком и окружающим миром (Вселенной), основную роль в интерпретации гороскопа играет интуиция. Теории стуктуралистов основаны на том, что астрономия объективна, а астрология содержит и субъективные компоненты.
Наряду с этими четырьмя «школами» в период после Первой мировой войны появилось, в первую очередь благодаря П. Шуанару, направление астрологии, которое исследует методами математической статистики причинно-следственные связи между космическими факторами и судьбами конкретных людей, т. е. здесь налицо попытка выполнить один из основных принципов точных наук — предсказуемость событий.
В последнее время Ф. Гокелен и М. Гокелен во Франции, а также С. Б. Г. Эйсенк и Г. Ж. Эйсенк в Великобритании провели исследования, которые оживили дискуссию о связях астрологии с психологией. Гокелены обнаружили достаточно большое количество совпадений в восходящих и кульминирующих планетах у людей, принадлежащих к одной и той же профессии. Хотя эти результаты, вероятно, подтверждают тезисы астрологии, многие астрологи относятся к подобным исследованиям без энтузиазма, т. к. с их точки зрения интерпретация гороскопа рождения является самым важным элементом астрологии, зависящим от опыта, квалификации и интуиции астролога, а не «механическим» производным от натальной карты.
Подобно Гокеленам, группа Эйсенка обработала большое количество статистического материала и установила связь между психотипом человека и астрологическими данными, причем было выполнено требование современной науки, а именно — предсказуемость исхода эксперимента. В работе была предсказана «персональность расположения планет на момент рождения» и было подтверждено, что люди, концентрирующие внимание на внутренних переживаниях (интроверты), чаще всего имеют в Асценденте или Середине Неба своей натальной карты Сатурн, а люди, концентрирующие внимание на внешних переживаниях (экстраверты), — Марс и Юпитер.
Результаты, полученные Гокеленом и Эйсенком существенны по критериям современной науки, один из которых сформулирован Галилеем: «Надо измерить то, что можно измерить, и необходимо сделать измеряемым то, что нельзя измерить». Как бы то ни было, эти исследования противоречат мнению К. Р. Поппера, утверждающего, что высказывания и интерпретации астрологов очень неопределенны, могут объяснить все подряд и что не существует возможности научной проверки их теорий.
Современная астрология, как было сказано выше, является наследницей Морена де Вильфранша, который в XXI книге «Astrologia gallica» писал: «...влияние космоса является универсальной причиной... его действие на индивидуум зависит прежде всего от расположения светил в момент рождения...»
Сегодняшние астрологи не столько предсказывают будущее, сколько пытаются открыть психологическую сущность и описать различные грани характера личности.
Астрономия и культура
Задумывались ли вы над
тем, какие картины природы вызывают
у человека наибольшее восхищение?
Вы наверняка вспомните и море
- спокойное и бурное, то искрящееся
под лучами солнца, то хмуро--серое
под свинцовыми тучами, и горы с
их суровой красотой, неприступными
вершинами и сияющими снежными шапками,
и экзотический южный пейзаж с
яркими тропическими растениями, и
скромное очарование берёзовой рощи...
Конечно, из всего этого многообразия
невозможно выбрать что-то одно. У
каждого из нас есть личные пристрастия
и вкусы. Одна и та же картина может
вызвать совершенно разные чувства
у разных людей. Вы можете ненавидеть
горы и любить степные равнины, или
быть очарованы тихой грустью
осеннего дня, который на вашего соседа
наводит только тоску... Но есть картина
природы, которая не оставит равнодушным
практически никого. Чувства, вызванные
ею, будут удивительно схожи: ощущение
покоя, гармонии, величия природы...
Я говорю о том впечатлении, которое
производит на человека чистое небо - днём
голубое, а ночью - бархатно-черное,
бездонное, усыпанное бесчисленным
множеством сверкающих звёзд... Почему
же небо вызывает у человека такие
чувства? Рискну предположить, что причина
лежит в глубокой древности, уходя
корнями в доисторическую эпоху.
Именно с чистого неба первобытному
человеку не грозила никакая опасность,
и это закрепилось в нашем
подсознании. Человек изначально смотрел
на небо без страха, с открытой душой
и живым интересом. И именно этот
живой интерес (а не только необходимость
ведения календаря для