Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 19:40, контрольная работа
Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности – негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – среда обитания». Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасность – центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения. Антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей. Антропогенные опасности в XX столетии неуклонно нарастали и продолжают нарастать.
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: Антропогенные опасности и защита от них
Вариант 8
Работу выполнила студентка :Юрченко Анастасия
Евгеньевна
Группа: 2Б-1
Преподаватель:
Елистратова Т.Г
Введение
Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности – негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – среда обитания». Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасность – центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения. Антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей. Антропогенные опасности в XX столетии неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач. Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин. Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах. Анализ данных по принудительной гибели людей свидетельствует, что человеческий фактор во многом влияет на возникновение негативных событий и в быту. Нарастает роль антропогенных опасностей и в социальной среде. Одной из наиболее распространенных опасностей становится ВИЧ-инфицированные.
Теоретическая часть.
Психофизиологическая деятельность человека. Психологические причины совершения ошибок и создания опасных ситуаций.
Безопасность деятельности человека на производстве обеспечивается разработкой мер защиты от опасностей в системе «человек — машина — производственная среда». Каждая из подсистем подвержена определенным опасностям, которые в сумме формируют все опасности в этой системе. Подсистема «человек» всегда рассматривается как взаимосвязь организма человека и личности. Поэтому опасности этой подсистемы заложены в физиологических данных и психологических возможностях человека. Любая деятельность подразумевает ряд обязательных психических процессов и функций, которые обеспечивают достижение необходимого результата. Важнейшие из них — это внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, общение. Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека играют важную роль. Психологические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в тот или иной момент времени и могут оказывать положительное или негативное воздействие на течение всех психических процессов. Опыт свидетельствует, что основу аварийности и травматизма (до 60—90% случаев) часто составляют не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки в области безопасности, пренебрежение правилами безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т.д. Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм многообразны. В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части — мотивационную, ориентировочную и исполнительскую. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным и временным.Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда.Нарушение исполнительской части проявляется в невыполнении правил (инструкций, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. При нарушении любой из названных частей действий во избежание опасных ситуаций и несчастных случаев можно провести соответствующие профилактические мероприятия: мотивационные — пропаганда и воспитание, ориентировочные — обучение, отработка навыков; исполнительские — профотбор, медицинское обследование. Практика показывает, что временная склонность к несчастному случаю вызвана возрастом и стажем пострадавшего от травматизма. Отмечено два пика травматизма: у молодых работников и у лиц, имеющих рабочий стаж 10—15 лет. Травматизм у лиц, имеющих трудовой стаж 10—15 лет, объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, снижаются психические и физиологические функции в связи с выработкой устойчивого стереотипа; во-вторых, появляется пренебрежительное отношение к правилам безопасности в результате привыкания к опасности («вторичная беспечность»). В формировании поведения каждого человека на производстве играют важную роль его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств: тип нервной системы, темперамент, характер, образование, опыт, воспитание и пр.
Причины ошибок можно классифицировать следующим образом:
ошибки в ориентации (недополучение информации);
ошибки принятия решения;
ошибки выполнения действий.
Чтобы понять, что привело оператора к совершению ошибки, нужно знать его особенности и состояние. Особенности человека можно разделить на врожденные и временные. К врожденным особенностям относятся биологические и наследственные характеристики человека, в том числе анализаторы, двигательная система, психомоторная система и интеллект. Временные состояния, способствующие возникновению ошибок, — это физическая и психологическая усталость, т.е. снижение внимания, мышечной силы и работоспособности. [1,с. 167-178]
Профессиональная подготовка, инструктаж, обучение операторов технических систем правилам безопасности и экологичности.
Во избежание опасных ситуаций и несчастных случаев можно провести соответствующие профилактические мероприятия: мотивационные — пропаганда и воспитание, ориентировочные — обучение, отработка навыков; исполнительские — профотбор, медицинское обследование. Профессиональная подготовка - Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. [5] Инструктаж - Доведение до персонала содержания основных требований к организации безопасного труда и соблюдению правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок, разбор происшедших или возможных ошибок на рабочих местах инструктируемых, углубление знаний и навыков безопасного производства работ, поддержание и расширение знаний по правилам пожарной безопасности. Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными работниками, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться со всеми вновь принятыми на работу работниками. Данный вид инструктажа проводится с каждым работником индивидуально с демонстрацией безопасных приемов труда. Повторный инструктаж проводится с целью проверки и повышения уровня знаний работником правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии или бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Данный вид инструктажа должны проходить все работающие не реже чем через 6 месяцев после проведения очередного инструктажа, за исключением тех работников, которые не связаны с использованием в их трудовой деятельности инструментов и оборудования. Внеплановый инструктаж должен проводиться в случае изменения правил по охране труда, при изменении технологических процессов, замене оборудования и других изменениях, влияющих на безопасность труда работников. Целевой инструктаж необходимо проводить в случаях поручения работнику выполнения разовых работ, не связаны с прямыми трудовыми обязанностями работника по его основной специальности. Аналогичный инструктаж должен проводиться с работниками в случае поручения им выполнения работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производства работ, на которые необходимо оформлять наряд-допуск, специальное разрешение и иные документы, а также в других случаях, предусмотренных правилами по охране труда.
Лица, показавшие неудовлетворительные
знания при проведении проверки, к самостоятельной работе
или практическим занятиям не допускаются и обязаны
вновь пройти инструктаж. [4] Общие направления повышения
замену вредных веществ
замену сухих способов переработки
и транспортировки пылящих
замену технологических
замену пламенного нагрева электрическим,
твердого и жидкого топлива
герметизацию оборудования и аппаратуры;
полное улавливание и очистку технологических выбросов, очистку промышленных стоков от загрязнения;
тепловую изоляцию нагретых поверхностей и применение средств защиты от лучистого тепла.
тепловую изоляцию нагретых поверхностей и применение средств защиты от лучистого тепла.
Важным направлением в защите окружающей среды является разработка малоотходных и безотходных технологий. Все технические средства при вводе в эксплуатацию и ежегодно в период эксплуатации проверяют на соответствие предъявляемым к ним требований, контрольно-измерительная аппаратура ежегодно проверяется в специальных лабораториях.
[6]
Анализ чрезвычайных антропогенных ситуаций.
Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту- стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития ЧС:
- накопление отрицательных
- период развития катастрофы;
- экстремальный период, при котором
выделяется основная доля
- период затухания;
- период ликвидации последствий.
Антропогенные чрезвычайые ситуации относятся к классификации по природе возникновения ЧС и возникают вследствие ошибочных действий людей:
- Оператор стремится к
- Поставленная цель не может
быть достигнута из-за
- Оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.
Методы прогнозирования
Критерии оценки деятельности оператора, стимулирование безопасности деятельности.
В общем виде деятельность
человека-оператора характеризуется
Аналитическая часть.
Последствия атомных бомб.
5 августа в 5 часов 23 минуты 15
секунд была произведена
Катастрофа танкера Торри
Эта катастрофа, произошла ранним субботним утром 18 марта 1967 года с крупнейшим итальянским нефтеналивным танкером «Торри Каньон», построенным в США и плававшим под либерийским флагом. По своим параметрам это был один из крупнейших кораблей в мире. Судно шло заданным курсом, и ничто не предвещало беды. Но именно в это время на капитанском мостике заметили, что примерно в 25 милях от судна, прямо по курсу находится Бишопская скала. Всю ночь корабль следовал точно на север, по направлению к Англии. В своих огромных трюмах он вез 120 тысяч тонн сырой нефти из Кувейта, предназначавшейся для перекачки в Милфорд-Хейвене (графство Южный Уэльс). По расчетам штурмана, они должны были обогнуть Бишопскую скалу с западной стороны, однако его расчеты оказались неверными. На мостике вместо капитана дежурил старший офицер Сильвано Бонфилья. Когда в 6.30 утра он проверил местонахождение судна, то выяснилось, что они сбились с курса. Нефтеналивной танкер шел не западнее, как предполагалось, а наоборот — восточнее островов Силли. В хорошую, ясную погоду любое судно могло бы спокойно пройти по узкому проливу, который отделял эти острова от Лэндс-Энда. Но для такого гигантского нефтеналивного танкера, каким был «Торри Каньон», проблемы возникли сразу же. Дело в том, что танкер длиной в 300метров имел солидную осадку — в 17метров. Обнаружив отклонение от курса, Бонфилья немедленно отключил автоматическое навигационное устройство и дал команду поворачивать в сторону Бишопской скалы. Уже по завершении маневра он позвонил капитану, чтобы сообщить ему о причине изменения курса. Однако капитан таким решением был весьма недоволен и приказал восстановить прежний курс. Возникла опасность, что они могут наткнуться на подводные камни, находившиеся в этой акватории. Как раз посередине между островами Силли и Лэндс-Эндом располагались «Семь камней», как моряки называли полуторакилометровую и очень опасную гряду небольших подводных скал, ставших причиной гибели не одной сотни кораблей. В 8.50 «Торри Каньон» со всего хода наткнулся на скрытый под водой первый из «Семи камней» и намертво застрял. На мгновение Руджиати потерял дар речи. Он понял, что привел свой гигантский танкер — маломаневренный даже в спокойную погоду и при идеальных условиях видимости — на максимальной скорости прямо на группу скал, нанесенную на все карты мира. Но худшее ожидало его еще впереди. Пробоина у «Торри Каньон» оказалась почти на половину длины корпуса — 150 метров! Это означало, что из всех его 23 танков в море стала выливаться сырая нефть (примерно по шесть тысяч тонн в час). Черные маслянистые пятна уже окружили танкер. Руджиати не оставалось ничего другого, как отдать приказ начать выкачивать нефть из танкера. Он рассчитывал, что облегченное таким образом судно сможет сняться с камней, окажется на плаву. Были включены все помпы, и в море стал выплескиваться пенный поток нефти. К двум часам к танкеру прибыли три буксира и еще два корабля Королевского военно-морского флота. С них стали распылять детергентные вещества по всему расплывшемуся нефтяному пятну, чтобы предотвратить расползание нефти в море. К вечеру того же дня из танкера в море вылилось почти 40 тысяч тонн сырой нефти, которая захватывала все большие и большие участки моря. Вода сделалась маслянисто-черной. С момента крушения в море вылилось, по предварительным оценкам, 50 тысяч тонн нефти, еще 70 тысяч тонн оставалось в танкере. И вот настал черный день, 25 марта, когда нефть достигла берега. В черной густой грязи беспомощно барахтались тысячи чаек, бакланов и других морских птиц. Волнами нефть вынесло на песок, она достигла пляжных ограждений, появилась на асфальтовых дорожках. В этот момент три буксира, закрепив на «Торри Каньон» тросы, принялись стаскивать его с камней. В свободные трюмы закачали воздух, чтобы увеличить плавучесть танкера, но и эта попытка не принесла успеха — танкер развернулся только на восемь градусов. На следующее утро неожиданно поднялся шторм, правда, во второй половине дня ветер немного стих. И снова (теперь уже четыре буксира) стали стаскивать застрявший танкер. И опять неудача — разорвались все тросы. Вот тут-то и случилось непоправимое, волны довершили начатое буксирами — танкер сломался пополам. При этом еще 50 тысяч тонн нефти вылилось в море. 27 марта вся Корнуолльская береговая линия от Лэндс-Энда до Ньюкуэя оказалась черной от нефти. Огромные нефтяные пятна стали приближаться к северному побережью Англии и столь же обширные — к французскому. Проходившее в Генуе заседание следственной комиссии, рассматривавшей дело о катастрофе танкера «Торри Каньон», признало виновным в его гибели капитана Руджиати. [7]