Влияние автомобмлмзации на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред главным образом атмосфере. Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автомобиль проезжает в год 10 тыс. км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и выбрасывая в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг оксидов азота, 200 кг углеводородов. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Автомобильный транспорт………………………………………………..5
Автомобилизация общества………………………………………..7
Токсичные выбросы………………………………………………..10
Дорожно-транспортная сеть……………………………………………...16
Воздействие на окружающую среду……………………………...20
Факторы, влияющие на распространение загрязнений………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Безопсность транспортных средств.docx

— 73.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

  1. Автомобильный транспорт………………………………………………..5
    1. Автомобилизация общества………………………………………..7
    2. Токсичные выбросы………………………………………………..10
  2. Дорожно-транспортная сеть……………………………………………...16
    1. Воздействие на окружающую среду……………………………...20
    2. Факторы, влияющие на распространение загрязнений………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...37

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная цивилизация не может существовать без транспортных средств. Глобализация практически во всех сферах деятельности привела к значительному увеличению расстояний, на которые поставляются грузы различного назначения. Кроме грузов усилилась миграционная активность населения планеты, для этого привлекаются также все виды транспорта. В то же время с транспортом связаны уже существующие и прогнозируемые экологические угрозы: изменение климата, губительное воздействие УФ-излучения, опустынивание, дефицит питьевой воды и низкое качество пищи. Наше здоровье во многом определяется характером загрязнения воздуха, которым мы дышим; качеством воды, которую мы пьем; безопасностью пищи, которую мы едим. Не менее важен вопрос: каково будет здоровье будущих поколений (наших детей и внуков)? Насколько уравновешены эти положительные и отрицательные моменты, можно оценить только на основании современных исследований комплексного влияния человечества на биосферу.

В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред главным образом атмосфере. Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автомобиль проезжает в год 10 тыс. км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и выбрасывая в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг оксидов азота, 200 кг углеводородов. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов. С каждым годом количество автотранспорта растет, а, следовательно, растет содержание в атмосферном воздухе вредных веществ. Постоянный рост автомобилей оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Поэтому я считаю вопрос изучения воздействия транспортных средств на окружающую среду достаточно актуальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Автомобильный транспорт

 

 

В инфраструктуре транспортной отрасли России насчитывается около 4 тыс. крупных и средних автотранспортных предприятий, занятых пассажирскими и грузовыми перевозками. С развитием рыночных отношений появились в большом количестве коммерческие транспортные подразделения небольшой мощности. В 1997 г. в РФ функционировало свыше 500 тыс. субъектов транспортного рынка различных форм собственности, и число их постоянно возрастает. Они выполняют автомобильные перевозки, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, оказывают сервисные услуги и осуществляют прочие виды деятельности (Павлова, Буралев, 1998).

Отмечается устойчивая тенденция роста численности автотранспортных средств, находящихся в личном пользовании. Так, только за период с 1991 по 1996 гг. число легковых автомобилей увеличилось на 51 %, грузовых на 25 %, автобусов на 26 %. Сеть автомобильных дорог России составляет 930 тыс. км, в том числе 557 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.

Рост автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую природную среду. Он по-прежнему сохраняет лидерство в загрязнении атмосферы городов. В середине 90-х гг. на долю автотранспорта в России приходилось 80 % выбросов свинца, 59 % оксида углерода, 32 % оксидов азота.

Ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей среды РФ убедительно свидетельствуют о неблагополучной экологической ситуации, существующей в стране в течение многих лет. В некоторых регионах масштабы загрязнения и деградации окружающей среды достигли угрожающих размеров и представляют реальную опасность для здоровья населения.

Рост загрязнения атмосферы оксидом углерода, диоксидом азота, углеводородами и другими веществами в зоне дыхания человека ставит на первое место проблему сокращения постоянно растущих автомобильных выбросов. Рост уровня загрязнения происходит вследствие увеличения количества автомобилей и сжигания ими огромных объемов топлива, отсутствия на автомобилях современных средств снижения выбросов.

Так, в 2002 г. на долю автотранспорта пришлось 92,2 % выброса вредных веществ в атмосферу от всего транспортного комплекса (автомобильный, речной, морской, воздушный, железнодорожный транспорт, дорожное хозяйство). Рост численности автомобильного парка и объемов транспортных услуг приводит к постоянному увеличению негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду. В 2002 г. от автотранспорта в атмосферный воздух выброшено 14,45 млн. т загрязняющих веществ (в 2001 г. 14,17 млн. т). Существенно, что выбросы свинца в 2002 г. составили только 37 % к уровню 2001 г., в то время как по остальным загрязняющим веществам произошел рост выбросов в пределах 0,5–3,7 % (О состоянии ..., 2003).

Экологические проблемы, обусловленные автотранспортным комплексом, усугубляются большим средним возрастом автотранспортных средств, несовершенством структуры парка, а также низким уровнем технико-эксплуатационных показателей производимых в России автомобилей. Согласно «Концепции развития автомобильной промышленности на период до 2010 года», принятой в 2002 г., предусмотрены следующие мероприятия: введение европейских норм на выбросы автотранспортных средств, стимулирование обновления автопарка, создание экономических и административных препятствий для ввоза в Россию подержанных автомобилей, не соответствующих экологическим требованиям. Кроме того, принят новый Кодекс об административных правонарушениях, в котором усилена ответственность за эксплуатацию автотранспортных средств с превышением нормативов выбросов загрязняющих веществ (О состоянии ..., 2003).  

 

    1. Автомобилизация общества

Обсуждая положительные и отрицательные стороны автомобилизации нашего общества прежде всего необходимо учитывать пространственно-временные изменения в биосфере (табл. 1). Легко заметить, что все положительные моменты связывают с сиюминутными (в масштабах биосферы) потребностями ныне живущего поколения «потребителей» и любителей комфорта. За словами истощение, уничтожение, сокращение, нарушение стоят глобальные экологические проблемы, которые ставят под угрозу само существование биосферы и, как следствие, современной цивилизации. Поэтому, обсуждая проблему взаимодействия системы «Природа–Общество», прежде всего, необходимо задуматься, насколько важны нынешние временные блага и потребности в комфорте по сравнению с тем, в какое состояние в ближайшее время перейдет вся биосфера.

Таблица 1

Влияние автомобилизации на окружающую среду

(Луканин, Трофименко, 2001) 

 

Позитивные аспекты

Негативные аспекты

Развитие торговли, политических, культурных связей, расширение контактов

Нарушение газового и энергетического равновесия в атмосфере

Стимулирование научно-технического прогресса, представление рабочих мест

Истощение ресурсов атмосферы, полезных ископаемых, пресной воды

Включение транспорта в производственные процессы

Уничтожение живых организмов в зонах влияния дорожно-транспортных систем

Ощущение свободы и независимости индивида

Отравление биологических ресурсов, в том числе растений, животных, человека

Расширение возможностей для проживания в благоприятных условиях

Усиление стрессовых нагрузок участников движения

Расширение жизненного пространства для отдельного индивида

Уменьшение жизненного пространства за счет отчуждения территорий

Повышение доступности социально-бытовых услуг для потребителей

Сокращение биологической продуктивности водных и наземных экосистем

Удовлетворение потребности на широкий ассортимент товаров и свежие продукты

Нарушение гармонии городских застроек и сельских ландшафтов

Ощущение радости от быстрой езды, комфорта и удобства в неблагоприятных погодных условиях

Рост налогов и затрат, связанных с автотранспортом. Изменение структуры семейного бюджета


 

 

Одиночный автомобиль, движущийся по дороге, не в состоянии оказать сколько-нибудь заметного влияния на окружающую среду и экосистемы. Иное дело – совокупность машин, движущихся в составе транспортных потоков по автомобильным дорогам и перевозящих грузы и пассажиров. Здесь влияние на окружающую среду определяется не только техническими характеристиками автомобиля или дороги, но и интенсивностью, скоростью движения, составом транспортного потока, плотностью дорожной сети.

Объемы грузовых перевозок диктуются экономическими характеристиками производственной инфраструктуры, конкуренцией других видов транспорта, демографическими факторами, уровнем благосостояния населения. Провозная способность дороги определяется ее конструкцией, способами организации движения, обеспечивающими безопасность участников движения и реализацию потенциальных свойств, заложенных в конструкцию автомобиля.

Необходимо понимание предельно допустимого уровня насыщения региона автомобильным парком и транспортной инфраструктурой, выход за которые приведет к локальной экологическому кризису. Исходная информация для прогноза – темпы роста численности автомобильного парка, протяженность дорог, интенсивность использования, технический уровень и техническое состояние дорожно-транспортной техники, дорожной сети. С этими проблемами столкнулись все крупные города не только в Европе, но и на Дальнем Востоке, включая города Хабаровск и Владивосток. Эта экологическая проблема очень коротко в стиле современного Интернета может быть названа «автомобиль-пробка.ru».  
В Европе при пике роста числа автомобилей и осознании последствий загрязнения компонентов окружающей среды токсичными выбросами европейцы пересели на экологически «чистые» велосипеды.

Загрязнения окружающей среды транспортным комплексом можно условно разделить на технологические (дорожно-строительных машин, специальных транспортных средств дорожных предприятий, асфальтобетонных заводов, автобаз техники) и транспортные (транспортных потоков – линейных источников).

Объем транспортных выбросов вредных веществ в атмосферу на дрогах общего пользования почти в два раза больше объема технологических выбросов. Технологические выбросы твердых частиц, оксидов серы, минеральной пыли сопоставимы с выбросами этих веществ транспортными потоками.

При оценке воздействия на окружающую среду транспортных потоков остаются вне поля зрения вопросы развития автомобильного парка на уровне множества машин, которые оказывают существенное влияние на уровень загрязнения воздуха, воды, почвы.

В числе этих вопросов – динамика насыщения парка транспортными средствами с определенным уровнем экологической безопасности, тенденции его старения, оптимизация его структуры по грузоподъемности и пассажировместимости. Особенно это важно для урбанизированных территорий, на которых динамика прироста протяженности дорожной сети (из-за отсутствия свободных земель) значительно отстает от динамики численности автомобильного парка. В этом случае проблемы снижения выбросов загрязняющих веществ и потребления природных топливно-энергетических ресурсов (углеводородного топлива) множества машин становятся особенно значимыми (Луканин, Трофименко, 2001).

 

    1. Токсичные выбросы

Выбросы от передвижных источников составляют около 11 млн. т, от стационарных около 0,8 млн. т. При этом доля стационарных источников загрязнения атмосферы имеет тенденцию к стабильному сокращению, тогда как число автомобилей постоянно растет.

Среди вредных веществ, содержащихся в воздухе городов, имеется большая группа веществ, обладающих канцерогенной активностью.  
Это в первую очередь бенз(а)пирен и другие ароматические углеводороды, поступающие от котельных, промышленных предприятий и с выхлопными газами автотранспорта.

Исследования канцерогенных веществ, содержащихся в воздушной среде, показывают, что возникновение раковых болезней у людей происходит, в частности, от постоянного суммирования небольших концентраций канцерогенов в течение длительного времени.

Концентрация аэрозолей меняется в весьма широких пределах: от 104 мг/м3 в чистой атмосфере до 2106 мг/м3 в индустриальных районах. Концентрация аэрозолей в индустриальных районах и крупных городах с интенсивным автомобильным движением в сотни раз выше, чем в сельской местности.

Аэрозоли загрязняют не только атмосферу, но и стратосферу, оказывая влияние на ее спектральные характеристики и вызывая опасность повреждения озонового слоя. Непосредственно в стратосферу аэрозоли поступают с выбросами сверхзвуковых самолетов.

Другие газы, которые встречаются в атмосфере, как характерные компоненты естественного состава, дополняются антропогенными выбросами. Соответственно их можно определить как загрязнения. Сюда входят, главным образом, вещества, повышенные концентрации которых явно обусловлены деятельностью человека (например, фреоны).

Вредные и токсичные вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей, в зависимости от механизма их образования можно разделить на группы (Луканин, Трофименко, 2001):

Информация о работе Влияние автомобмлмзации на окружающую среду