Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:01, курсовая работа
Шум и вибрация — это механические колебания, распространяющиеся в газообразной и твердой средах. Шум и вибрация различаются между собой частотой колебаний.
Шум – беспорядочное сочетание разных по силе и частоте звуков; способен оказывать неблагоприятное действие на организм. Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления либо механические колебания в жестких, водянистых либо газообразных средах.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……………………………………...2
ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………………………………....3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ШУМ………………………………………………………………………....5
Шумовые эффекты………………………………………………………..5
Влияние шума на организм человека……………………………………5
Допустимые уровни шума для населения……………………………….7
Методы и средства защиты от шума……………………………………..7
2.ШУМ В АВИАЦИИ …………………………………………………………9
2.1 Источники шума ГТД……………………………………………………..13
2.2 Мероприятия по снижению шума в аэропортах………………………...15
3. ВИБРАЦИИ…………………………………………………………………16
3.1 Производственная вибрация……………………………………………...16
3.2 Действие вибрации на организм человека………………………………17
3.3 Нормирование вибраций………………………………………………….20
3.4 Методы и средства защиты от вибрации………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..27
СОДЕРЖАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ……………………………………...2
ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2.ШУМ В АВИАЦИИ ……………………………………
2.1 Источники шума ГТД………………………………
2.2 Мероприятия по снижению шума в аэропортах………………………...15
3. ВИБРАЦИИ…………………………………………………………
3.1 Производственная вибрация……………
3.2 Действие вибрации на
организм человека………………………………
3.3 Нормирование вибраций………………………
3.4 Методы и средства
защиты от вибрации………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..27
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
САБ — Служба авиационной безопасности
ВПП — Взлетно-посадочная полоса
ССЗ — Санитарно-защитные зоны
ГТД— Газотурбинный двигатель
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Шум и вибрация — это механические колебания, распространяющиеся в газообразной и твердой средах. Шум и вибрация различаются между собой частотой колебаний.
Шум – беспорядочное сочетание разных по силе и частоте звуков; способен оказывать неблагоприятное действие на организм. Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления либо механические колебания в жестких, водянистых либо газообразных средах. Источниками шума могут быть движки, насосы, компрессоры, турбины, пневматические и электрические инструменты, молоты, молотилки, станки, центрифуги, бункеры и остальные установки, имеющие передвигающиеся детали. Не считая того, за крайние годы в связи со значимым развитием городского транспорта возросла интенсивность шума и в быту, потому как неблагоприятный фактор он заполучил огромное социальное значение.
Вибрация – это малые механические колебания, возникающие в упругих телах под воздействием переменных сил.
ВВЕДЕНИЕ
Некоторые производственные процессы сопровождаются значительным шумом и вибрацией. Источники интенсивного шума и вибрации – машины и механизмы с неуравновешенными вращающимися массами, а также технологические установки и аппараты, в которых движение газов и жидкостей происходит с большими скоростями и имеет пульсирующий характер. Современное развитие техники, оснащение предприятий мощными и быстродвижущимися машинами и механизмами приводит к тому, что человек постоянно подвергается воздействию шума все возрастающей интенсивности. Повышение уровня шума и вибрации на рабочих местах оказывает вредное воздействие на организм человека. В результате длительного воздействия шума нарушается нормальная деятельность сердечно- сосудистой и нервной системы, пищеварительных и кроветворных органов, развивается профессиональная тугоухость, прогрессирование которой может привести к полной потере слуха.
На авиационных предприятиях среди одно из ведущих мест занимает шум и вибрация. Вредное воздействие повышенного уровня шума на организм человека общеизвестно, поэтому актуальность данной проблемы очевидна.
1.1 Шумовые эффекты
Шум - один из более распространенных неблагоприятных физических причин окружающей среды, приобретающих принципиальное социально-гигиеническое значение, в связи с урбанизацией, также механизацией и автоматизацией технологических действий, предстоящим развитием дизелестроения, реактивной авиации, транспорта. К примеру, при запуске реактивных двигателей самолетов уровень шума колеблется от 120 до 140 дБ
Для гигиенической оценки шум подразделяют:
по характеру диапазона — на широкополосный с непрерывным диапазоном шириной наиболее одной октавы и тональный, в диапазоне которого имеются дискретные тона;
по спектральному составу — на низкочастотный (максимум звуковой энергии приходится на частоты ниже 400 гЦ), среднечастотный (максимум звуковой энергии на частотах от 400 до 1000 гЦ) и частотный (максимум звуковой энергии на частотах выше 1000 гЦ);
по временным чертам — на неизменный (уровень звука меняется во времени но наиболее чем на 5 Дб — по шкале А) и непостоянный
Реакция человека на шум различна. Некоторые люди терпимы к шуму, у других он вызывает раздражение, стремление уйти от источника шума. Психологическая оценка шума в основном базируется на понятии восприятия, причем большое значение имеет внутренняя настройка к источнику шума. Она определяет, будет ли шум восприниматься как мешающий. Часто шум, воспроизводимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой шум, вызванный соседями или каким-нибудь другим источником, оказывает сильный раздражающий эффект.
Основными источниками шума в рабочей зоне сотрудника САБ являются сами пассажиры, воздушные суда, а также видео дисплейный терминал.В условиях сильного шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ. Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно- сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.
Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения. Наблюдается зависимость между числом жалоб и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее действие шума отражается больше на людях, занятых умственным трудом, по сравнению с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно 60% и 55%). Более частые жалобы лиц умственного труда, по-видимому, связаны с большим утомлением нервной системы.
Для защиты людей от вредного влияния шума необходима регламентация его интенсивности, спектрального состава, времени действия и других параметров. При гигиеническом нормировании в качестве допустимого устанавливают такой уровень шума, влияние которого в течение длительного времени не вызывает изменений во всём комплексе физиологических показателей, отражающих реакции наиболее чувствительных к шуму систем организма.
В основу гигиенически допустимых уровней шума для населения положены фундаментальные физиологические исследования по определению действующих и пороговых уровней шума. В настоящее время шумы для условий городской застройки нормируют в соответствии с Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки (№ 3077-84) и Строительными нормами и правилами II.12-77 «Защита от шума». Санитарные нормы обязательны для всех министерств, ведомств и организаций, проектирующих, строящих и эксплуатирующих жильё и общественные здания, разрабатывающих проекты планировки и застройки городов, микрорайонов, жилых домов, кварталов, коммуникаций и т.д., а также для организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих транспортные средства, технологическое и инженерное оборудование зданий и бытовые приборы. Эти организации обязаны предусматривать и осуществлять необходимые меры по снижению шума до уровней, установленных нормами.
1.4 Методы и средства защиты от шума
Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта. ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов – 80-86 дБ. Для внутреннего шума приведены ориентировочные значения допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот: уровни звука составляют для легковых автомобилей 80 дБ, кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей, автобусов – 85 дБ, пассажирских помещений автобусов – 75-80 дБ.
Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяют сохранить здоровье и работоспособность населения. Одним из эффективных средств борьбы с производственным шумом является использование демпфирующих металлических и неметаллических материалов. Однако неметаллы не используются для снижения шума соударений из-за их невысоких прочностных характеристик, а металлические материалы, характеризующиеся высокими прочностными свойствами, обеспечивают снижение шума весьма незначительно, поэтому встал вопрос о создании принципиально новых материалов, которые могли бы иметь высокие прочностные характеристики и достаточные демпфирующие свойства. Такими материалами являются биметаллы, которые позволяют получать такое сочетание служебных свойств, которое нельзя получить в одном отдельно взятом металле или сплаве, например: высокую прочность с коррозионной стойкостью, ударную вязкость с износостойкостью, прочность с высокой электро- и теплопроводностью, высокую прочность и достаточные демпфирующие свойства и т.д. До сих пор робкие попытки использовать биметаллы для снижения шума и вибрации не обеспечили решение проблемы, поэтому весьма актуальным является научное исследование, посвященное разработке биметаллов с повышенными демпфирующими свойствами. Технические средства защиты от шума: звукопоглощение, звукоизоляция, экранирование, средства демпфирования и глушители шума. Средства индивидуальной защиты.
Меры борьбы с шумом:
В Российской Федерации существует
разрозненность применяемых методических
подходов, методик и программ расчета
уровней авиационного шума и концентраций
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
от авиадвигателей воздушных судов. Особенно
остро это проявляется сегодня при разработке
проектов санитарно-защитных зон аэропортов
гражданской авиации. Данное обстоятельство
приводит к значительным ошибкам при построении
границ СЗЗ аэропортов, что в ряде случаев
затрудняет развитие последних и вызывает
объективные трудности при проведении
санитарно-гигиенической экспертизы проектов.
Действующее сегодня в России двойное
нормирование по максимальным и эквивалентным
уровням звука при зонировании территории
является анахронизмом в первую очередь
потому, что не могут быть в полной мере
исполнены требования по защите территории
по максимальным уровням звука. Существующая
мировая практика показывает, что для
оценки транспортного шума и решения задач
зонирования достаточно использовать
суточный критерий шума, например, в виде
Ldn, который рекомендуется ИКАО или в виде
Ldеn, который рекомендуется директивой
ЕС 2002 г. В случае аэропорта, интенсивность
полетов должна быть разделена на два
или три указанных интервала, что позволит
в дальнейшем решить проблему шумового
баланса территории через введение квотирования
шумовой нагрузки по различным временам
суток. Предлагается ввести следующие
допустимые значения уровней звука (Lаэкв)
с разделением на известные интервалы:
день - ночь (см. табл.1). Данный подход можно
использовать не только для авиационного,
но и для автомобильного и железнодорожного
транспорта.
Таблица 1. Допустимые
значения корректированных эквивалентных
уровней звука на приаэродромной территории
Параметр |
Допустимые уровни звука (Lаэкв), дБА | ||
Время суток |
зона "А" |
зона "Б" |
зона "В" |
День |
56-60 |
61-65 |
св. 65 |
Ночь |
46-50 |
51-55 |
св. 55 |
Примечание. Вне границ
зоны "А" не требуется специальных
мероприятий по защите людей от шума, находящихся
на данной территории и в помещениях жилых
и других зданий.
Тогда границы единой
СЗЗ аэропорта можно будет обоснованно
устанавливать по совокупности факторов
воздействия с объединением границ (контуров)
зоны шумового воздействия "В" при
полетах ВС, от наземных источников и при
полетах ВС по фактору химического загрязнения
и от наземных источников по фактору физического
воздействия на основании:
Информация о работе Влияние вибрации и шума на здоровье работников САБ