Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 10:35, реферат
Военные конфликты становятся сегодня явлением, представляющим весьма серьезную опасность для человечества. Эта опасность определяется следующими моментами. Во-первых, такие конфликты приносят миллионы жертв, подрывают сами основы жизни народов. Во-вторых, в условиях "уплотнения" международных отношений, углубления взаимосвязей всех членов мирового сообщества любой военный конфликт может при определенных условиях превратиться в своеобразный "детонатор" новой мировой войны. В-третьих, военные конфликты сегодня усугубляют экологическое неблагополучие. В-четвертых, они оказывают негативное влияние на морально-психологический климат в регионах, на континентах, во всем мире. Этот перечень свойств и следствий современных военных конфликтов далеко не полон.
Военные конфликты 
становятся сегодня явлением, представляющим 
весьма серьезную опасность для 
человечества. Эта опасность определяется 
следующими моментами. Во-первых, такие 
конфликты приносят миллионы жертв, 
подрывают сами основы жизни народов. 
Во-вторых, в условиях "уплотнения" 
международных отношений, углубления 
взаимосвязей всех членов мирового сообщества 
любой военный конфликт может 
при определенных условиях превратиться 
в своеобразный "детонатор" новой 
мировой войны. В-третьих, военные 
конфликты сегодня усугубляют экологическое 
неблагополучие. В-четвертых, они оказывают 
негативное влияние на морально-психологический 
климат в регионах, на континентах, 
во всем мире. Этот перечень свойств 
и следствий современных 
Налицо теоретическая, а вместе с ней и практическая важность проблемы научной идентификации военного конфликта. Проблема эта заключается прежде всего в том, что необходимо выявить такие признаки военного конфликта, которые позволили бы отличить его, с одной стороны, от войны, а с другой — от иных по своему характеру военных акций.
Понятие "военный конфликт", используемое в широком смысле, "включает в себя любые военные столкновения, в том числе и мировые войны" (1). Вместе с тем, это понятие все чаще употребляется по отношению к таким военным коллизиям, которые обладают некоторыми особенными чертами. К ним можно отнести по меньшей мере следующие: во-первых, это борьба с использованием средств военного насилия как с одной, так и с другой стороны; во-вторых, географически локализованный масштаб ведения боевых действий; в-третьих, ограниченное (как правило) использование сил и средств военного насилия; в-четвертых, относительная ограниченность частных, регионально-ситуативных целей, которые стороны преследуют в споре; в-пятых, относительная управляемость процесса развития конфликтных отношений между участниками этого спора.
В современной научной 
литературе военный конфликт обычно 
рассматривается с точки зрения 
его соотношения с 
Учитывая сказанное, 
военный конфликт можно было бы определить 
как острую фазу развития противоречий 
между государствами (коалициями государств), 
а также военизированными общественно-политическими 
формированиями, причем фазу, характеризующуюся 
относительно управляемым столкновением 
интересов противостоящих сторон, в 
котором последние для 
Рассмотрим перечисленные признаки более подробно.
Процесс конфликтного 
взаимодействия противостоящих сторон 
разворачивается, как правило, на географически 
ограниченной территории. В пограничных 
конфликтах, например, это приграничные 
районы, в территориальных — спорные земли, 
в межнациональных — регионы компактного 
проживания определенных этносов и т.д. 
Бывают и исключения, когда действия противостоящих 
сторон распространяются на всю территорию 
противника (или противников). 
Следующий признак — ограниченность частных, регионально-ситуативных це лей противостоящих в конфликте сторон. Когда мы говорим о подобных целях, то имеем в виду стремление различных субъектов системы межгосударственных взаимодействий обеспечить для своего развития более выгодные условия по сравнению со своими соседями. Однако такое стремление в той или иной мере сочетается с пониманием и признанием факта существования этих соседей. Данный момент очень важен, ибо подразумевает возможность компромисса и управляемости конфликтным процессом.
Сложившаяся сегодня 
ситуация во взаимодействиях между 
государствами свидетельствует 
о том, что главной областью, в 
которой концентрируются такие 
ограниченные, частные, региональные цели 
государств, является экономика. В этом 
плане, думается, заслуживает внимания 
утверждение американского 
При стремлении участников 
конфликта к достижению частных, 
ситуативных целей военно-
Оценка характера взаимодействия конфликтующих сторон позволяет сразу же провести грань между военным конфликтом и различными односторонними военными акциями (оккупация, интервенция, "военный шантаж" и др.). Военный конфликт предполагает активные действия со стороны обоих участников спора. В том случае, если сила, используемая одним из участников столкновения, не встречает военно-силового противодействия со стороны другого его участника, то нет и самого военного конфликта, а есть односторонняя военная акция. В этом смысле обнаруживается общность военного конфликта и войны, о которой К. Клаузевиц писал: "Война не может представлять действия живой силы на мертвую массу и при абсолютной пассивности одной стороны она вообще не мыслима (4).
В качестве следующего 
отличительного признака военного конфликта 
можно рассматривать 
В целом, если применить рассмотренные признаки для оценки и военного конфликта, и войны, то можно прийти к выводу, что они в определенной степени присущи обоим явлениям. Но конфликт всегда есть неразвитая война. Если воспользоваться аналогией, то можно сказать, что разница между войной и конфликтом такая же, как, например, между ребенком и взрослым. И тот, и другой попадают под общее понятие человек. Но все же качественные различия между ними очевидны.
Для идентификации 
военного конфликта очень важна 
относительная управляемость 
Конфликт не предполагает 
конфронтации абсолютно по всем вопросам. 
В этом его еще одна весьма принципиальная 
черта. Противостоящие в конфликте 
стороны в силу данного обстоятельства 
могут осознавать себя не только соперниками, 
но и зависимыми друг от друга партнерами. 
Такое ощущение, как отмечает американский 
политолог А. Джордж, необходимо участникам 
конфликта для того, чтобы они 
могли осознать всю важность и 
полезность конструктивных двусторонних 
мер, направленных на блокирование механизмов 
эскалации конфликтных 
Проблема идентификации военного конфликта имеет и второй аспект. Он состоит в определении типа и разновидности конкретного конфликтного процесса с применением в нем военных сил и средств. Думается, что в основу решения отмеченной задачи необходимо "положить" осмысление содержания и противоречий пережива емого мировым сообществом этапа развития. Исходными принципами такого осмысления, как представляется, должны выступать, во-первых, системное восприятие процесса развития человечества (цивилизации) и, во-вторых, рассмотрение различных государств в качестве элементов системы межгосударственных взаимодействий. На этой основе можно было бы выделить две большие группы противоречий, которые определяют сегодня процесс развития человечества, — надсистемные и внутрисистемные.
Среди противоречий первой группы необходимо назвать следующие: а) между расширяющимся влиянием результатов деятельности человечества на окружающую среду и уменьшающимися возможностями ее самовосстановления; б) между увеличивающимися потребностями человечества в использовании природных ресурсов и ограниченны ми возможностями удовлетворения этих потребностей разведанными запасами.
Надсистемные противоречия 
могут, как представляется, порождать 
конфликты двух типов — "сырьевые" 
и "экологические". Они уже сегодня 
способны вызывать крупные военные столкновения. 
Яркий пример — конфликт между Ираком 
и Кувейтом, который молниеносно приобрел 
сложнейшую структуру с тенденцией эскалации 
до уровня войны, так как затронул интересы 
всех государств — потребителей ближневосточной 
нефти (6). 
Существование внутрисистемных 
противоречий обусловлено двумя 
главными взаимосвязанными причинами: 
во-первых, различным статусом элементов 
современной системы 
Структурные противоречия в системе межгосударственных отношений имеют место в результате объективного различия между уровнем развития государств, составляющих структуру рассматриваемой системы. Сюда необходимо включить противоречия: 1) между развитыми государствами; 2) между развитыми и неразвитыми государствами; 3) между неразвитыми государствами. Корреляционные противоречия функционируют как результат взаимодействия, соприкосновения, взаимоотторжения несходных идеологических, нравственных, религиозных, культурных ценностей, принадлежащих различным обществам.
Следует отметить, что все вышеназванные противоречия (как надсистемные, так и внесистемные) сами по себе непосредственно не порождают военных конфликтов. Они всегда связаны с материально-экономическими условиями жизни общества, через них находят свое "осмысление" или "стереотипизацию" в духовной сфере и только после этого трансформируются в политику, в конкретные политические дей ствия государств. Таким образом, военные конфликты всегда порождаются полити кой государств.
По своему содержанию 
и характеру военные конфликты, 
которые имеют место сегодня, 
и возникновение которых 
Развитие надсистемных противоречий способно приводить к военным конфликтам, обусловленным дисгармонией отношений человека с природой, всей биосферой.
Уже сегодня имеются основания предполагать, что вероятность возникновения "сырьевых" и "экологических" конфликтов в будущем может оказаться весьма высокой.
Кризисы в межгосударственных 
отношениях могут явиться причинами 
возникновения военных 
Процессы интеграции, 
в которые оказались 
Военные конфликты 
между развитыми и неразвитыми 
государствами имеют сегодня 
среднюю степень вероятности, которая 
в целом имеет тенденцию к 
возрастанию. Это можно объяснить 
тем, что в результате необратимого 
процесса эволюции неразвитые элементы 
системы межгосударственных отношений 
будут постоянно стремиться к 
уровню и состоянию развитых. Все 
это будет в известной степени 
сказываться на изменении статуса 
различных элементов структуры 
этой системы. Иначе говоря, неизбежно 
будут затронуты интересы высокоразвитых 
стран, которые для восстановления 
устраивающего их порядка могут 
использовать военные средства.