Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:45, контрольная работа
Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 1960-1980-х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли. Однако, для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента.
1. Введение…………………………………………………………
2. Организация и задачи
гражданской обороны…………………………4
3. Гражданская оборона на объектах экономики
(том числе на промышленном объекте) ………………………………………………10
4. Заключение ……………………………………………………………..16
5. Список используемой литературы…………………………………….17
Введение.
Гражданская оборона (ГО) — система мероприятий
по подготовке и защите населения, материальных
и культурных ценностей на территории
Российской Федерации от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий (Закон РФ «О гражданской
обороне» 12 февраля 1998 г. № 28—ФЗ). Гражданская
оборона России является составной частью
общей системы государственных оборонных
мероприятий, проводимых в мирное и военное
время. Деятельность гражданской обороны
направлена на защиту от современных средств
нападения противника, так и на проведение
спасательных и неотложных аварийно-восстановительных
работ на объектах и в очагах поражения
при чрезвычайных ситуациях мирного и
военного времени.
Организация
и задачи гражданской обороны.
Гражданская оборона — это система мероприятий
по подготовке к защите и по защите населения,
материальных и культурных ценностей
на территории Российской Федерации от
опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие них. Первоначально
система гражданской обороны в нашей стране
создавалась как система защиты населения
и объектов народного хозяйства населения
от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных
Комиссаров СССР утвердил Положение о
противовоздушной обороне страны. Согласно
этому документу из общей системы противовоздушной
обороны страны была выделена как самостоятельная
ее часть местная противовоздушная оборона
(МПВО) для защиты населения и объектов
народного хозяйства от нападения противника
с воздуха.
МПВО предназначалась для решения следующих
задач: предупреждение населения об угрозе
нападения с воздуха и оповещение, когда
угроза миновала; осуществление маскировки
населенных пунктов и объектов народного
хозяйства; ликвидация последствий нападения
с воздуха подготовка бомбоубежищ и газоубежищ
для населения; организация первой медицинской
помощи пострадавшим в результате воздушного
налета.
Выполнение всех этих задач предусматривалось
силами и средствами местных органов власти
и объектов народного хозяйства.
Для решения задач МПВО организовывались
соответствующие силы — воинские
части МПВО, которые подчинялись командованию
военных округов, и/добровольные формирования
МПВО (в городских районах — участковый
команды, на предприятиях — объектовые
команды, при домоуправлениях — группы
самозащиты). Формирования МПВО создавались
из расчета: 15 человек от 100 — 300 рабочих
и служащих на предприятиях и в учреждениях
и от 200—500 человек жителей — при домоуправлениях.
В группы самозащиты, как правило, входило
пять подразделений: медицинское; противопожарной
защиты; охраны порядка; наблюдения; обслуживания
убежищ. Подготовка кадров для МПВО осуществлялась
на специальных курсах МПВО, а обучение
населения — в общественных оборонных
организациях. Перед началом Великой Отечественной
войны (1941 — 1945 гг.) в основном было завершено
создание и подготовка различных служб
МПВО: служба оповещения и связи; медико-санитарная
служба; службы убежищ, транспорта, торговли,
общественного питания и др. Службы создавались
на базе соответствующих предприятий
и организаций с помощью городских органов
власти. Опыт Великой Отечественной войны
показал, что система МПВО внесла существенный
вклад в дело защиты населения и народного
хозяйства от налетов фашистской авиации.
По имеющимся данным, силы МПВО в годы
войны ликвидировали последствия более
30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили
в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий
на объектах народного хозяйства, обезвредили
свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований
и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс.
возгораний и пожаров. Так была создана
основа для создания единой системы мероприятий
по защите тыла страны, обеспечения защиты
населения и устойчивости функционирования
объектов народного хозяйства. В 50-е гг.
в арсенале государств появилось новое
оружие — ядерное, появились новые средства
доставки ядерного оружия — ракеты. Все
это привело к необходимости совершенствования
системы мероприятий по защите населения
и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного
оружия. В июле 1961 г, МПВО была преобразована
в гражданскую оборону (ГО). Гражданская
оборона стала составной частью системы
общегосударственных оборонных мероприятий,
осуществляемых в мирное и военное время
в целях защиты населения и народного
хозяйства страны от оружия массового
поражения (ОМП) и других средств нападения
противника, а также для проведения спасательных
работ в очагах поражения и зонах катастрофического
затопления. В 50—60-е гг. XX в. система гражданской
обороны была создана в большинстве крупных
государств — США, Германии, Канаде, Италии,
Швеции. Практически во всех странах особое
значение придавалось созданию сети убежищ
и укрытий. В этих целях в ряде стран были
максимально использованы различные подземные
сооружения, горные выработки, заброшенные
шахты и др. Во всех названных государствах
значительное внимание уделялось и уделяется
обучению населения правилам поведения
на случай военных действий и при возникновении
различных чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера. В нашей стране
защиту населения от оружия массового
поражения планировалось обеспечить заблаговременной
подготовкой различных защитных сооружений
созданием запасов средств индивидуальной
защиты; проведением эвакуации из крупных
городов; обучением способам защиты от
ОМП; оповещением об опасности нападения
противника. Для защиты объектов экономики
планировались и проводились мероприятия,
направленные на повышение устойчивости
их работы в военное время: защита производственных
фондов; создание запасов материально-технических
средств; подготовка автономных источников
электроэнергии, газа, водоснабжения/накопление
материалов и средств для восстановительных
работ. Гражданская оборона в СССР была
организована на всей территории страны
по территориально-
Совершенствование системы ГО в нашей
стране неразрывно связано с проведением
реформы Вооруженных Сил, а значит, в соответствии
с изменившимися геополитическими, военно-стратегическими
и социально-экономическими условиями.
Принятие в последние годы международных
соглашений о сокращении ядерных потенциалов,
запрещении и уничтожении химического
оружия снижает возможность применения
ОМП в вооруженных конфликтах, но полностью
ее не исключает. Все большая роль в ведении
новых войн отводится высокоточному обычному
оружию и оружию, созданному на новых физических
принципах. В последние годы значительную
угрозу для России начинает приобретать
международный и внутренний терроризм
(вклейка, фото 2). В сентябре 1999 г. страну
потрясли взрывы жилых домов в Москве,
оборвавшие десятки человеческих жизней.
В октябре 2002 г. захват террористами Театрального
центра на Дубровке поставил под угрозу
сотни человеческих жизней зрителей мюзикла
«Норд-Ост». В этих условиях сохраняется
роль и значение гражданской обороны в
современных войнах и вооруженных конфликтах.
Гражданская оборона организуется по
территориально-
План гражданской обороны РФ утверждает
и вводит в действие в случае необходимости
Президент Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации: руководит обучением
способам защиты от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий; принимает участие в проведении
мероприятий по гражданской обороне; оказывает
содействие органам государственной власти
в решении задач в области гражданской
обороны. Руководство гражданской обороной
в РФ осуществляет Правительство Российской
Федерации. Руководство ГО в федеральных
органах исполнительной власти и организациях
осуществляют их руководители. Руководство
гражданской обороной на территории субъектов
РФ и муниципальных образований осуществляют
соответственно главы органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и руководители органов местного самоуправления.
Все они по должности являются начальниками
гражданской обороны.
Гражданская
оборона на объектах экономики.
Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулировать следующим образом:
— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
— предоставление населению
убежищ и средств индивидуальной
защиты;
— проведение мероприятий по световой
и другим видам маскировки;
— проведение аварийно-спасательных работ
в случае возникновения опасностей для
населения при ведении военных действий
или в следствие этих действий;
— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
— борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— обнаружение и обозначение
районов, подвергшихся радиоактивному,
химическому, биологическому и иному
заражению. Обеззараживание населения,
техники, зданий, территорий и проведение
других необходимых мероприятий;
— восстановление и поддержание порядка
в районах, пострадавших при ведении военных
действий, срочное восстановление функционирования
необходимых коммунальных служб в военное
время;
— срочное захоронение трупов в военное время;
— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Гражданская оборона в
Российской Федерации формируется
по территориально-
— режим повседневной деятельности — функционирование в мирное время при нормальной обстановке, с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий;
— режим повышенной готовности
— при ухудшении
— чрезвычайный режим — начинается с
момента объявления состояния войны, фактического
начала военных действий или введения
Президентом РФ военного положения на
территории РФ или отдельных ее местностях.
На федеральном уровне руководство ГО
осуществляет правительство РФ, в федеральных
органах исполнительной власти и организациях
управление гражданской обороной возложено
на их руководителей, являющихся по должности
начальниками ГО указанных органов и организаций.
На территориях субъектов РФ и муниципальных
образований руководства ГО осуществляют
соответственно главы органов исполнительной
власти субъектов РФ и руководители органов
местного самоуправления, которые по должности
одновременно являются начальниками ГО.
Все начальники и руководители ГО несут
персональную ответственность за организацию
и проведение мероприятий по ГО в федеральных
органах исполнительной власти на соответствующих
территориях и в организациях.
Для выполнения мероприятий по ГО создаются
федеральные, республиканские, краевые,
областные, автономной области и автономных
округов, районные и городские службы
ГО, а также службы ГО организаций.
В состав сил ГО в зависимости от уровня
входят воинские формирования, специально
предназначенные для решения задач в области
ТО, и гражданские организации ГО. Гражданские
организации ГО создаются организациями,
имеющими потенциально опасные производственные
объекты, важное оборонное и экономическое
значение или представляющие высокую
степень опасности возникновения чрезвычайных
ситуаций в военное и мирное время. В гражданские
организации ГО могут быть зачислены граждане
РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины
в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением
военнообязанных, имеющих мобилизационное
предписание, инвалидов, беременных женщин,
женщин, имеющих детей в возрасте до восьми
лет, а также женщин, получивших среднее
или высшее медицинское образование, имеющих
детей в возрасте до трех лет. Создание
гражданской организации ГО объекта начинается
с принятия соответствующего решения
руководителем предприятия (по статусу
начальника ГО объекта) на основании указаний
(приказов) регионального центра, глав
администрации города (района), что закрепляется
приказом по предприятию и доводится до
сведения всех руководителей и персонала
подразделений. ГО объекта включает в
себя штатное подразделение (штаб ТО объекта)
и нештатные подразделения (добровольные
формирования ГО, эвакоорганы, штабы ГО
площадок, подразделений объекта). На каждом
объекте должно быть разработано положение
о ГО, в котором обозначаются задачи ГО
объекта, основные из которых следующие:
— организация защиты рабочих
и служащих от последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий, а
также от средств поражения противника;
— участие в разработке и проведении комплекса
мероприятий, повышающих устойчивость
работы объекта в условиях мирного и военного
времени;
— своевременная разработка и уточнение
планирующих документов по ГО;
— создание, подготовка и поддержание
в готовности формирований ГО;
— организация и осуществление мероприятий,
обеспечивающих выполнение спасательных
и аварийно-восстановительных работ;
— контроль за поддержанием в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи;
— организация постоянного взаимодействия со штабов ГО района (города) с соответствующими службами ГО по вопросам рассредоточения и эвакуации, оповещения и связи, проведения спасательных работ, организация контроля радиоактивной и химической обстановки;
— обеспечение рабочих и служащих, формирований ГО индивидуальными средствами защиты, другими материальными средствами;
— определение требований,
разработка заданий на проектирование
убежищ и организация контроля за
их сооружением и правильной эксплуатацией;
— разработка предложений и направлений
совершенствования действующей системы
ГО, повышению надежности защитных мероприятий.
Выписка из Положения, содержащая обязанности
по ГО рабочих и служащих и обязанности
по ГО руководителей структурных подразделений,
доводится до персонала всех подразделений
и является составной частью должностных
инструкций сотрудников подразделений.
План работы ГО объекта на мирное время
является основным рабочим документом
штаба ГО. Он должен содержать подробную
характеристику объекта; прогнозную оценку
ситуации на объекте при различных видах
ЧС; перечень выполняемых мероприятий
и последовательность действий всех служб
и подразделений ГО объекта в условиях
ЧС. К плану прилагаются следующие документы
и дополнения:
— схема территории объекта (с указанием предназначения зданий и количества работников в каждом);
— инструкции безаварийной
Остановки отдельных видов
— схема расположения пожарных гидрантов,
пожарных кранов, средств пожаротушения;
— список руководящего состава объекта
(домашний адрес, телефон), которые должны
быть немедленно оповещены в случае аварии;
— перечень формирований (добровольная
пожарная дружина, добровольная газоспасательная
служба и т. д.);
— ведомость обеспеченности индивидуальными средствами защиты работников объекта, с указанием мест их складирования и хранения, ответственных лиц;
— ведомость обеспеченности формирований приборами, комплектами и другим имуществом ГО;
— список аварийно-технических служб района;
— перечень организаций
района по оказанию экстренной медицинской
помощи;
— принятая в районе, ведомстве система
информации и докладов по ЧС;
— формализованный бланк расчета ущерба
при ЧС;
— режимы радиационной защиты.
Важной задачей штаба ГО является обучение
и подготовка персонала к действиям в
ЧС. Процесс обучения является многоуровневым.
Он включает в себя вводный инструктаж,
текущий инструктаж, ознакомление с характеристиками
и способами обращения с индивидуальными
и коллективными средствами защиты, проведение
учебных тревог и т. д. По приеме на работу
проводится вводный инструктаж, для чего
штабом ГО объекта разрабатывается специальное
пособие (инструкция вводного инструктажа).
Ознакомление и изучение инструкции рабочими
и служащими может проводиться непосредственно
в подразделении в течение первой недели
после трудоустройства. Руководители
отдельных служб и подразделений проходят
обучение в штабе ГО объекта. Повторные
инструктажи с рабочими и служащими проводятся
по правилам и в сроки, установленные для
инструктажей по технике безопасности.
Заключение.
Гражданская оборона на современном этапе
продолжает оставаться важной общегосударственной
функцией, составной частью системы национальной
безопасности страны, призванной обеспечить
защиту населения, материальных и культурных
ценностей в экстремальных условиях военного
времени. Она выступает как форма участия
всего населения страны, органов государственной
власти и местного самоуправления в обеспечении
обороноспособности и жизнедеятельности
государства. Гражданская оборона преследует
самую гуманитарную цель — оказание всесторонней
помощи гражданскому населению в ходе
военных действий.
Список используемой литературы.
1. Белов С. В. Безопасность
жизнедеятельности: Учеб. - М.: Высшая
школа, 2000.
2. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности
: Уч. пос.- СПб.: МАНЭ и БЖД, 2000.
4. Экологическое право в России / Под ред.
В.Д. Ермака, О.Я. Сухарева.-М: ИМП, 2003
5. www.wiki.ru
Информация о работе Действия при ЧС. Основы законадательства по проведению ЧС