Защита населения путем эвакуации. Сущность, цели, принципы и способы эвакуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 10:48, реферат

Краткое описание

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска. В данной работе будет подробно рассмотрен способ защиты населения путём эвакуации. Кроме того мы изучим организацию радиационной, химической и медико-биологической (РХБЗ) защиты населения и инженерную защиту населения и персонала организаций..

Содержание

Введение 3
Классификация чрезвычайных ситуаций 7
Защита населения путём эвакуации 8
Организация радиационной и химической защиты населения 10
Организация медико-биологической защиты населения 14
Инженерная защита населения 17
Оповещение населения при чрезвычайной ситуации 18
Заключение 20

Вложенные файлы: 1 файл

бжд.docx

— 582.32 Кб (Скачать файл)

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная  эвакуация. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения  из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная  эвакуация осуществляется при необходимости  вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей  дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п. Выбор  указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости  от масштабов распространения и  характера опасности, достоверности  прогноза ее реализации, а также  перспектив хозяйственного использования  производственных объектов, размещенных  в зоне действия поражающих воздействий. Основанием для принятия решения  на проведение эвакуации является наличие  угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой  по заранее установленным для  каждого вида опасностям критериям.

Способы эвакуации и сроки  ее проведения зависят от масштабов  чрезвычайной ситуации, численности  оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных  условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого  распоряжения, в зависимости от обстановки.

. Весь фонд жилых, общественных  и административных зданий в  районах эвакуации независимо  от форм собственности и ведомственной  подчиненности (в том числе  в отапливаемых домах, дачных  кооперативов и садоводческих  товариществ), передаются в распоряжение  руководителей местных органов  исполнительной власти. Горожане  в них размещаются на основании  ордеров, выдаваемых указанными  органами.

Эвакомероприятия осуществляются по решению соответствующего руководителя ГО с последующим докладом вышестоящему руководству.

Он отвечает за планирование, обеспечением всем необходимым, организацию  проведения эвакуации населения  и его размещение в загородной зоне. Непосредственно обеспечением этих мероприятий занимаются службы ГО, министерства (ведомства), объекты  экономики независимо от форм собственности  во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Планирование эвакуации и ее обеспечение осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Если собственных сил недостает, ГО по согласованию с вышестоящими органами исполнительной власти задействуются в установленном порядке дополнительные силы

Рассредоточение и эвакуация  людей планируются и проводятся по производственно-территориальному принципу, т.е. по объектам экономики  и по месту жительства (через жилищно-эксплуатационные органы).

Предусматриваются следующие  способы эвакуации:

Пешим порядком (главный)

Всеми видами имеющегося транспорта

Комбинированным способом

Количество вывозимого населения  определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта и дорожной сети, ее пропускной способности, других условий. В первую очередь выводятся медицинские учреждения, лица, которые не могут преодолеть пешим ходом дальние расстояния (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на лабораторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет), а также рабочие и служащие свободных смен предприятий, продолжающих свою деятельность в чрезвычайных ситуациях. Все остальные выводятся пешком.

 

Организация радиационной и химической защиты населения

 

Радиационная и химическая защита населения включает в себя:

- организацию непрерывного  контроля, выявление и оценку  радиационной и химической обстановки  в районах размещения радиационно и химически опасных объектов;

- заблаговременное накопление, поддержание в готовности и  использование при необходимости  средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической  разведки и контроля;

- создание, производство  и применение унифицированных  средств защиты, приборов и комплектов  радиационной и химической разведки  и дозиметрического контроля;

- приобретение населением  в установленном порядке в  личное пользование средств индивидуальной  защиты и контроля за использованием их по назначению;

- своевременное внедрение  и применение средств и методов  выявления и оценки масштабов  и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах;

- создание и использование  на радиационно и химически опасных объектах систем (преимущественно автоматизированных) контроля обстановки и локальных систем оповещения;

- разработку и применение, при необходимости, режимов радиационной  и химической защиты населения  и функционирования объектов  экономики и инфраструктуры в  условиях загрязненности (зараженности) местности;

- заблаговременное приспособление  объектов коммунально-бытового обслуживания  и транспортных предприятий для  проведения специальной обработки  одежды, имущества и транспорта, проведением этой обработки в  условиях аварий;

- обучение населения использованию  средств индивидуальной защиты  и правилам поведения на загрязненной (зараженной) территории.

К числу основных мероприятий  по защите населения от радиационного  воздействия во время радиационной аварии, относятся:

- обнаружение факта радиационной  аварии и оповещение о ней;

- выявление радиационной  обстановки в районе аварии;

- организация радиационного  контроля;

- установление и поддержание  режима радиационной безопасности;

- проведение, при необходимости,  на ранней стадии аварии йодной  профилактики населения, персонала  аварийного объекта, участников  ликвидации последствий аварии;

- обеспечение населения,  персонала аварийного объекта,  участников ликвидации последствий  аварии средствами индивидуальной  защиты и использование этих  средств;

- укрытие населения, оказавшегося  в зоне аварии, в убежищах и  укрытиях, обеспечивающих снижение  уровня внешнего облучения и  защиту органов дыхания от  проникновения в них радионуклидов,  оказавшихся в атмосферном воздухе;

- санитарная обработка  населения, персонала аварийного  объекта, участников ликвидации  последствий аварии;

- дезактивация аварийного  объекта, объектов производственного,  социального, жилого назначения, территории, сельскохозяйственных  угодий, транспорта, других технических  средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;

- эвакуация или отселение  граждан из зон, в которых  уровень загрязнения превышает  допустимый для проживания населения.

Основными мероприятиями  химической зашиты, осуществляемыми  в случае возникновения химической аварии, являются:

- обнаружение факта химической  аварии и оповещение о ней;

- выявление химической  обстановки в зоне химической  аварии;

соблюдение режимов поведения  на территории, зараженной АХОВ, норм и  правил химической безопасности;

- обеспечение населения,  персонала аварийного объекта,  участников ликвидации последствий  химической аварии средствами  индивидуальной защиты органов  дыхания и кожи, применение этих  средств;

- эвакуация населения,  при необходимости, из зоны  аварии и зон возможного химического  заражения;

- укрытие населения и  персонала в убежищах, обеспечивающих  защиту от АХОВ;

- оперативное применение  антидотов и средств обработки  кожных покровов;

- санитарная обработка  населения, персонала аварийного  объекта, участников ликвидации  последствий аварии;

- дегазация аварийного  объекта, объектов производственного,  социального, жилого назначения, территории, технических средств,  средств защиты, одежды и другого  имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  аварийно химически опасных веществ 

 

Организация медико-биологической  защиты населения

 

Значительную роль в общем  комплексе мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  играют мероприятия медицинской  защиты.

Медико-биологическая защита включает меры по предотвращению и  снижению тяжести поражения людей, своевременному оказанию помощи пострадавшим и их лечению, обеспечению эпидемического благополучия при возникновении  чрезвычайных ситуаций биологического характера. Она достигается:

своевременным обнаружением угроз и возникновения эпидемий, эпизоотий, очагов заражения биологического характера;

рациональным использованием имеющихся сил и средств учреждений здравоохранения независимо от их ведомственной  принадлежности;

развертыванием в угрожаемый период необходимого количества лечебных учреждений, медицинских формирований и учреждений;

созданием резерва медицинских  средств защиты, медицинской техники  и имущества;

проведением комплекса санитарно-гигиенических  и противоэпидемических защитных мероприятий; своевременным оказанием всех видов  медицинской помощи пораженным (больным); проведением профилактических медицинских  мероприятий, предупреждением возникновения  и распространения массовых инфекционных заболеваний, а в случае их возникновения  быстрейшей их локализации и ликвидации;

контролем состояния внешней  среды, зараженности продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;

проведением профилактической иммунизации (вакцинации) населения;

заблаговременной подготовкой  медицинских формирований, обучением  населения приемам и способам оказания медицинской помощи пораженным, само- и взаимопомощи и др.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей  чрезвычайной ситуации биологического характера осуществляются следующие  основные мероприятия медико-биологической  защиты населения:

а) при нормальной обстановке и отсутствии прогноза чрезвычайной ситуации:

- осуществление обслуживающим  персоналом и личным составом  органов охраны правопорядка  наблюдения и контроля за обстановкой в закрытых помещениях и на открытых пространствах, а также на прилегающих к ним территориях;

- организация и проведение  обучения личного состава органов  управления и охраны правопорядка, обслуживающего персонала и аварийно-спасательных  служб и формирований способам  защиты и действиям при возникновении  чрезвычайной ситуации биологического  характера;

- планирование, организация  и проведение учений по предупреждению  чрезвычайной ситуации, обеспечению  защиты людей от опасных биологических  веществ;

- разработка и осуществление  организационных и инженерно-технических  мероприятий по повышению устойчивости  функционирования станций и поездов  метрополитена, - наземного пассажирского  транспорта в чрезвычайной ситуации  биологического характера;

- создание, восполнение запасов  и контроль годности к использованию  средств индивидуальной защиты, медицинских средств экстренной  профилактики (общей и специфической);

- контроль исправности  и годности к работе средств  очистки воздуха и вентиляции  закрытых помещений, технических  средств оповещения, биологической  разведки и контроля;

- планирование взаимодействия  между органами управления, аварийно-спасательными  службами и формированиями МЧС  России, МВД России, МПС России, Минкультуры  России, ФСБ России, Минздрава России, Минобороны России и других  министерств и ведомств;

- выбор мест размещения  накопителей (обсерваторов) при эвакуации;

повышение технической безопасности объекта (оснащение помещений системой вентиляции, увеличение пропускной способности  дверных проемов, скорости подъема  эскалаторов и т.п.);

- снижение вероятности  поражения и заражающей дозы  у пассажиров, участников массовых  мероприятий, обслуживающего персонала  и личного состава (готовность  к использованию средств индивидуальной  защиты органов дыхания и кожи, медицинских средств экстренной  профилактики, подготовка к действиям  в этих условиях аварийно-спасательных  сил и средств, готовность системы  оповещения, средств неспецифической  биологической разведки и контроля);

- обучение личного состава  и обслуживающего персонала действиям  по ликвидации очага биологического  заражения.

б) при угрозе чрезвычайной ситуации:

- принятие соответствующей  комиссией по чрезвычайным ситуациям  непосредственного руководства  функционированием подсистемы РСЧС, действующей на месте возможной  чрезвычайной ситуации биологического  характера, формирование, при необходимости,  оперативных групп для выявления  биологической обстановки и оказания  помощи в организации ликвидации  чрезвычайной ситуации;

- представление донесений  об угрозе (прогнозе) биологической  аварии в соответствии с табелем  срочных донесений;

-оповещение обслуживающего  персонала и личного состава  органов охраны правопорядка  о возможной биологической аварии;

Информация о работе Защита населения путем эвакуации. Сущность, цели, принципы и способы эвакуации