Классификация основных форм деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:21, реферат

Краткое описание

Классификация основных форм деятельности человека.
Физический и умственный труд. Физические и психофизиологические
нагрузки на человека в эргатической системе.

Содержание

1.Классификация основных форм деятельности человека.

Физический и умственный труд. Физические и психофизиологические

нагрузки на человека в эргатической системе. 3
2.Решение задач. 7
3.Список литературы и ссылки на источники информации 13

Вложенные файлы: 1 файл

БЖД. РГР. Занина А.В..doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 

РАССЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Вариант №7 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

группы 

Проверил:

Набиев  А.Т. 
 
 

УФА, 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Классификация основных форм деятельности человека.

    Физический  и умственный труд. Физические и психофизиологические

    нагрузки  на человека в эргатической системе.     3

  1. Решение задач.          7
  2. Список литературы и ссылки на источники информации          13

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ФИЗИЧЕСКИЙ  И УМСТВЕННЫЙ ТРУД.

ФИЗИЧЕСКИЕ  И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ НА ЧЕЛОВЕКА В ЭРГАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.

Классификация основных форм деятельности человека.

Физический  и умственный труд.

     Деятельность  человека носит самый разнообразный  характер. Можно разграничить на две  основные группы по характеру выполняемых человеком функций:

  1. Физический труд. Выполнение человеком энергетических функций в системе «человек — орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида:
  • динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве, подразделяется:
          • общая – в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека;
          • региональная – в процессе трудовой деятельности задействовано от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук);
          • локальная – задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере)
  • статическая — с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя.

     Физическая  тяжесть работы определяется энергетическими  затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории:

    • легкие(категория I) бывают:
    • категория – работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием;
    • категории – работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.
        • средней тяжести (категория II) бывают:
    • категория IIа – работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий;
    • категории IIб – работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.
        • тяжелые физические работы – работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий..
  1. Умственный труд. Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Различают следующие виды умственного труда:
    • Операторский труд — отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.
    • Управленческий труд — определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
    • Творческий труд — требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения.
    • Труд преподавателя — постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, дефицит времени и информации для принятия решения.
    • Труд учащегося — память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций.

     При выполнении человеком умственной работы при нервно-эмоциональном напряжении имеют место сдвиги в вегетативных функциях: повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления O2, повышение температуры. 

Физические  и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе.

      Деятельность  человека в эргатических системах можно разделить на три основные работы по характеру выполняемых человеком функций:

  • физический труд,
  • механизированные формы труда,
  • умственный труд.

     Физическая  тяжесть работы определяется энергетическими  затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

     Умственный  труд объединяет работы, связанные  с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т. п.).

     Для механизированных форм труда важное значение имеет такая характеристика, как напряженность труда.

     Можно выделить следующие рабочие нагрузки:

    1) тяжелая динамическая мышечная работа;

    2) динамическая  мышечная работа, выполняемая конечностями  одной половины тела (работа малых групп мышц);

    3) статическая  мышечная работа;

    4) умственная  работа (напряжение функции сосредоточения  и внимания);

    5) однообразная работа в монотонной обстановке;

    6) влияние  атмосферных условий (температура  и влажность воздуха, вентиляция, инфракрасное излучение, характер  одежды, степень акклиматизации организма);

    7) напряжение  организма, обусловленное другими  факторами окружающей среды (например, физическими – шум, блики, плохое освещение, вибрация и социологическими – межличностные отношения или факторы, личностные групповые проблемы).

     Превышение  уровней рабочих нагрузок приводит к негативным последствиям: снижению работоспособности, профессиональным заболеваниям, травматизму.

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

Задача  1. Определение потребного воздухообмена при общеобменной вентиляции.

     Оценить пригодность цеха объемом V= 1700 м2 для выполнения работ, в ходе которых выделяется G= 95 г/ч СО, G= 2,2 г/ч этилена, G= 6,5 г/ч аммиака, G= 120 г/ч диоксида серы, а также Q = 7,12 × 10Дж/ч избыточного тепла. Система общеобменной вентиляции обеспечивает полную замену воздуха в цехе 5 раз в течение часа. Температура приточного воздуха равна t= 20°, температура в рабочей зоне равна t= 25°. Вытяжные отверстия находятся на высоте 5 м от рабочей площадки.

     Примечания:

    1) ПДКСО = 20 мг/м3; ПДКС2Н2 = 1 мг/м3; ПДКNH3 = 20 мг/м3; ПДКSО2 = 10 мг/м3;

    2) аммиак  и диоксид серы обладают эффектом  суммации;

    3) считать концентрацию каждой примеси в приточном воздухе равной 0,3ПДК.

Решение:

     Потребный воздухообмен при выделении вредных веществ:

     В случае выделения нескольких веществ, не обладающих эффектом суммации потребный  воздухообмен рассчитывается по каждому из них, а затем выбирается максимальное значение.

     В случае n суммирующихся веществ окончательная величина потребного воздухообмена рассчитывается как

     Температура вытяжного воздуха определяется по формуле

, где

Н – высота вытяжных отверстий над уровнем рабочей площадки,

D= 1° С/м – температурный градиент по высоте.

     Воздухообмен  при выделении избыточного тепла:

, где

c – теплоемкость воздуха,

ρ – плотность воздуха

 

Задача  2. Проектирование и расчет производственного освещения.

     Произвести расчет искусственного общего (люминесцентного) освещения методом коэффициента использования светового потока в помещении, где проводятся работы, соответствующие разряду X (I – Наивысшей точности). Размеры помещения: длина a = 9 м, ширина b = 8 м, высота подвеса светильника h = 4 м, коэффициенты отражения стен и потолка rс и rп соответственно равны 50 и 70. Принять коэффициент запаса К = 1,3, коэффициент неравномерности Z = 1,1. Число ламп в светильнике равно 2. Длина рекомендуемого светильника серии ЛСПО1, рассчитанного на две люминесцентные лампы равна 1,536 м.

Решение:

     Основное  уравнение метода:

, где

F – световой поток лампы, лм;

EНминимальная нормируемая освещенность;

К – коэффициент запаса, учитывающий снижение освещенности вследствие старения ламп, запыления и загрязнения светильников;

S – площадь помещения;

Z – отношение средней освещенности к минимальной; для люминесцентных ламп принимается;

N – число светильников;

n – число ламп в светильнике;

hкоэффициент использования светового потока (в процентах), т.е. отношение потока, падающего на расчетную поверхность, к суммарному потоку всех ламп.

     Коэффициент использования светового потока определяется в зависимости от величины индекса помещения i, коэффициентов отражения потолка и стен rс и rп, а также типа светильника по формуле

     

     где h – расчетная высота подвеса светильника над рабочей поверхностью, м;

     a и b – основные размеры (длина и ширина) помещения, м.

Информация о работе Классификация основных форм деятельности человека