Классификация условий трудовой деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение классификации условий труда, обеспечивающий целостность человека в трудовой среде. Необходимо установить, как современные условия производства и совокупность общественных отношений, которые устанавливаются и развиваются в современном обществе, влияют на здоровье работника.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
1. Формы деятельности человека……………………………………………3
2. Классификация условий трудовой деятельности…………………………….5
3. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков……………….7
4. Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности
трудового процесса…………………………………………………………….7
5. Общие принципы гигиенической классификации условий труда…………11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………….......14

Вложенные файлы: 1 файл

Контр раб БЖД.2015docx.docx

— 77.80 Кб (Скачать файл)

 
- тяжелый трех степеней (вредные  условия труда).

 

 

 
Табл.1

 
Легкий

 
Средней тяжести

 
Тяжелый

 
Затрачиваемая энергия Мужчины ~ 625 кДж; Женщины ~ 375 кДж

 
Затрачиваемая энергия  Мужчины 625 - 1040 кДж;  Женщины 375 - 624 кДж

 
Затрачиваемая энергия Мужчины > 1040 кДж; Женщины > 624 кДж

 
Рабочая поза свободная

 
Неудобная поза до 25% времени смены

 
Неудобная поза > 25% рабочего времени

 
3 км за смену

 
 

 

 
14 км за смену


 
          Затраты энергии меняются и зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 - 10% уровень основного обмена; при рабочей позе стоя - на 10 - 25%, при вынужденной неудобной позе - на 40 - 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15 - 20% общего обмена в организме (масса мозга составляет 2% массы тела).

 
          Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией на 94%, у операторов ЭВМ на 60 - 100%.

 
         Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.

 
 

Рис. Классификация условий труда по тяжести и напряженности 

 

 
           Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный – 1-й класс, допустимый – 2-й класс, напряженный – 3-й класс (труд трех степеней).

 
Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

 
- степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и  характера выполняемой работы, степени  ее сложности;

 
- нагрузка на анализаторы: длительность  сосредоточенного внимания, количество  сигналов за час работы, число  объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая  в основном величиной минимальных  объектов различения, длительностью  работы за экранами мониторов;  
 
- эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;

 
- монотонность труда, определяемая  продолжительностью выполнения  простых или повторяющихся операций;

 
- режим работы, характеризуемый  продолжительностью рабочего дня  и сменностью работы. [4, 70.]

 
              Например, труд авиадиспетчера характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.

 
Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный – по напряженности.

 
Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения aнализаторов и т.д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда.

 
Общие принципы гигиенической классификации условий труда

 
Гигиенические критерии - это показатели, характеризующие степень отклонений параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

 
               Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений за исключением работ с возбудителями инфекционных заболеваний, с веществами, для которых должно быть исключено вдыхание или попадание на кожу (противоопухолевые лекарственные средства, гормоны-эстрогены, наркотические анальгетики), которые дают право отнесения условий труда к определенному классу вредности за потенциальную опасность.

 
            Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. [1, 52.]

 
            Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

 
           Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

 
          Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

 
 
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

 
1 степень 3 класса (3.1) – условия труда  характеризуются такими отклонениями  уровней вредных факторов от  гигиенических нормативов, которые  вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к  началу следующей смены) прерывании  контакта с вредными факторами  и увеличивают риск повреждения  здоровья; 
 
2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

 
3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями  факторов рабочей среды, воздействие  которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии; 
 
4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности. [5, 83.]

 
                Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

 
Заключение 
 
               В контрольной работе были рассмотрены общие принципы гигиенической классификации условий труда, факторы степени тяжести и напряженности трудового процесса, особенности трудовой деятельности женщин и подростков, а также формы деятельности человека.

 
              Труд, будь он физический, умственный, творческий, играет важнейшую роль в жизни человека. Он не только является посредником получения материальных средств, но и основополагающим критерием в определении социального статуса человека. Кроме этого от характера и интенсивности трудовой деятельности в значительной степени зависят физическое и психическое состояния человека: его самочувствие, настроение, и т.д.

 
Следовательно, каждому человеку необходимо знать основы физиологии труда, как необходимо правильно построить режим труда и отдыха, чтобы увеличить производительность труда, не ухудшив свое самочувствие.

 
Но этого недостаточно знать для полномерного ведения трудовой деятельности, так как на человека оказывает огромное воздействие и условия, в которых он трудится. Производительность труда повышается за счет сохранения здоровья человека, повышения уровня использования рабочего времени, продления периода активной трудовой деятельности человека.

 
Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

 
Необходимо устанавливать оптимальный режим труда и отдыха, а для этого нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека. [2, 156.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список используемой литературы:

 
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. – М.: «Дашков  и Ко», 2008, с. 46 – 52.

 
2. Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Часть II: Безопасность в условиях   производства:  Учебное  пособие. - М: ФАИР - ПРЕСС,  2007,        с. 155 – 158.

 
3. Безопасность жизнедеятельности: Тексты лекций / Сост.: А.И. Павлов. –  М.: МИЭМП, 2006, с. 81 – 122.

  
4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2008, с. 51 – 70.

 
5. Ткаченко И.В., Жидкова О.И. Шпаргалка  по основам безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2006, с. 83 – 88.

 

 


Информация о работе Классификация условий трудовой деятельности человека