Контрольная работа по «Безопасность жизнедеятельности»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 20:23, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы: раскрыть особенности поведения человека в экстремальных ситуациях. Задачи: Просмотреть литературу по данной теме; Раскрыть особенности поведения человека в экстремальных ситуациях; Рассмотреть влияние экстремальной ситуации на психологическое и психофизиологическое состояние человека; Описать стили поведения человека в экстремальных ситуациях.
Содержание
Введение …………………………………………………………………… 3 1. Сущность и классификации экстремальных ситуаций ……………….4 2. Влияние экстремальной ситуации на психическое и психофизиологическое состояние человека …………………………...... 7 3. Особенности и стили поведения в экстремальной ситуации ………... 9 Заключение ……………………………………………………………….....11 Список использованной литературы …………………………………......12
1. Сущность
и классификации экстремальных ситуаций
……………….4
2. Влияние
экстремальной ситуации на психическое
и
психофизиологическое
состояние человека …………………………......
7
3. Особенности
и стили поведения в экстремальной ситуации
………... 9
Заключение
……………………………………………………………….....11
Список
использованной литературы …………………………………......12
Введение
В нашей повседневной жизни
могут возникать напряженные ситуации,
трудности которые требуют от человека
быстрых, точных и безошибочных действий.
Эффективность действий человека, коллектива,
руководителя от уровня готовности к ним.
Сегодняшние реалии говорят о том, что
к внезапно возникшим напряженным ситуациям
в профессиональной деятельности необходимо
заранее проводить со специалистами психологическую
подготовку. В мире много ученых, специалистов
проводят множество психологических исследований,
изучая поведение и деятельность человека
в экстремальных ситуациях. Одно из самых
важных это определение готовности человека
к напряженным ситуациям. Чем профессиональнее
человек будет подготовлен к напряженной
ситуации тем эффективнее будут его действия,
а следовательно будут предупреждены
факторы аварий и катастроф. Важно изучить
готовность человека, коллектива, руководителя
к напряженным ситуациям способам их преодоления
и обозначить выходы из таких ситуаций.
Цель работы: раскрыть особенности
поведения человека в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Просмотреть литературу по
данной теме;
Раскрыть особенности поведения
человека в экстремальных
ситуациях;
Рассмотреть влияние экстремальной
ситуации на психологическое и
психофизиологическое состояние человека;
Описать стили поведения человека
в экстремальных ситуациях.
1.Сущность и классификация
экстремальных ситуаций
Экстремальная ситуация - это
такое усложнение условий жизни и деятельности,
которое приобрело для личности, группы
особую значимость. Любая ситуация предполагает
включенность в нее субъекта. Поэтому
экстремальная ситуация воплощает в себе
единство объективного и субъективного.
Объективное — это крайне усложненные
внешние условия и процесс деятельности;
субъективное — психологическое состояние,
установки, способы действий в резко изменившихся
обстоятельствах1.
Экстремальная ситуация - понятие,
посредством которого дается интегративная
характеристика радикально или внезапно
изменившейся обстановки, связанных с
этим особо неблагоприятных или угрожающих
факторов для жизнедеятельности человека,
а также высокой напряженностью и риском
в реализации целесообразной деятельности
в данных условиях2.
Понятие экстремальной ситуации
отражает совокупность опасных
событий связанных с деятельностью
человека.
Экстремальная ситуация может
иметь разные формы проявления:
а) понижение организованности
поведения;
б) торможение действий и движения;
в) повышение эффективности
деятельности3.
При определении пригодности
человека к той или иной профессии необходимо
выявить его психологические свойства,
возможности в экстремальной ситуации
находить правильные варианты действий.
Экстремальные ситуации
(стихийные бедствия, катастрофы, аварии,
кризисы, конфликты), являющиеся порой
неизбежными реалиями деятельности людей
как в профессиональной среде так и реальной
жизни имеют несколько общих характеристик:
Внезапное наступление, высокая
подготовка к экстремальной ситуации;
Быстро развивающаяся ситуация,
требующая оперативного решения;
возрастание сложности протекающих
процессов в связи с прогрессирующими
изменениями и новизной ситуативных противоречий,
состояний;
релевантность, переход ситуации
в фазу нестабильности, выход к пределам,
критичности;
насыщенность ситуации неопределенностью
ряда изменений по причине их стохастичности,
непредвиденности и новизны;
нарастание напряженности для
субъектов экстремальной ситуации (в плане
ее осмысления, принятия решений, реагирования)
и др4.
Попытку построения полной классификации
ситуаций предпринимал Столяренко А.М.
Он разделил их на нормальные, параэкстремальные,
экстремальные и гиперэкстремальные.
По мнению Столяренко
А.М, к нормальным относятся ситуации
которые не создают трудностей и опасностей
для человека и требуют
обычных действий. Такая опасность
как правило заканчивается положительно.
В практике особых «профессий
риска» понятие экстремальной ситуации
применяется, в зависимости от акцентации
экстремогенных факторов таких как «критическая
ситуация», «нештатная,чрезвычайная ситуация».
Экстремальные ситуации отличаются
возникновением у человека
предельного напряжения и перенапряжения.
Они ставят перед личностью большие объективные
и психологические задачи. В случае их
возникновения резко снижается вероятность
успеха и возрастает риск отрицательных
последствий5.
Параэкстремальные ситуации
заставляют испытывать перенапряжение
и приводить неподготовленного человека
к неудачам.
Гиперэкстремальные ситуации
требуют от человека сверх усилия, превышающие
его способности. Они приводят к нарушениям
поведения и деятельности.
Экстремальная ситуация - это
такое усложнение условий деятельности,
которое приобрело для личности, коллектива
особую значимость. Другими словами, сложные
объективные условия деятельности становятся
напряженной ситуацией тогда, когда они
воспринимаются, понимаются, оцениваются
людьми как трудные, опасные и т. д6.
Ученые отмечают: сколько бы
не длилась экстремальная ситуация ее
последствия будут разрушительны для
человека. При этом проявляются типичные
симптомы соматических и психических
заболеваний.
2. Влияние экстремальной ситуации
на психическое и
психофизиологическое
состояние человека
На восприятие человеком ситуации
и оценки степени её трудности, экстремальности
оказывают влияние также следующие факторы:
степень позитивности самооценки, уверенность
в себе, уровень субъективного контроля,
наличие позитивного мышления, выраженность
мотивации достижения успеха. Поведение
личности в ситуации детерминировано
особенностями темперамента человека
(тревожность, темп реагирования и др.)
и его характера (выраженность определённых
акцентуаций)7.
В динамике состояния пострадавших
(без тяжелых травм) можно выявить 6 последовательных
стадий:
1.«Витальных
реакций» - длительность 5-15 минут. Поведение
полностью подчинено императиву сохранения
жизни. В основном инстиктивные формы
поведения. Состояние оцепенения.
2. «Стадия
острого психоэмоционального шока с явлениями
сверхмобилизации». Данная стадия идет
за состоянием оцепенения и длится
3-5 часов. В данный период преобладает
чувство отчаяния, сопровождавшееся ощущениями
головокружения и головной боли, а также
сердцебиением, сухостью во рту, жаждой
и затрудненным дыханием. Поведение в
этот период подчинено почти исключительно
императиву спасения близких . В это период
проявляются панические реакции которые
могут заражать окружающих.
3.«Стадия психофизиологической
демобилизации» - длительность до трех
суток. Происходит ухудшение самочувствия и психоэмоционального
состояния с преобладанием
чувства растерянности (вплоть до состояния
своеобразной прострации), отдельных панических
реакций (нередко» - иррациональной направленности,
но реализуемых без какого-либо энергетического
потенциала). Одновременно наблюдались
выраженные депрессивные тенденции, нарушения
функции внимания и памяти8.
4. «Стадия
разрешения» - длительность от 3 до 12 суток.
В этот период, по данным постепенно стабилизировались
настроение и самочувствие хотя и может
оставаться гипомимия (маскообразность
лица), снижение инонационной окраски
речи. К концу данного периода у пострадавших
появлялось желание высказаться. На фоне
субъективных признаков некоторого улучшения
состояния объективно отмечалось дальнейшее
снижение психофизиологических резервов
(по типу гиперактивации), прогрессивно
нарастали явления переутомления, существенно
уменьшались показатели физической и
умственной работоспособности.
5. «Стадия
восстановления» - начинается с конца
второй недели после воздействия экстремального
фактора. На этой стадии восстанавливается
диалог между людьми, нормализуется речь,
восстанавливается сон и появляется позитив
в общении.
6.
«Стадия оставленных реакций» - позже
(через месяц) у 12% - 22% пострадавших проявляется
нарушение сна, страхи, кошмарные сновидения,
галлюцинации, а признаки астено-невротических
реакций в сочетании с психосоматическими
нарушениями деятельности желудочно-кишечного
тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной
систем определялись у 75% пострадавших.
Одновременно нарастали внутренняя и
внешняя конфликтогенность, требующая
специальных подходов9.
3.
Особенности и стили поведения в экстремальных
ситуациях
Установлено, что поведенческие
реакции человека в экстремальных условиях,
их временные характеристики, вообще психофизиологические
возможности людей - величины чрезвычайно
вариативные, зависящие от особенностей
нервной системы, жизненного опыта, профессиональных
знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности10.
В настоящее время вывести единую
формулу поведения человека в экстремальной
ситуации не представляется возможным.
В тоже время психологические факторы
- индивидуальные качества, способности
человека, его навыки, готовность, установки,
общая и специальная подготовка, его характер
и темперамент - в сложной обстановке не
суммируются арифметически, а образуют
некий комплекс, который в конечном счете
реализуется либо в правильном, либо в
ошибочном действии11.
В общем виде экстремальная
ситуация оказывает сильное психологическое
воздействие на человека.
Можно выделить следующие стили
поведения в экстремальных ситуациях:
1. Поведение в состоянии
аффекта. Аффект сопровождается
возбуждением всей психической
деятельности. В результате человек
перестает понимать, что он делает.
Может произойти частичная потеря
памяти. Резко происходит потеря
контроля над действиями. В такой
период человек наносит себе
самое большее кол-во повреждений.
Но в практике встречаются
случаи, когда внезапно возникшее
сильное душевное волнение вызывает
противоправное или аморальное
поведение нескольких людей.
2. Поведение человека
в состоянии стресса. Стресс –
эмоциональное состояние, возникшее
у человека под влиянием экстремальной
ситуации, связанной с опасностью
при большом напряжении. Стресс
в отличии от аффекта может возникнуть
только при наличии экстремальной ситуации.
Стресс не только дезорганизует, но и мобилизует
защитные силы организации для выхода
из экстремальной ситуации. Отрицательная
черта стресса – действие на нервную систему,
вызывая болезни, а положительная заключается
в том что он выполняет мобилизационную
функцию.
Стрессовое состояние по-разному
влияет на человека, одни проявляют полную
беспомощность, другие наоборот в этот
момент показывают свои лучшие качества.
3. Поведение в состоянии
фрустрации. Особое место в рассмотрении
стресса занимает психологическое
состояние, возникающее вследствие
реальной или воображаемой помехи,
препятствующей достижению цели,
называющееся фрустрацией12.