Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:08, контрольная работа
БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.
1 (1). БЖД – как наука. Определение, цели, структура и задачи.
2(10). Негативные факторы производственной среды. Классификация, виды, источники.
3(16). Защита от электромагнитных, ионизирующих и радиоактивных излучений.
4(22). Виды ущербов в результате ЧС. Расчет ущербов.
5(48). Организация и проведение эвакуации.
6(51). Задача.
Содержание:
1 (1). БЖД – как наука. Определение, цели, структура и задачи.
2(10). Негативные факторы производственной среды. Классификация, виды, источники.
3(16). Защита от электромагнитных, ионизирующих и радиоактивных излучений.
4(22). Виды ущербов в результате ЧС. Расчет ущербов.
5(48). Организация и проведение эвакуации.
6(51).
Задача.
Ответы.
Теоретическая
часть:
БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни
и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».
Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.
Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного
взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей
в чрезвычайных ситуациях.
Аксиомы БЖД:
1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.
3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.
5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.
7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).
8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.
Безопасность жизнедеятельности - область научно-практической деятельности, направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека, среды его обитания от опасностей, а также на разработку и реализацию соответствующих средств и методов, создание и поддержание здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека.
Структура безопасности жизнедеятельности: безопасность всех народов (глобальная или международная); безопасность региона (региональная); безопасность нации (национальная); бытовая безопасность (безопасность существования человека); безопасность животного и растительного мира.
Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.
Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
- идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
- защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Основные функции БЖД - обеспечить безопасность труда и
жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:
- описание жизненного пространства;
- формирование требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т.д.;
- организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия;
- разработку и использование средств биозащиты;
- реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;
- обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.
Практическое
значение данной дисциплины исходит
из целей и задач, которые реализует
наука БЖД. Таким образом, основное
практическое значение БЖД – это защита
жизни и здоровья людей в чрезвычайных
ситуациях. Наука БЖД исследует мир
опасностей, действующих в среде
обитания человека, разрабатывает системы
и методы защиты человека от опасностей.
В современном понимании наука
о БЖД изучает опасности
производственной, бытовой и городской
среды как в условиях повседневной
жизни, так и при возникновении
ЧС техногенного и природного происхождения.
Изучение курса БЖД позволяет получить,
расширить и углубить знания в области
анатомо-физиологических свойств
человека и его реакциях
на воздействие негативных факторов; комплексного
представления об источниках, количестве
и значимости травмирующих и вредных
факторов среды обитания; принципов
и методов качественного и количественного
анализа опасностей; сформулировать
общую стратегию и принципы обеспечения
безопасности; подойти к разработке
и применению средств защиты в негативных
ситуациях с общих позиций.
2. Негативные факторы производственной среды. Классификация, виды, источники.
Производственная
среда – это часть техносферы,
обладающая повышенной концентрацией
негативных факторов. Основными носителями
травмирующих и вредных факторов в производственной
среде являются машины и другие технические
устройства, химически и биологически
активные предметы труда, источники энергии,
нерегламонтированные действия работающих,
нарушения режимов и организации деятельности,
а также отклонения от допустимых параметров
микроклимата рабочей зоны.
Травмирующие
и вредные факторы
Травмирующие
и вредные факторы
Таблица 1. Негативные факторы производственной среды
Группа факторов | Факторы | Источники и зоны действия факторов |
Физические | Запыленность воздуха рабочей зоны | Зоны переработки сыпучих материалов, участки выбивки и очистки отливок, сварки и плазменной обработки, обработки пластмасс, стеклопластиков и других хрупких материалов, участки дробления материалов и т п. |
Вибрации:
общие |
Виброплощадки, транспортные средства, строительные машины | |
локальные | Виброинструмент, рычаги управления транспортных машин | |
Акустические колебания: | ||
инфразвук | Зоны около виброплощадок, мощных двигателей внутреннего сгорания и других высокоэнергетических систем | |
шум | Зоны около технологического оборудования ударного действия, устройств для испытания газов, транспортных средств, энергетических машин | |
Физические | Статическое электричество | Зоны около ультразвуковых генераторов, дефектоскопов: ванны для ультразвуковой обработки |
Электромагнитные поля и излучения | Зоны около линий электропередач, установок ТВЧ и индукционной сушки, электроламповых генераторов, телеэкранов, дисплеев, антенн, магнитов | |
Инфракрасная радиация | Нагретые поверхности, расплавленные вещества, излучение пламени | |
Лазерное излучение | Лазеры, отраженное лазерное излучение | |
Ультрафиолетовая радиация | Зоны сварки, плазменной обработки | |
Ионизирующие излучения | Ядерное топливо, источники излучений, применяемые в приборах, дефектоскопах и при научных исследованиях | |
Электрический ток | Электрические сети, электроустановки, распределители, трансформаторы, оборудование с электроприводом и т д | |
Движущиеся машины, механизмы, материалы, изделия, части разрушающихся конструкций и т.п. | Зоны движения наземного транспорта, конвейеров, подземных механизмов, подвижных частей станков, инструмента, передач Зоны около систем повышенного давления, емкостей со сжатыми газами, трубопроводов, пневмо-гидроустановок | |
Высота, падающие предметы | Строительные и монтажные работы, обслуживание машин и установок | |
Острые кромки | Режущий и колющий инструмент, заусенцы, шероховатые поверхности, металлическая стружка, осколки хрупких материалов | |
Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов | Паропроводы, газоводы, криогенные установки, холодильное оборудование, расплавы | |
Химические |
Загазованность рабочей зоны | Утечки токсичных газов и паров из негерметичного оборудования, испарения из открытых емкостей и при проливах, выбросы веществ при разгерметизации оборудования, окраска распылением, сушка окрашенных поверхностей |
Запыленность рабочей зоны | Сварка и плазменная обработка материалов с содержанием Cr2O3, MnO, пересыпка и транспортирование дисперсных материалов, окраска распылением, пайка свинцовыми припоями, пайка бериллия и припоями, содержащими бериллий | |
Химические | Попадание ядов на кожные покровы и слизистые оболочки | Гальваническое производство, заполнение емкостей, распыление жидкостей (опрыскивание, окраска поверхностей) |
Попадание ядов в же-лудочно-кишечный тракт | Ошибки при применении жидкостей, умышленные действия | |
Биологические | Смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ) | Обработка материалов с применением эмульсолов |
Психофизиологические | Физические перегрузки: | |
статические | Продолжительная работа с дисплеями, работа в неудобной позе | |
динамические | Подъем и перенос тяжестей, ручной труд | |
нервно-психические перегрузки: | ||
умственное перенапряжение | Труд научных работников, преподавателей, студентов | |
перенапряжение анализаторов | Операторы технических систем, авиадиспетчеры, работа с дисплеями | |
монотонность труда | Наблюдение за производственным процессом | |
эмоциональные перегрузки | Работа авиадиспетчеров, творческих работников |
Примечание.
В тех случаях, когда в рабочей
зоне не обеспечены комфортные условия
труда, источником физических вредных
факторов могут быть повышенная или пониженная
температура воздуха рабочей зоны, повышенное
или пониженное атмосферное давление,
повышенные влажность и скорость движения
воздуха, неправильная организация освещения
(недостаточная освещенность, повышенная
яркость, пониженная контрастность, блесткость,
повышенная пульсация светового потока).
Вредные воздействия возникают также
при недостатке кислорода в воздухе рабочей
зоны.
Конкретные производственные условия характеризуются совокупностью негативных факторов, а также различаются по уровням вредных факторов и риску проявления травмирующих факторов.
К особо опасным работам на промышленных предприятиях относят:
– монтаж и демонтаж тяжелого оборудования массой более 500 кг;
– транспортирование баллонов со сжатыми газами, кислот, щелочных металлов и других опасных веществ;
– ремонтно-строительные и монтажные работы на высоте более 1,5 м с применением приспособлений (лестниц, стремянок и т. п.), а также работы на крыше;
– земляные работы в зоне расположения энергетических сетей;
– работы в колодцах, тоннелях, траншеях, дымоходах, плавильных и нагревательных печах, бункерах, шахтах и камерах;
– монтаж, демонтаж и ремонт грузоподъемных кранов и подкрановых путей; такелажные работы по перемещению тяжеловесных и крупногабаритных предметов при отсутствии подъемных кранов;
– гидравлические и пневматические испытания сосудов и изделий;
– чистка
и ремонт коллов, газоходов, циклонов
и другого оборудования котельных
установок, а также ряд других работ.
Источниками негативных воздействий на производстве являются не только технические устройства. На уровень травматизма оказывают влияние психофизическое состояние и действия работающих. На рис. 2.2 показаны статистические данные (А.В. Невский) о травматизме у строителей в зависимости от их трудового стажа. Характер изменения травматизма в начале трудовой деятельности I обусловлен отсутствием достаточных знаний и навыков безопасной работы в первые трудовые дни и последующим приобретением этих навыков. Рост уровня травматизма при стаже 2...7 лет (II) объясняется во многом небрежностью, халатностью и сознательным нарушением требований безопасности этой категорией работающих. При стаже 7...21 г. динамика травматизма (III) определяется приобретением профессиональных навыков, осмотрительностью, правильным отношением работающих к требованиям безопасности. Для зоны II характерно некоторое повышение травматизма, как правило, обусловленное ухудшением психофизического состояния работающих.
Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"