Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:58, реферат
Целью данной работы, является рассмотрение мулькультурализма в современном мире.
Введение 3
Мультикультурализм в современном мире 5
Типы мультикультурных обществ 8
Проблемы мультикультурализма 13
Заключение 16
Литература 18
Федеральное государственно бюджетное образовательное учреждение.
Высшего профессионального образования.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при президенте РФ.
Сибирский институт управления.
Факультет государственного и муниципального управления.
Кафедра политических наук и технологий.
Реферат на тему: «Мультикультурализм в современном мире».
Выполнила:
студентка группы №12124
Кошляк Е.И.
Проверил:
старший преподаватель
Малышев А.Ю.
Новосибирск 2012
Введение 3
Мультикультурализм в современном мире 5
Типы мультикультурных обществ 8
Проблемы мультикультурализма 13
Заключение 16
Литература 18
Мультикультурализм и его проявление в литературе очень актуально для современного мира, поскольку отражает изменения взглядов на культуру в целом и на литературу в частности. Это явление характерно для тех стран, где наблюдается сосуществование различных культур, которые не пошли по пути ассимиляции, а сохранили и продолжают культивировать свою самобытность и уникальность. В последние годы изменилось положение, которое занимали литературы этнических меньшинств. Они стали играть значительную роль в общем литературном потоке. Более того, мультикультурализм привел к пересмотру всего литературного канона в целом. Множество различных культур, о существовании которых мы ранее не знали, или они были скрыты в рамках основного канона, получили возможность создать свое особенное культурное пространство, а в литературе этнических меньшинств мультикультуральная парадигма привела к созданию своей системы персонажей.
Важнейшей особенностью идеологии мультикультурализма является то, что категория «культуры» ставится на место «этноса», «этничности», «национальности» и т.п. Обращение именно к понятию «культуры» означает определенный позитивный сдвиг в области общественного и научного сознания («культурный поворот»), связанный с осознанием того факта, что культурные различия играют громадную роль в социальной жизни, а их игнорирование ведет к недоразумениям, имеющим иногда трагическиепоследствия. Анализ данных проблем показывает социальную значимость культурологических исследований, необходимость их дальнейшего широкого и углубленного развития. Культура XXI в. видится как мировой интеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этносов и этнических культур. Человек в современной социокультурнойситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.
Данную тему изучали как зарубежные ученые :Ж.-Л. Ам-селль, К.О. Апель, Р. Бернстайн, М. Вьевьорка, так и отечественные: А.И. Куропятник,A.A. Борисов, Т.П. Волков.
Целью данной работы, является рассмотрение мулькультурализма в современном мире.
Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология[6].
Мультикультурализм до сих пор является одним из наиболее расплывчатых терминов политического лексикона, означающим лишь то, что в него вкладывает каждый говорящий. Защитники мультикультурализма рассматривают его как характеристику современного общества, представленного многообразием культур и как сугубо культурологический принцип, заключающийся в том, что люди разной этничности, религии, рас должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего культурного своеобразия. Такой подход, как правило, не встречает возражений среди серьезных европейских политиков. Они выступают против других сторон мульткулькутрализма, рассматривая его сквозь призму государственной политики[7].
Важным отличием от
политического либерализма
Россия, как и многие страны, «обречена» на мультикультурализм. Во-первых, идеи мультикультурализма постепенно усваиваются российским интеллектуальным сообществом. В связи с этим остро стоит вопрос о преодолении ряда недостатков мультикультурализма и его перспективах с точки зрения будущей направленности в русло справедливости, признания, открытости, реального диалога культур. Во-вторых, для России проблема интеграции не может быть ограничена вопросом включения мигрантов в сообщество, так как национальные меньшинства в России – это, прежде всего, народы, живущие преимущественно на своей исторической территории. В этом состоит специфика России как многонационального общества. Продуманная политика, касающаяся всех сторон общественной жизни, в первую очередь, культуры, способна снизить остроту социального неравенства и предупредить конфликт. В-третьих, в России есть все законы, защищающие права человека, они соответствуют всем нормам международного права, прежде всего, речь идет о Конституции РФ, в которой основополагающее место занимают статьи о защите прав гражданина. Российское законодательство и ратифицированные международные акты, создание Ассамблеи народов России представляют не только достаточную юридическую основу для профилактики и пресечения конфликтов на почве национальной, расовой, социальной и конфессиональной вражды, но и предпосылки мультикультурной модели построения общества в России. В третьем параграфе «Поиск практических и теоретических решений проблем мультикультурализма в современной России» акцентируется внимание на поиске решений проблем мультикультурализма в современном российском обществе в условиях мультикультурализма. Ощутимые противоречия процесса становления и развития политики мультикультурализма, характеризующие российское общество в различных его областях, приводят к необходимости переосмысления идей и установок, закрепившихся и бытовавших в нем в течение длительного времени[5].
В настоящее время политика мультикультурализма является составной частью антинациональной политики, проводимой правительством РФ, а также правительствами государств Европы и Северной Америки.
В настоящее
время бытуют всевозможные, порой
полярные точки зрения на роль и
перспективы
В современном мире не существует более единой системы власти и господства, а множество систем, находящихся подчас в состоянии конфликта друг с другом. Конфликт этот может разворачиваться и на символическом уровне. Борьба против различных форм расового, этнического, гендерного господства есть выражение противоборства старой, патриархальной системы колониализма, в которой эти различия (дифференции) носили функциональный характер, и более современной, для которой эти различия утратили былую оправданность и могут даже рассматриваться как препятствие. Этот сдвиг знаменует становление глобального, мультинационального капитализма и позволяет осознать разницу между мультикультурализмом, как инструментом этнитизации и «дымовой завесы», и тем, на который ссылается Жижек, - мультикультурализм, для которого все эти различия по большому счету уже несущественны.Различные подходы к этому феномену подтверждают тем самым, что данное понятие имеет сложную структуру. С точки зрения происхождения и социальной динамики можно выделить четыре основных типа мультикультурных обществ
1. До современные империи.
Досовременные империи лишь отчасти и случайно, если вообще стремились к культурной интеграции своих подданных. Такие империи были образованы в результате завоеваний (иногда благодаря династическим бракам или наследованию); имперская власть требовала от своих подданных лишь подчинения и признания своего верховенства, дани и/или налогов. Как правило, эти империи отличала высокая степень религиозного, языкового и нормативного (законы плюс обычаи) разнообразия.
2. Поселения Нового Света.
Обе Америки
и Австралия были завоеваны, а
не «открыты». Они претерпели депопуляцию
как следствие геноцида и были
вновь заселены в результате крупномасштабных
иммиграций из Европы. За исключением
Гватемалы и Боливии
3. (Бывшая) Колониальная зона.
Обширная область,
простирающаяся от Западной Африки через
Индийский субконтинент и архипелаг
Юго-Восточной Азии к тому, что
сейчас называется Папуа. Новая Гвинея,
была завоевана и подчинена
4. Пост национальная мульти культурность.
Современное
понятие мультикультурности (мультикультурализма)
порождено именно такой культурной динамикой,
которая не была ни донациональной, как
в досовременных империях, ни создающей
нации, как в Новом Свете и эксколониальной
зоне. Она постнациональна, поскольку
возникла уже после успешного создания
наций, и разворачивается в границах национальных
государств. Ее развитие связано с массовым
распространением высшего образования
в 1960-х годах и с новыми аудиовизуальными
и музыкальными массовыми культурами.
Таким образом, по С. Жижеку, к возникновению
постнациональногомультикультур
Проблема мультикультурализма, впервые поставленная в 60-е годы XX века, активно обсуждается в современных работах по политологии, социологии, философии и культурологии.
Сегодня большинство
государств хотя бы в некоторой степени
отличается культурным многообразием.
Торговля, туризм, международный диалог
ученых и деятелей искусства, мобильность
квалифицированных специалистов и
миграция приводят к тому, что в
большинстве стран проживает
значительное число людей, принадлежащих
к другим культурам. Практически
везде можно встретить
Таким образом, политика мультикультурализма является ответом национального госудаоства на социокультурный вызов.
Современная социально-политическая мысль, предполагая создание единого планетарного этноса в отдаленном будущем, призывает к согласованию ценностей через тесное взаимодействие самых разнообразных культур мира. Однако не следует забывать, что культура всегда национальна, никогда не интернациональна, и вместе с тем она сверхнациональна по своим достижениям и универсальна по своим основам. Таким образом, согласование культур столкнется с проблемой потенциального конфликта ценностей, вследствие выработки «полного списка ценностей» всех культур.
Доктрину мультикультурализма можно рассматривать как продолжение попыток разрешить проблему взаимодействия разных сообществ, а этой проблеме не одна тысяча лет, она сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Взаимодействие может происходить различными путями – от насильственного насаждения чуждых верований и ценностей до практически полного слияния культур. Однако более приемлем здесь путь диалога культур. Диалог – это, по определению, форма общения (коммуникации) двух и более равноправных участников, в основе которого лежат общие интересы сторон и целью которого является взаимопонимание и совместная реализация поставленных задач. Фундаментом любого диалога (а межнационального диалога в особенности) должны быть принципы взаимоуважения и равноправного партнерства.
Ряд проблем: мультикультуроное общество уязвимо, трудно управляемо, непредсказуемо. Для построения его требуется воспитать в каждом члене общества ответственную, толерантную личность. Но это пока трудно разрешимая задача даже в тех обществах, которые декларируют толерантность как первоочередную ценность и добродетель.