Организация и функции служб охраны труда на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

Эффективный и безопасный труд возможен только в том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов в области охраны труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организация охраны труда на производстве…………………………………4
2. Обязанность работника выполнять требования нормативных актов об охране труда……………………………………………………………………….5
3. Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий…………………………………………………………………………..6
4. Обучение по вопросам охраны труда………………………………………...7
5. Финансирование охраны труда ……………………………………………….8
6. Регулирование охраны труда в коллективном договоре (соглашении в трудовом договоре)………………………………………………………….........9
7. Служба охраны труда на предприятии………………………………………10
8. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний………………………………………………………………………13
9. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия………………………...14
10. Информация и отчетность о состоянии охраны труда……………………14
11. Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране труда……………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Безопасность жизнедеятельности.docx

— 30.97 Кб (Скачать файл)

Средства отраслевых и государственного фондов охраны труда расходуются на осуществление отраслевых и национальных программ по вопросам охраны труда, научно-исследовательских и проектно-конструкторских программ, на содействие становлению и развитию специализированных предприятий и производств, творческих коллективов, научно-технических центров, экспертных групп, на поощрение трудовых коллективов и отдельных лиц, плодотворно работающих над решением проблем охраны труда.

В государственный, региональный и отраслевые фонды охраны труда направляются наряду со средствами государственного или местных бюджетов, отчислениями предприятий и другими поступлениями средства, полученные от применения органами государственного надзора штрафных санкций к собственникам согласно статье 31 настоящего Закона, а также средства от взыскания этими органами штрафа с работников, виновных в нарушении требований по охране труда.

Средства фондов охраны труда не подлежат обложению налогом. Расходы на охрану труда, предусматриваемые в государственном и местных бюджетах, выделяются отдельной строкой.

6. Регулирование  охраны труда в коллективном  договоре (соглашении в трудовом  договоре)

В коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре) стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и аварий.

 

7. Служба охраны  труда на предприятии

Собственник создает на предприятии службу охраны труда. Типовое положение об этой службе утверждается Государственным комитетом по надзору за охраной труда. На предприятии производственной сферы с количеством работающих менее 50 человек функции этой службы могут исполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку.

Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителям предприятия и приравнивается к основным производственно-техническим службам.

Специалисты по охране труда имеют право выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда, требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам или не выполняющих нормативов по охране труда, приостанавливать работу производства, участков, машин, механизмов, создающих угрозу жизни или здоровья работающих; направлять руководителю предприятия представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда. Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь руководитель предприятия.

Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.

Соблюдение требований по охране труда при проектировании, строительстве (изготовлении) и реконструкции предприятий, объектов и средств производства.

Производственные здания, сооружения, оборудования, транспортные средства, которые вводятся в действие после строительства или реконструкции, и технологические процессы должны соответствовать нормативным актам об охране труда.

Проектирование производственных объектов, разработка новых технологий, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих должны производиться с учетом требований по охране труда. Запрещается строительство (реконструкция, техническое переоснащение) производственных объектов, изготовление и внедрение новых технологий и указанных средств без предварительной экспертизы (проверки) проектной документации на их соответствие нормативным актам об охране труда. Финансирование этих работ может производиться только после получения положительных результатов экспертизы.

Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и социально-культурного назначения, изготовление и передача в производство образцов новых машин, механизмов, оборудования и других средств производства, внедрение новых технологий без разрешения органов государственного надзора за охраной труда запрещается.

Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за соблюдением проектных решений по вопросам охраны труда при строительстве и эксплуатации запроектированных ими предприятий и объектов. Авторский надзор осуществляется на основании договора, заключаемого проектной организацией с собственником.

Машины, механизмы, оборудование, транспортные средства и технологические процессы, внедряемые в производство и в стандартах на которые имеются требования по обеспечению безопасности труда, жизни и здоровья людей, должны иметь сертификаты, удостоверяющие безопасность их использования, выданные в установленном порядке.

Собственник, создавший новое предприятие, обязан получить от органов государственного надзора за охраной труда разрешение на начало его работы.

Экспертиза проектов, приемка в эксплуатацию производственных объектов и выдача разрешений на начало работы предприятия производится Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Приемка в эксплуатацию новых и реконструированных производственных объектов производится с участием представителей профессиональных союзов.

Технологические процессы, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, приобретенные за границей, допускаются в эксплуатацию лишь при условии соответствия их нормативным актам об охране труда и охране окружающей среды, действующим в Украине.

Запрещается применение в производстве вредных веществ, на которые не разработаны предельно допустимые нормативы (концентрации), методика, средства метрологического контроля и которые не прошли токсикологическую экспертизу.

В случае поступления на предприятие новых опасных веществ или наличия такого количества опасных веществ, которое требует принятия дополнительных мер безопасности, собственник обязан заблаговременно уведомить об этом орган государственного надзора за охраной труда, разработать и согласовывать с ним меры по защите здоровья и жизни работников, населения и охране окружающей природной среды.

 

8. Расследование  и учет несчастных случаев, профессиональных  заболеваний

Собственник должен проводить расследование и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в соответствии с положением, которое разрабатывается Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда при участии профсоюзов и утверждается Кабинетом Министров Украины.

Расследование проводится при участии представителя профсоюзной организации, членом которой является потерпевший, а в случаях, предусмотренных законодательством, также при участии представителей органов государственного надзора, управления охраной труда и профсоюзов.

По итогам расследования несчастного случая или профессионального заболевания собственник составляет акт по установленной форме, один экземпляр которого он обязан выдать потерпевшему или другому заинтересованному лицу не позднее трех дней с момента окончания расследования.

В случае отказа собственника составить акт о несчастном случае или профессиональном заболевании либо несогласия потерпевшего или другого заинтересованного лица с содержанием акта вопрос разрешается в порядке, предусмотренным законодательством о рассмотрении трудовых споров. Органы по рассмотрению трудовых споров при необходимости получают соответствующее заключение представителя органа государственного надзора, или органа государственного управления охраной труда, или профсоюзного органа.

 

9. Комиссия по  вопросам охраны труда предприятия

         На предприятии с числом работающих более 50 человек решением трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда.

Комиссия состоит из представителей собственника, профсоюзов, уполномоченных трудового коллектива, специалистов по безопасности, гигиене труда и представителей других служб предприятия.

Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия утверждается Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда по согласованию с профсоюзами.

 

10. Информация и отчетность о состоянии охраны труда

Собственник обязан информировать работников о состоянии охраны труда, причинах аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о принятых мерах для их устранения и для обеспечения на предприятии условий и безопасности труда на уровне нормативных, требований. Государственные органы управления охраной труда информируют население Украины, соответствующего региона, работников отрасли и трудовые коллективы о реализации государственной политики по охране труда, выполнении национальных, территориальных или отраслевых программ по этим вопросам, об уровне и причинах аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о выполнении своих решений по охране жизни и здоровья работников. На государственном уровне ведется единая государственная статистическая отчетность по вопросам охраны труда.

 

11. Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране труда

С целью объединения коллективов предприятий, ученых, специалистов по охране труда и отдельных граждан для улучшения охраны труда, защиты работников от производственного травматизма и профессиональных заболеваний могут создаваться ассоциации, общества, фонды и иные добровольные объединения граждан, действующие в соответствии с законодательством.

 

Заключение

В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ (ТК), Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Нормативная документация определяет требования к условиям труда, т.е. к уровню вредных производственных факторов.

Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов, созданию и применению средств защиты.

Нормы и правила по охране труда подразделяются на единые (федеральные), межотраслевые и отраслевые.

Инструкции по охране труда бывают типовыми (для рабочих основных предприятий), отраслевыми и действующими в масштабе предприятия. В настоящее время основными видами нормативно-технической документации является действующая система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий.

Организация работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется его непосредственному руководители или главному инженеру, проводит свою работу совместно с другими подразделениями предприятия и во взаимодействии с комитетом профсоюза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора по плану, утвержденному руководителем или главным инженером предприятия.

Высший надзор за исполнением законов о труде и правил по охране труда министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами возлагается на Генеральную прокуратуру РФ. Кроме того, контроль за охраной труда в нашей стране осуществляют и другие органы надзора. Контроль за охраной труда можно условно разделить на государственный, государственный профсоюзный, ведомственный, профсоюзный общественный, административно-общественный.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Конституция Российской  Федерации. – М.: Проспект, 1999. – 48 с.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации. – М.: Проспект, 1999. – 850 с.

3. Трудовой кодекс Российской  Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). – Ст. 3.

4. Федеральный закон «Об  основах охраны труда в Российской  федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. - Ст. 3702.

5. Постановление Правительства  Российской Федерации «Об утверждении  Положения о расходовании и  учете несчастных случаев на  производстве» от 11 марта 1999 г. № 379 // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 13. - Ст. 1595.

6. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2000. – 678 с.

7. Охрана труда. – М.: ПРИОР, 1999. – 144 с.

Информация о работе Организация и функции служб охраны труда на предприятиях