Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:39, контрольная работа
Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Основные характеристики чрезвычайной ситуации………………………..5
2. Психоэмоциональные состояния…………………………………………….8
3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям………….9
4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях………………..11
4. 1. Паника……………………………………………………………….11
4.2 Профилактика панических реакций………………………………..12
4.3. Психическая напряженность………………………………………...14
4.4. Страх, как фактор риска в ЧС……………………………………….16
5. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………….16
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, ее этапы……………...18
7. Психические состояния сотрудников, особенности их проявления в критических ситуациях профессиональной деятельности……………………19
8. Тест №7………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24
4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях
4. 1. Паника
Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.
Групповое поведение
людей связано с одним и
тем же внешним событием и зависит
от таких эмоциональных факторов,
которые связаны с групповым
умонастроением, а не с индивидуальными
свойствами психики человека. Об этом
говорит статистика катастроф, судьбы
пострадавших, действия спасателей и
поведение окружающего
Поведение людей
в экстремальных ситуациях
Случаи рационального,
адаптивного поведения человека
с психическим контролем и
управлением эмоциональным
Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.
Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда человек ощущает угрозу своей жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы. В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”. Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.
4.2 Профилактика панических реакций
1) Основу профилактики
любых психологических явлений
составляет анализ
2) Профотбор лиц
для работы на опасных видах
труда и особенно
3) Обучение проблемам
обеспечения безопасности и
- знать свои обязанности
по профилактике ЧС и нести
ответственность не только за
возникновение несчастных
- иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;
- знать графики работы смен и схемы действий в критических ситуациях;
- участвовать не
только в деловых играх, но
и в аварийных играх, что
способствует познанию
4) Основной задачей
в ЧС и во время катастрофы
является сохранение
5) Руководство массой
людей составляет основу
6) Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).
7) В острой ситуации
или угрожающей обстановке
8) В структуре
руководства массой людей
Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования лифтом (остановка и невозможность его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.
4.3. Психическая напряженность
Психическая напряженность - Психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи и негативно влияющее на деятельность (разрущающее деятельность). Психическая напряженность оказывает понижающее влияние на устойчивость психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности.
Психической напряженности свойственны:
- дезорганизация психической деятельности
- существенные отклонения в психомоторике
- глубокие сдвиги в
нейродинамических
- ярко проявленное чувство
общего физического и
- жалобы на нарушение
деятельности соматических
- отрицательный эмоциональный фон и падение настроения
- ощущение тревоги,
- острое ожидание неудачи
- ухудшение восприятия и внимания
- ухудшение мышления, снижение умственной работоспособности
- низкая помехоустойчивость, отвлекаемость
- снижение объема
- ригидность поведения, склонность к шаблонам
Психическая напряженность
1. Тормозная. В первую
очередь наблюдается
2. Импульсивная. В первую
очередь проявляется
3. Генерализованная. Сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация, снижение темпа работы и нарастание количества ошибок.
4.4. Страх, как фактор риска в ЧС
Страх вредит ? А может приносит только пользу ? В ситуации ЧС на эти вопросы однозначного ответа нет. Тут все зависит от обстоятельств, в которых оказался человек..
Совершаемые действия под влиянием страха в одних случаях могут принести положительную динамику, в -других ускорить гибель.
Страх приходит не только в момент ЧС. Любое неожиданное событие может послужить толчкам к появлению и нагнетанию страха. Например :
- Резкое ухудшение, изменение метеоусловий
- Выход из строя средств связи
- Поломка средств передвижения
- Потеря ориентировки
- Ухудшение самочувствия...
- Страх при долговременном выживании приобретает иной вид:
- Депрессивное состояние
- Состояние постоянной напряженности.
Как это может проявляться ? Человека покидает надежда на спасение , он становится пассивным, исчезает интерес к происходящему. Вялая реакция на угрожающие ситуации. Нельзя исключать истерику и попытки суицида.
5. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях
Достоверный источник информации
в период стихийных бедствий и
ликвидации их последствий ассоциируется
у местных жителей с
Местные СМИ (по сравнению с центральными) в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий обладают большей эффективностью воздействия на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного района непосредственно включаются в экстремальные условия его жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.
Информационные сообщения
для жителей населенных пунктов,
подвергшихся стихийному бедствию, должны
проходить оперативную
Мероприятия по ликвидации
последствий стихийных бедствий
желательно “привязывать” к естественным
циклам и суточным ритмам жизнедеятельности
человека (если, конечно, приостановка
аварийно-восстановительных
Недостаток информации о событии способствует возникновению слухов и любой дезинформации. Если власть запаздывает с информированием населения, естественно, появляются распространители слухов, сплетен.
Объективно успокаивает любая информация, исходящая из доверительного источника. Люди, и в первую очередь взрослые, нуждаются в правдивой информации, исходящей от властей или от компетентных специалистов. Чаще более спокойно и уверенно чувствуют себя те, кто находится ближе к источнику информации, даже если она не самая обнадеживающая.
В меньшей степени страдают люди, которые с самого начала чрезвычайного события включились в практическую, общественно полезную деятельность (практически не остается психических проявлений).
Необходимо продолжать изучать и обобщать опыт (в том числе и зарубежный) психологического информационного воздействия на население в период различных ЧС.
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, ее этапы