Особенности проявления психики личности и психологии коллектива в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:39, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Основные характеристики чрезвычайной ситуации………………………..5
2. Психоэмоциональные состояния…………………………………………….8
3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям………….9
4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях………………..11
4. 1. Паника……………………………………………………………….11
4.2 Профилактика панических реакций………………………………..12
4.3. Психическая напряженность………………………………………...14
4.4. Страх, как фактор риска в ЧС……………………………………….16
5. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………….16
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, ее этапы……………...18
7. Психические состояния сотрудников, особенности их проявления в критических ситуациях профессиональной деятельности……………………19
8. Тест №7………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

бж.docx

— 47.60 Кб (Скачать файл)

 

 

4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях

4. 1. Паника

 

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение  большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом  внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые  затрагивают интересы всех людей. Это  сопряжено с реальными или  потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется  заметной дезорганизацией общественного  порядка.

Групповое поведение  людей связано с одним и  тем же внешним событием и зависит  от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым  умонастроением, а не с индивидуальными  свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и  поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций.

Поведение людей  в экстремальных ситуациях делится  на две категории.

Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и  управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных  ситуациях не наблюдалось патологического  поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

Случаи, носящие  негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации  к обстановке, когда люди своим  нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают  число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.

Панические реакции  могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда  человек ощущает угрозу своей  жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно  подвергаются чувству массового  страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может  быть не более 2 % от числа всей группы. В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”. Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно.

 

4.2 Профилактика панических реакций

 

1) Основу профилактики  любых психологических явлений  составляет анализ особенностей  возникновения и течения различных  форм индивидуальных и коллективных  реакций страха (паники).

2) Профотбор лиц  для работы на опасных видах  труда и особенно руководителей  производственных коллективов (существуют  личности с повышенным уровнем  риска). Накопленный опыт изучения  катастрофических ситуаций позволяет  утверждать положение о наличии  лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию несчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

3) Обучение проблемам  обеспечения безопасности и воспитательная  работа по формированию в сознании  людей осторожности, предупреждению  и разумному поведению в аварийных  и чрезвычайных ситуациях. Человек,  работающий на опасных производствах  должен: 

- знать свои обязанности  по профилактике ЧС и нести  ответственность не только за  возникновение несчастных случаев,  но и за характер своих действий  при руководстве массами при  пожарах и других ЧС;

- иметь психологическую  готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар  или другие явления — это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей;

- знать графики  работы смен и схемы действий  в критических ситуациях;

- участвовать не  только в деловых играх, но  и в аварийных играх, что  способствует познанию проблемы  и формированию автоматизма действий  в ЧС.

4) Основной задачей  в ЧС и во время катастрофы  является сохранение спокойствия  людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными  средствами и примером действий  окружающих лиц. Люди должны  знать и понимать, что народ  в условиях давки гибнет.

5) Руководство массой  людей составляет основу профилактики  паники. Паническая реакция — это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват “руководства” действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крики) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически без оценки сложившейся ситуации. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.

6) Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери). Так, солдаты, привлеченные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха в отличие от ничем не занятых людей (Ленинакан).

7) В острой ситуации  или угрожающей обстановке необходимо  убирать (фиксировать) людей, способных  индуцировать страх и вовлечь  людей в опасную деятельность. Их влияние на окружающих должно  быть приостановлено, так как  может произойти индукция (передача) их действий массе людей.

8) В структуре  руководства массой людей большую  роль играет система оповещения: громкоговорящее оповещение, световые  и звуковые сигналы, указатели  выходов, направления движения  и другие средства.

Громкоговорящее оповещение населения (громкоговорители на улицах, в помещениях) позволяет обеспечить безопасность поступков лиц, находящихся  в кризисной (катастрофической) ситуации. Сообщается об опасности пользования  лифтом (остановка и невозможность  его покинуть) и даются указания о действиях по защите и выходу из опасной зоны и т. д.

 

4.3. Психическая напряженность 

 

Психическая напряженность - Психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи и негативно влияющее на деятельность (разрущающее деятельность). Психическая напряженность оказывает понижающее влияние на устойчивость психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности. 

Психической напряженности  свойственны: 

- дезорганизация психической  деятельности 

- существенные отклонения  в психомоторике 

- глубокие сдвиги в  нейродинамических характеристиках 

- ярко проявленное чувство  общего физического и психического  дискомфорта 

- жалобы на нарушение  деятельности соматических органов

- отрицательный эмоциональный  фон и падение настроения 

- ощущение тревоги, беспокойства, неуверенности 

- острое ожидание неудачи 

- ухудшение восприятия  и внимания 

- ухудшение мышления, снижение  умственной работоспособности 

- низкая помехоустойчивость, отвлекаемость 

- снижение объема кратковременной  и оперативной памяти 

- ригидность поведения,  склонность к шаблонам 

 
   Психическая напряженность бывает  трех видов: 

1. Тормозная. В первую  очередь наблюдается замедление  интеллектуальных операций, снижение  качеств внимания, затруднения формирования  новых навыков, общая негибкость  поведения. 

2. Импульсивная. В первую  очередь проявляется увеличение  количества ошибок при сохранении  или даже увеличении темпа  работы, склонность к малоосмысленным,  импульсивным действиям.

3. Генерализованная. Сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация, снижение темпа работы и нарастание количества ошибок.

 

 

4.4. Страх, как фактор риска в ЧС

 

Страх вредит ? А может приносит только пользу ? В ситуации ЧС на эти вопросы однозначного ответа нет. Тут все зависит от обстоятельств, в которых оказался человек..

Совершаемые действия под  влиянием страха в одних случаях  могут принести положительную динамику,  в -других ускорить гибель.

Страх приходит не только в  момент ЧС. Любое неожиданное событие  может послужить толчкам к  появлению и нагнетанию страха. Например :

- Резкое ухудшение, изменение метеоусловий

- Выход из строя средств связи

- Поломка средств передвижения

- Потеря ориентировки

- Ухудшение самочувствия...

- Страх при долговременном выживании приобретает иной вид:

- Депрессивное состояние

- Состояние постоянной напряженности.

Как это может проявляться ? Человека покидает надежда на спасение , он становится пассивным, исчезает интерес к происходящему. Вялая реакция на угрожающие ситуации. Нельзя исключать истерику и попытки суицида.

 

5. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях

 

Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и  ликвидации их последствий ассоциируется  у местных жителей с центральным  для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных  психоэмоциональных реакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органы власти на уровне глав районов городов, поселков информационными ресурсами субъекта Федерации и федерального центра.

Местные СМИ (по сравнению  с центральными) в период стихийных  бедствий и ликвидации их последствий  обладают большей эффективностью воздействия  на сознание людей, поскольку газеты, телевидение, радио того или иного  района непосредственно включаются в экстремальные условия его  жизнедеятельности, в процесс ликвидации последствий ЧС.

Информационные сообщения  для жителей населенных пунктов, подвергшихся стихийному бедствию, должны проходить оперативную психологическую  экспертизу. Для всех источников информации следует готовить соответствующие  рекомендации, основанные на знании психологических  закономерностей восприятия и переработки  людьми информации в условиях стресса.

Мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий желательно “привязывать” к естественным циклам и суточным ритмам жизнедеятельности  человека (если, конечно, приостановка аварийно-восстановительных работ  или их замедление не грозит появлением новых жертв).

Недостаток информации о  событии способствует возникновению  слухов и любой дезинформации. Если власть запаздывает с информированием  населения, естественно, появляются распространители слухов, сплетен.

Объективно успокаивает  любая информация, исходящая из доверительного источника. Люди, и в первую очередь  взрослые, нуждаются в правдивой  информации, исходящей от властей  или от компетентных специалистов. Чаще более спокойно и уверенно чувствуют  себя те, кто находится ближе к  источнику информации, даже если она  не самая обнадеживающая.

В меньшей степени страдают люди, которые с самого начала чрезвычайного  события включились в практическую, общественно полезную деятельность (практически не остается психических  проявлений).

Необходимо продолжать изучать  и обобщать опыт (в том числе  и зарубежный) психологического информационного  воздействия на население в период различных ЧС.

 

6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, ее этапы

Информация о работе Особенности проявления психики личности и психологии коллектива в чрезвычайных ситуациях