Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:39, контрольная работа
Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, руководителей к действиям в экстремальных ситуациях.
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх - это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Основные характеристики чрезвычайной ситуации………………………..5
2. Психоэмоциональные состояния…………………………………………….8
3. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям………….9
4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях………………..11
4. 1. Паника……………………………………………………………….11
4.2 Профилактика панических реакций………………………………..12
4.3. Психическая напряженность………………………………………...14
4.4. Страх, как фактор риска в ЧС……………………………………….16
5. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях……………………………………………………….16
6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, ее этапы……………...18
7. Психические состояния сотрудников, особенности их проявления в критических ситуациях профессиональной деятельности……………………19
8. Тест №7………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24
Все задачи по ликвидации последствий ЧС выполняются поэтапно в определенной последовательности, в максимально короткие сроки.
На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения, предотвращению развития или по уменьшению воздействия последствий ЧС и подготовке к выполнению спасательных и других неотложных работ.
Основные мероприятия по экстренной защите населения: оповещение об опасности; использование средств защиты; соблюдение режимов поведения; эвакуация из опасных зон; применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим медицинской и других видов помощи.
Производится локализация очага поражения, приостановка или изменение технологического процесса, предупреждение и тушение пожаров. Проводится разведка очага поражения и оценка сложившейся обстановки.
Второй этап – проведение спасательных и других неотложных работ, которые ведутся непрерывно с необходимой сменой спасателей и ликвидаторов.
Спасательные работы включают розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств; эвакуация людей из опасных зон; оказание пострадавшим первой помощи.
Неотложные работы: локализация и тушение пожаров, разборка завалов, укрепление конструкций, восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, проведение санитарной обработки, дезактивации, дегазации, дезинфекции и т.д. Особое внимание уделяется размещению пострадавшего населения, обеспечение его продовольствием, водой, оказанию медицинской, материальной, финансовой помощи.
На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения: восстановление жилья, возведение временных жилых построек, восстановление энерго- и водоснабжения, линий связи, санитарная очистка очага поражения, оказание населению помощи. Производится реэвакуация (возвращение) эвакуированного населения. Начинаются работы по восстановлению функционирования хозяйственных объектов.
7. Психические состояния сотрудников, особенности их проявления в критических ситуациях профессиональной деятельности
Когда сотрудники спецподразделений МВД России принимают участие в операциях по освобождению заложников, задержанию вооруженных преступников и т.п., то их действия осуществляются также экстремальных условиях. В отличие от многих других профессий, свою деятельность сотрудники органов внутренних дел осуществляют с достаточно высокой степенью риска погибнуть в зоне боевых действий, в результате схватки с правонарушителями или несчастных случаев.
Экстремальные условия требуют
от организма человека неспецифических
реакций на возникающие стресс-факторы,
при этом нарушается привычный для
него режим жизнедеятельности. В
тяжелых экстремальных
Воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданиями её реализации.
Помимо дискомфорта и остро лимитированного времени, нормальное выполнение функциональных обязанностей в экстремальной ситуации у сотрудника осложняется чувством повышенной ответственности, возникающим в результате того, что ошибки, промедления, отсрочки и отказы, им допущенные, могут повлечь за собой расширение размеров аварий, последствий катастроф, увеличение количества травмированных людей, человеческие жертвы.
В критических ситуациях качественно меняется содержание и характер мышления. Так, если в нормальных условиях сотрудник мог пользоваться стереотипными приёмами мышления, то в непрерывно меняющихся, часто неожиданных, новых условиях на первый план выступают эвристические компоненты его мышления, связанные с нестандартными действиями и творческим применением знаний и практических навыков для достижения цели.
Большое значение в сохранении психического здоровья и работоспособности сотрудника имеет выносливость, т.е. его способность к экономной трате и рациональному распределению своих сил. Это представляется важным в силу того, что опасность для жизни, трудности и неожиданности, часто существуют в течение значительного времени, за которое человеку еще предстоит найти способы решения возникших проблем, адаптироваться к этим условиям.
Специфика профессиональной
деятельности сотрудников ОВД обусловливает
возникновение у них различных
эмоциональных состояний, различающихся
по содержанию и направленности, силе,
действенности и длительности. Знание
психологических основ
8. Тест № 7. Выберите номер правильного варианта ответов
К единицам измерения искусственного освещения относится
Ответ: 3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нормальное состояние является важнейшей частью всей психической регуляции, играет существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Однако теория психических состояний далека от завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены. По мнению доктора психологических наук Л.В. Куликова, «остаются мало исследованными потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние.
Анализу влияния эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов – специалистов в области социологии, психологии и физиологии. Прежде всего, в таких ситуациях нужно учитывать возможность нормальной положительной адаптации к фрустрациям. «Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении желаемой цели». Человек, которому часто приходится находиться в чрезвычайных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способам элиминации страха. Значительна и роль положительного опыта, чувство удовлетворения в связи с выполняемой задачей. Все это приводит к росту доверия к себе, что способствует лучшей адаптации к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть в результате ЧС.
В заключении также можно сделать вывод о том, как следует поступить, чтобы избежать подавленного состояния людей в условиях чрезвычайной ситуации.
Во-первых, надо учитывать, что
человек, перенесший тяжелую психическую
травму, гораздо быстрее
Во-вторых, чтобы ослабить
негативное воздействие на человека,
нужны постоянная подготовка к действиям
в чрезвычайных ситуациях, формирование
психической устойчивости, воспитание
воли. Вот почему основным содержанием
психологической подготовки является
выработка и закрепление
В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов - всех тружеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитии выносливости, самообладания, неуклонному стремлений к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.
Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.Г.Бахарев. Аутотреннинг. М., "Знание", 1992.
2. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю., Макарова О.Л., Матафонова Т.Ю., Павлова М.В., Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. М., 1997.
3. Дружинин В.Ф., Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях, М., 1996.
4. Стреляков Я. Роль темпераментов в психологическом развитии. М.,1982.
5. Практическая психология в местах, или как научиться понимать себя и других. М., АСТ-ПРЕСС., 1997.
6. С.К.Шойгу, С.М.Кудинов,
А.Ф.Неживой, С.А.Ножевой.
7. С.К.Шойгу, С.М.Кудинов, А.Ф.Неживой, А.В.Герокарис. Охрана труда спасателя. М., 1998.
8. http://xreferat.ru/77/4175-1-
9. http://www.psi.mchs.gov.ru/