Поведение на улице. Правила дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:03, реферат

Краткое описание

Выходя из дома на улицу, мы погружаемся в мир полный неожиданностей и становимся его частью, а точнее участниками того, что происходит в этом мире. Улица имеет свои правила и законы, которые каждый должен знать и следовать согласно им.
Если говорить о безопасности жизнедеятельности человека, то улица в этом случае является одним из главных объектов внимания. На улице нас могут поджидать ряд всевозможных неприятностей, которых зачастую не удается избежать: ограбление, мошенничество, похищение, разбой, травматизм (природные условия), а так же дорожно-транспортные происшествия, которые возникают вследствие несоблюдения определенных правил.
Об этих правилах и пойдет речь в моем реферате. Я постараюсь собрать в своей работе ряд определенных умозаключений, определений, закономерностей, способов обучения детей и предложу простые наглядные правила дорожного движения.

Содержание

Введение…………………………………………………….................................3
Самовоспитание……………………………………………………………..........4
Методы и подходы к обучению правилам дорожного движения…..................6
Основные правила поведения пешеходов……………………………………...11
Слепые пешеходы……………………………………………………………......13
Список используемой литературы…………….. ………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

БЖ 1.docx

— 112.93 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Владимирский государственный  университет имени Александра  Григорьевича и Николая Григорьевича  Столетовых"

 

 

 

Гуманитарный институт

Кафедра "Психология личности и специальная педагогика"

Реферат

по дисциплине

"Безопасность  жизнедеятельности"

На тему: "Поведение на улице. Правила дорожного движения"

 

 

 

                                                    Выполнил:

                                                                           ст. гр. ЗКП-113

                                                                        Наумова Ю.И.

                                                             Принял:

                                                                           Базалей Е. А.

 

 

Владимир 2014

Содержание:

 

 Введение…………………………………………………….................................3

 

Самовоспитание……………………………………………………………..........4

Методы и подходы к обучению правилам дорожного движения…..................6

Основные правила поведения пешеходов……………………………………...11

Слепые пешеходы……………………………………………………………......13

 

Список используемой литературы…………….. ………………………………15

Дополнительный материал………………………………………………...……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Выходя из дома на улицу, мы погружаемся в мир полный неожиданностей и становимся его частью, а точнее участниками того, что происходит в этом мире. Улица имеет свои правила и законы, которые каждый должен знать и следовать согласно им.

       Если говорить о безопасности жизнедеятельности человека, то улица в этом случае является одним из главных объектов внимания. На улице нас могут поджидать ряд всевозможных неприятностей, которых зачастую не удается избежать: ограбление, мошенничество, похищение, разбой, травматизм (природные условия), а так же дорожно-транспортные происшествия, которые возникают вследствие несоблюдения определенных правил.

Об этих правилах и пойдет речь в моем реферате. Я  постараюсь собрать в своей работе  ряд определенных умозаключений, определений, закономерностей, способов обучения детей и предложу простые наглядные правила дорожного движения.

      Дорожно – транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для всех, хотя написаны «взрослым» языком без расчёта на детей. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребёнка люди. Большое значение имеет профилактика детского дорожно – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

Самовоспитание

  Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребёнок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребёнок так или иначе соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребёнком на руках или в коляске пересечёте проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребёнок.

Следующие правила наиболее важны:

  1. По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части.
  2. Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево.
  3. Начинайте переходить улицу только при зелёном свете светофора.
  4. Улицу переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на обозначенном "зеброй" переходе или, по крайней мере, на перекрестке - водители машин здесь более внимательны.
  5. Никогда не бросайтесь в транспортный поток.

    Если ещё не  родившийся младенец в состоянии "запоминать" музыкальные отрывки, то в мозгу новорожденного, пусть  бессознательно, чётко запечатлевается  то или иное поведение. Таким  образом, с ребёнком на руках  или в коляске вы должны  всегда одинаково проходить свои  ежедневные маршруты. Избегайте  отклонений, например перехода улицы  без предварительной остановки, или в местах, где это запрещено, или на красный свет светофора. Если вы куда-то спешите, оставьте  своего ребёнка по возможности  дома. Неуклонно соблюдайте эти  правила. Прежде всего по двум причинам: во-первых, находясь вместе с ребёнком в полосе уличного движения, вы скованы в своих действиях и не сумеете быстро уклониться от опасности, т.е. с вашей стороны требуется усиленное внимание. Во-вторых, ваш ребёнок уже многое запоминает, хотя и бессознательно. Нельзя подавать плохой пример!

Лучше всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваши близкие, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребёнка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за нарушением правил движения, уясните чётко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и подходы к обучению правилам дорожного движения

 

     Прививая детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического и духовного развития ребёнка (ниже приведённые данные лишь ориентировочны, поскольку все дети разные).

НАЧИНАЯ с 3-4 ЛЕТ:

ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте.                 О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 ЛЕТ:

ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;

большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

НАЧИНАЯ с 7 ЛЕТ:

дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

НАЧИНАЯ с 8 ЛЕТ:

дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же остановиться на оклик;

они уже наполовину опытные пешеходы;

они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;

они могут определить, откуда доносится шум;

они учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;

они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;

но они по-прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

14-ЛЕТНИЕ ДЕТИ:

проявляют все навыки езды на велосипеде;

по-прежнему реагируют более замедленно, чем взрослые;

всё ещё с трудом правильно оценивают скорость движущегося транспорта (как и многие взрослые).

      Как только  ребёнок научится ходить, он начнёт  открывать большой мир - и в  том числе уличное движение. Он  уже очень многое воспринимает  сознательно, например всякие "мелочи", которые тем не менее очень важны. На них и надо обратить особое внимание. Останавливайтесь всякий раз на краю тротуара, перед тем как перейти улицу, и посмотрите налево - направо - налево даже в том случае, если идущий рядом с вами уже сделал это. Держите ребёнка за руку, даже если у вас много вещей.

Теперь пора начинать объяснять ребёнку свое поведение. Даже если ребенок ещё не говорит и не совсем понимает эти объяснения, ваш повторяющийся комментарий действий при переходе улицы, изложенный доступным языком, постепенно до него дойдет. Вы говорите: "Мы сейчас остановимся, прежде чем перейти улицу. Слева нет машин, справа тоже нет, быстренько посмотрим ещё раз налево. А сейчас можно идти". Или: "Стой, красный свет. Мы должны подождать, пока появится зеленый человечек. А вот теперь зелёный свет и можно переходить улицу". Это объяснит ребёнку действия матери. Он не только видит, но и слышит одно и то же, следовательно, запоминает. Таким образом, одно из самых важных упражнений при изучении правил дорожного движения состоит в следующем: поведение на улице должно быть всегда одинаковым. И по мере освоения самых повседневных вещей - как, например, ходьба, спуск с тротуара на проезжую часть, подъём по лестнице в булочную - ребёнок постепенно изучает и первые правила поведения на улице.

Но слово "изучать" нельзя понимать в данном случае буквально. Речь скорее идет о том, чтобы подыграть. Совершенно бесполезно "дрессировать" двух- или трехлётнего ребенка или, что ещё хуже, устраивать ему экзамен или опрос. Главное - подавать правильный пример. В этом возрасте это самый лучший метод обучения правилам поведения на улице. Обучать можно и в игровой форме: "Я прилетел с другой звезды, покажи-ка мне дорогу в булочную". Но не ищите недостатков и не осуждайте ребёнка, если он будет делать ошибки. Как гость с другой звезды вы можете остановиться у края тротуара и спросить: "Перед тем как перейти улицу, у нас останавливаются, смотрят налево, направо и затем снова быстро налево. У вас это делают так же?".

      Если вы  убедились в том, что ваш ребёнок  твердо усвоил важнейшие правила (край тротуара - это безусловная  граница, предел, дальше улицу можно  переходить, только держась за  руку старшего), вы можете подготовить  его к следующему большому шагу к самостоятельности.

Позвольте как-нибудь вашему ребёнку пройти впереди вас по короткому маршруту длиной в несколько метров. Но по пути обращайте его внимание на особенности этого участка пути и на ваше поведение так, как вы делали до сих пор. Пожалуйста, выберите легкий маршрут без пересечения улиц, например вы можете сходить к другу, живущему по соседству. Если вы уверены, что ребёнок уже запомнил дорогу, вы можете позволить ему пройти этот участок одному. Вначале оставайтесь поблизости, чтобы наблюдать за ребёнком и вмешаться в случае необходимости. Проводите этот эксперимент только в том случае, если ребёнок тоже этого хочет. Идеальным для такой попытки может быть только маршрут, который полностью находится под вашим наблюдением или, по крайней мере, его вторая половина контролируется родителями соседского ребёнка, которых вы должны предупредить.

      Нельзя критиковать или ругать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие. Ребёнок должен видеть, что он уже чему-то научился, что вы им гордитесь. Если другие дети или взрослые неправильно ведут себя, вы должны указывать на это - ведь ребёнок может учиться и на плохих примерах, главное - самому их не подавать. Всегда проверяйте себя, не вкралась ли небрежность в ваши действия, ведь то, что вы учили с вашим ребёнком, не теряет актуальности и для вас самих.

       Дети в возрасте четырёх-пяти лет бывают на редкость самоуверенны. Они хотят многое делать самостоятельно даже в том случае, если ещё не готовы к этому. Вообще-то так и должно быть, ведь на своих ошибках тоже учатся. Но на улице метод проб и ошибок опасен для жизни. Но что же будет, если ваш ребёнок захочет пройти один по всем маршрутам, которые он знает? В четвёртом уроке вы смогли установить, может ли ребёнок пройти короткий путь без вашей помощи. Теперь вы можете, если хотите, начать следующий этап: попробуйте потренироваться на тех маршрутах, которые ваш ребёнок сможет ежедневно проходить один. Чтобы не возникло недоразумения: ребёнок не должен идти один до далеко расположенного детского сада! Как правило, такой путь слишком опасен. Он не должен совершать этот путь даже совместно с другими детьми.

Учение в радость лишь тогда, когда знания можно немедленно продемонстрировать. Вы должны постоянно наблюдать за дорогами, по которым ребёнок ходит один. Именно в этом таится самая большая опасность, так как за игрой или разговором дети буквально в считанные секунды забывают всё выученное.

Известно, что ребёнок, каким бы умным он ни был, может заниматься в настоящий момент только одним-единственным делом. Подыщите для занятия короткий, безопасный и хорошо проверенный маршрут, например в магазин за углом, куда ребёнок может прийти со списком необходимых покупок. Но если остановка на краю тротуара и взгляды налево - направо - налево уже надёжно закрепились, можно разрешить ему пересечь улицу в тихом квартале, но по возможности так, чтобы вы могли наблюдать за ним из своей квартиры.

      Такие упражнения очень важны, и чтобы ваш ребёнок стал уверенным участником уличного движения, помните всегда о том, что он должен сам чувствовать, готов ли он к этому. Боязливому ребёнку нельзя навязывать самостоятельность.

      Путь в школу является первым серьёзным испытанием, которое предстоит выдержать ребёнку. Но этот путь, сопряжённый с множеством опасностей, тем не менее должен быть пройден. А это значит, что его надо запомнить и хорошо в нём ориентироваться. Может быть, следует изучить новые правила, которые пока были не нужны. Например, что означают цвета светофора, как уверенно пересечь широкую улицу, перейти проезжую часть между паркующимися автомашинами и, следовательно, научиться останавливаться не только у края тротуара. Сюда же относится езда в автобусе, подача знаков водителям на переходах "зебра" и многое другое. Чтобы ребёнок справился с этим натиском нового, вы должны все тщательно предусмотреть. Как только станет известно, в какой именно школе будет учиться ваш ребёнок, найдите на схеме города самый короткий путь. Потом пройдите сами по этой дороге и обратите внимание на опасные места:

Информация о работе Поведение на улице. Правила дорожного движения