Понятие о культуре безопасности. Личная безопасность. Формирование личности безопасного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:46, реферат

Краткое описание

Итак, культура это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура -- это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Сообщение БЖД.docx

— 37.66 Кб (Скачать файл)

токсичные средства  для  освежения стен,  полов и мебели.  Здесь должен

восторжествовать здравый  смысл,  и вовсе необязательно,  чтобы полы  в

доме походили на каток или скользкую горку: достаточно, чтобы они были

чистыми и без повреждений.

     Наибольшее  внимание  нужно  уделить   тому месту,  где живут дети.

Нельзя упускать  из  виду  ничего,  что  может  представлять  для  них

опасность: от статуэток  до электрических розеток и кастрюль на газовой

плите.  Все,  что может  причинить вред,  должно быть убрано в надежное

место.  Ребенка  нужно  научить  распознавать опасности  и избегать их.

Здесь важным элементом является здравый смысл и нет необходимости быть

ни  слишком  снисходительным,  ни слишком требовательным.  Более того,

нужно доверять ребенку,  контролируя его и  обучая  пользованию  любым

предметом,  который находится  в доме. Если слишком много запрещать, не

объясняя причин, ребенок  будет делать обратное, демонстрируя тем самым

свою смелость и самостоятельность.

     Опасности,  которые связаны с насилием,  можно  рассматривать  под

разным  углом  зрения:  парень  на  мотоцикле  вырывает сумочку из рук

женщины или срывает цепочку  с ее шеи; вооруженный преступник проникает

в  квартиру  или  грабит  на улице;  маньяк насилует женщин;  мошенник

обволакивает вас  своей  болтовней;  распространитель  наркотиков  без

зазрения совести  приучает  молодежь  к  употреблению  этой  отравы...

Опасностей такого  рода  очень  много  и  поэтому  запомните  золотые

правила безопасности жизни:

     1. Предвидеть  опасность!

     2. По возможности  избегать ее!

     3. При необходимости  - действовать!

 

Формирование  личности безопасного типа

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны  с внедрением новых технологий, которые  не только дают человечеству возможность  более широкого удовлетворения своих  потребностей, но и определяют тенденции  возрастания угроз для жизни  и здоровья людей.

В настоящее время  человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных  катастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство связано, с неумением населения  предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях. В  России проблема безопасности стоит  чрезвычайно актуально также  и в связи с особенностями  развития страны, проводящей, по сути, революционные преобразования государственной  системы. Последнее десятилетие  характеризуется такими негативными  явлениями как: угрожающее снижение численности населения, существование  значительной его части за чертой бедности, непрерывное участие в  военных конфликтах, террористические акты, рост преступности, крушение нравственных идеалов, рост наркомании и алкоголизма, прежде всего, в молодежной среде  и другими. Обусловленная не столько  естественными природными процессами, сколько деятельностью самого человека, эта проблема возвращает его от обращения  к внешним средствам защиты от опасностей к самому себе как их источнику. Проблема формирования навыков  безопасной жизнедеятельности рассматривалась  в отечественной педагогической науке, прежде всего с позиций: здорового  образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые  вызовы времени обусловливают необходимость  комплексного решения важной педагогической проблемы - разработки концептуальных основ формирования личности безопасного  типа в системе образования. Целью  общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной, прежде всего, для  самой себя, окружающей среды обитания, ориентированной на добро, созидание  и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних  угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.

Личность безопасного  типа - человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного  и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних  угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Для личности безопасного типа характерны: поисковая активность, коллективистская мотивация, осознание единства веет живого, понимание своего места в обществе, коллективе, семье, чувство уверенности в собственных силах для решения возникающих проблем, навыки гармоничного общения, стремление помогать другим людям, готовность к сопереживанию, отсутствие страха смерти, страха перед мнимыми угрозами, страданий из-за мелочей и неудобств личной жизни. Для формирования личности безопасного типа нужно вооружать людей подлинно научными знаниями, в том числе и о человеке как космопланетарном явлении, навыками положительного взаимодействия и саморазвития, психотренинга и биоэнергетического целительства, самореализации индивидуальных возможностей безопасного существования для себя и других людей.

Как показал теоретический  анализ проблемы, безопасность человека может рассматриваться, во-первых, с  точки зрения состояния его жизнедеятельности (актуальная или ситуативная безопасность), во-вторых, с точки зрения свойств  личности, характеризующих ее возможности  в обеспечении своей безопасности, и тех систем, в которые она  включена. Во втором случае безопасность соотносится с устойчивыми личностными  структурами, что позволяет ввести понятие безопасной личности. С позиции  современной науки в качестве целевого базиса для проектирования педагогического процесса должна выступать  целостная модель человека и производная  от нее - модель безопасной личности. В  противном случае цепочка зависимостей: "фрагментарная модель человека в педагогике - частичное образование, противоречащее целостности личности, - разрыв между целями и результатами образования" не позволит продвинуться в решении указанной проблемы. Наполнение конкретным содержанием  модели личности целесообразно осуществлять на основе анализа подходов к обеспечению безопасности человека.

В зависимости от понимания роли последнего все многообразие предложений в этой сфере можно  объединить в четыре подхода. Первый предполагает устранение опасностей или  перемещение человека в безопасную среду. Это ограждающий подход, поскольку  сам человек выступает как  объект безопасности, для которого создают необходимые условия. Второй подход - образовательный - исходит  из признания активности человека, рассмотрения его как субъекта собственной  безопасности. В рамках этого подхода  предлагается обучать его предвидению  и распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях (уклонению от опасностей и их преодолению), формировать готовность к обеспечению  безопасности. В такой готовности как личностном образовании можно выделить:  
- когнитивно-инструментальный аспект (определяющийся особенностями предмета деятельности) - знания об опасностях, умение их распознавать, владение способами действий по обеспечению безопасности, достаточный для осуществления этой деятельности уровень развития интеллектуальных, волевых и других качеств;  
- интенциональный аспект (определяющийся потребностями и ценностями субъекта) - субъективная значимость безопасности, интенция на ее обеспечение, наличие соответствующих мотивов деятельности.  
Третий - личностно-развивающий подход к обеспечению безопасности предполагает формирование личностных образований, позволяющих человеку быть устойчивым к негативным, в первую очередь информационно-психологическим воздействиям. С этих позиций обеспечение безопасности человека включает поддержку формирования его личностной целостности (наличия собственного центра, интегрирующего все подструктуры "Я" и позволяющего выполнять управляющие функции) и субъектности (способности личности регулировать, организовывать свой жизненный путь в соответствии со своими целями и ценностями). Здесь человек рассматривается не только как субъект безопасности, но и как субъект жизни. Его безопасность обеспечивается тем, что он как целостная самоопределившаяся личность устойчив к негативным информационно-психологическим воздействиям, как субъект жизни способен превращать опасности в фактор собственного развития, как внутренне непротиворечивая личность, обладающая опытом разрешения жизненных противоречии, минимизирует количество опасностей, создаваемых для самого себя. Четвертый - созидательный подход к обеспечению безопасности исходит из того, что основной причиной возникающих опасностей является сам человек - субъект собственного развития, фактор прогресса человечества и эволюции мира. В этом подходе предполагается воспитание человека нравственного, реализующего себя в контексте единства с природой и человечеством.

 

Данные подходы "высвечивают" четыре ракурса  безопасности (устранение опасностей, защищенность - готовность, устойчивость, минимизация создаваемых опасностей) и исходят из различных оснований: человек - объект безопасности (первый подход), субъект безопасности (второй), субъект жизни и развития (третий и четвертый). Формируя готовность к самообеспечению безопасности, мы переходим в обеспечении безопасности от оградительных мер к повышению защищенности субъекта, а заботясь о развитии личности - к профилактике (в отношении производимых опасностей) и созиданию. В этой связи необходимо отметить иерархическую соподчиненность выделенных подходов, где каждый следующий в определенной мере предполагает и опирается на предыдущий. Так, субъект собственного развития немыслим без формирования субъекта жизнедеятельности, который, в свою очередь, есть интегральный субъект множества деятельностей: учебной, трудовой, коммуникативной, необходимым аспектом которых является деятельность по обеспечению безопасности. И, наконец, субъект деятельности и вообще человек возможен лишь при наличии вещественных, энергетических, информационных условий, не разрушающих целостность его соответствующих структур.

Итак, безопасная личность концептуально может быть определена как человек, строящий свою жизнь  в контексте единства с обществом  и природой, реализующий свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью  сформированной системы смысловой  регуляции жизнедеятельности, а  также обладающий готовностью к  обеспечению безопасности и способный  поддерживать свою безопасность за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Лызь Н. А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Гуманитарные проблемы современной психологии". Таганрог, 2005. - N 7. – С.6-10.  
2. Шершнев Л. И. Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени // Информационный сборник "Безопасность".- 1994. - N 7. С. 12-18.

3. Дурнев Р.А. Культура безопасности жизнедеятельности как ключевой фактор          снижения рисков. Москва, 2005

      4. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Москва,2006

 

 

 


Информация о работе Понятие о культуре безопасности. Личная безопасность. Формирование личности безопасного типа