Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 17:30, реферат
Краткое описание
Понятие продовольственной безопасности было впервые сформулировано в середине 70-х годов применительно к сложившейся в мире парадоксальной ситуации, когда абсолютное перепроизводство продовольствия стало сопровождаться его катастрофической нехваткой в ряде развивающихся стран «третьего мира», массовым голодом и голодными смертями десятков тысяч людей. Исходный английский термин «food security», впервые введённый в широкое употребление на состоявшейся в 1974 г. в Риме Всемирной конференции по проблемам продовольствия, которую организовала Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), переводится двояко: как продовольственная безопасность и как продовольственная обеспеченность.
В России всё
ещё не созданы условия для притока инвестиций
в сельское хозяйство, инвестиционный
климат на селе в целом остается неблагоприятным.
Неэффективной
является структура занятости сельского
населения. Возросла численность неквалифицированной
рабочей силы. Не произошло ликвидации
неэффективных рабочих мест, снизились
качество и ассортимент социальных услуг
населению, продолжается проведение экономически
невыгодной и антигуманной коммерциализации
социальной инфраструктуры села.
Многообразие
форм собственности и форм хозяйствования
не обеспечивает того, ради чего всё здесь
затевалось, — роста эффективности сельскохозяйственного
производства. В большинстве своём сельские
товаропроизводители выживают как могут,
на свой страх и риск.
Возрождение
сельского хозяйства в России — это возрождение
крестьянства как самого умного, самого
предприимчивого и самого рачительного
хозяина страны, органически соединяющего
в себе все свойства природы, морали, культуры
и общества, крестьянства как класса, инициирующего,
а не якобы разрушающего крупное хозяйство,
коллективный труд и личную смекалку,
которые, вместе взятые, образуют надёжную
опору самого бережливого, самого эффективного
и, следовательно, самого устойчивого
производства.
«Дорожная
карта» обеспечения продовольственной
безопасности России на период 2015-2020 годов
Исходя из вышеизложенных
аспектов исторического и текущего состояния
продовольственной безопасности России
становится не только необходимой, но
и возможной разработка своего рода «дорожной
карты» обеспечения продовольственной
безопасности России на период 2015-2020 годов.
Стратегией
эффективного развития сельского хозяйства
предусматриваются формирование развитой
конкурентной среды, укрепление конкурентных
преимуществ отечественных производителей
как неотъемлемого условия для эффективного
функционирования рынка продовольствия.
Для запуска механизмов рыночной конкуренции
необходимо предпринять серьёзные шаги
по развитию современных институтов со
всеми необходимыми атрибутами (биржами,
аукционами, информационно-аналитическими
службами), созданию эффективной системы
товародвижения, защите отечественных
товаропроизводителей от давления импорта,
стимулированию предприятий пищевой промышленности.
На федеральном
уровне необходимо разработать концепцию
создания единого аграрного рынка России,
основанную на эффективной специализации
регионов и устранении административных
барьеров, препятствующих перемещению
продовольствия. Данную работу следует
проводить во взаимодействии с отраслевыми
союзами и ассоциациями товаропроизводителей,
а также межрегиональными корпорациями.
Стратегическое
развитие интеграционных процессов предполагает
формирование крупных агропромышленных
корпораций как необходимого условия
стабилизации продовольственного рынка.
Для развития интеграционных процессов
важно направить усилия государства на
создание условий для формирования и соблюдения
новых контрактных отношений, при которых
все звенья технологической линии связываются
соглашениями, определяющими объёмы производства,
качество продукции, сроки поставок, цены
и т.д.
В приоритетном
режиме должна изменяться структура занятости
сельского населения, ликвидироваться
неэффективные и сокращаться низкооплачиваемые
рабочие места, регулироваться неформальная
занятость, которая не контролируется
обществом и не облагается налогами, смягчаться
негативные последствия роста безработицы
в сельской местности, осуществляться
интеграция политики занятости и аграрной
политики в целом.
Обеспечение
продовольственной безопасности России
предполагает перераспределение собственности
в пользу эффективного владельца, защиту
прав собственности путём ускоренного
формирования развитой системы финансово-кредитных,
банковских институтов, внедрения и применения
единого земельного кадастра, развития
земельного и фондового рынков.
Переход к росту
и повышению уровня и качества продовольственной
безопасности в нашей стране невозможен
без достаточного платежеспособного спроса,
ускоренного создания среднего класса
в сельском хозяйстве, способного, с одной
стороны, эффективно представлять интересы
производителей, а с другой — выступать
предприимчивым проводником политики
государства на селе, активизировать роли
государства в регулировании интересов
товаропроизводителей, посредников и
обществе в целом.
Важнейшей составляющей
стратегии эффективного развития сельского
хозяйства и обеспечения продовольственной
безопасности России на требуемом уровне
является обеспечение самодостаточного
его роста, оптимизация структуры, реализация
принципов сбалансированного и комплексного
его возрождения, представляющих основы
основ, общие гарантии сохранения и укрепления
продовольственной безопасности страны.
В рамках концепции
продовольственной безопасности приоритетным
направлением политики государства должно
стать развитие внутреннего рынка продовольствия,
поддержка и защита отечественных товаропроизводителей,
опора на собственные сельскохозяйственные
ресурсы, сокращение потерь сельскохозяйственных
продуктов, более полное использование
существующих в сельском хозяйстве резервов.
Качественное
изменение структуры агропромышленного
производства посредством стимулирования
платежеспособного спроса — неотъемлемое
условие его эффективного развития. В
связи с этим важным становится повышение
общего уровня доходов населения, обеспечение
минимально определённых социальных стандартов
в уровне доходов и потребления в региональном
разрезе и по социальным группам населения.
Необходима
разработка специальных целевых программ,
направленных на социальную защиту населения
России в области продовольственного
обеспечения, осуществление их мониторинга
и ведение федерального, регионального
и муниципального рейтинга продовольственной
безопасности России на регулярной основе.
Формирование
резервов продовольствия возможно осуществлять
через интервенции на продовольственном
рынке. Государственные структуры, выполняя
функцию интервенционных закупок, должны
обеспечивать баланс спроса и предложения
на рынке. Проведение интервенционных
закупок государственными структурами
должно быть направлено на формирование
фондов продовольствия путем заключения
взаимовыгодных договоров с производителями,
страхование их рисков, регулирование
конъюнктуры продовольственного рынка.
Осуществление
товарных интервенций, требующее реального
применения гарантированных закупочных
цен, может быть проведено при помощи создания
специального внебюджетного фонда поддержки
села, формируемого за счёт отчислений
от товарооборота в оптовой и розничной
торговле продовольствием. Источником
пополнения данного фонда могут служить
средства от повышения таможенных пошлин
на отдельные виды продуктов питания.
Стратегия в
области ценовой и финансово-кредитной
политики в сельском хозяйстве призвана
обеспечить постепенный переход на эквивалентные
отношения, поддержку доходов сельских
товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем
расширенное воспроизводство и реализацию
социально-ориентированных программ для
села, формирование единого экономического
пространства на территории всей страны.
При совершенствовании
системы цен на сельскохозяйственную
продукцию следует упорядочить механизм
экономических отношений между товаропроизводителями,
заготовителями, переработчиками и работниками
торговой сферы на основе определения
реального вклада всех участников процесса.
Целесообразно
устанавливать предельный размер посреднических
и торговых наценок по видам конечной
продукции относительно закупочной цены
на продукты сельского хозяйства или оптовой
цены перерабатывающих предприятий.
Важным стратегическим
направлением в предстоящем развитии
сельского хозяйства является активизация
процессов рационального использования
земли путём разработки и внедрения в
практику полноценного их кадастра. Немаловажное
значение может иметь также введение единого
сельскохозяйственного налога, который
законодательно принят в конце прошлого
года.
Все сельскохозяйственные
товаропроизводители переводятся на уплату
этого налога при условии, что за предшествующий
календарный год доля выручки от реализации
сельскохозяйственной продукции, произведённой
ими на сельскохозяйственных угодьях,
в общей выручке составляет не менее 70%.
Экономический эксперимент по его внедрению,
проведённый в ряде областей страны в
прошлые годы, показал высокую его эффективность.
Однако в соответствии с принятым законом
к категории товаропроизводителей, на
которых не распространяется единый сельскохозяйственный
налог, относятся птицефабрики, животноводческие
комплексы, тепличные комбинаты, т.е., по
сути дела, крупные товаропроизводители,
что во многом снижает эффект от введения
этого налога.
В качестве
«модельных образцов» для такой «дорожной
карты» представляется целесообразным
использовать опыт как Республики Беларусь,
так и Белгородской области РФ, где соответственно
на национальном и региональном уровнях
реализованы ключевые механизмы обеспечения
продовольственной безопасности:
— осуществляется
государственная и региональная поддержка
отечественного производителя сельскохозяйственной
продукции на всех уровнях: законодательном,
налогово-финансовом, научно-технологическом,
информационном и т.д., включая компьютеризацию
сельскохозяйственного производства
с контролем качества на всех его технологических
этапах, вплоть до поставки конечным потребителям;
— созданы необходимые
мощности и технологические парки для
производства достаточных физических
объёмов продовольствия;
— создана необходимая
логистическая инфраструктура для хранения
и транспортировки существующих физических
объёмов продовольствия к зонам потребления;
— обеспечен
уровень доходов населения, не препятствующий
экономической доступности продовольствия
должного объёма и качества для подавляющего
большинства жителей;
— реализованы
не монокультурные, а практически универсальные,
производящие большинство продовольственного
спектра агропромышленные модели;
— активно внедряются
самые передовые и эффективные технологии
сельскохозяйственного производства:
как в животноводстве, так и в растениеводстве;
— создаются
необходимые и достаточные условия для
перехода к инновационной модели обеспечения
продовольственной безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Продовольственная
безопасность любой страны – долговременно
созидаемое, трудоёмкое и дорогостоящее
штучное изделие. На потоке, мимоходом
такие изделия не производятся и в принципе
производиться не могут. Слой гумуса в
один сантиметр, составляющий животворящую
основу основ всякого растительного плодородия
и базис продовольственного обеспечения,
создаётся на протяжении целого столетия.
Потерять плодородные земли, как это практически
на 2/3 произошло у нас, можно за каких-то
20 лет. Восстановить их, с учётом упущенного
в прошлые годы, по стоимости – это сегодня
больше, чем стоимость всего произведённого
в стране годового объёма ВВП. Но восстанавливать
наши таким образом «отдохнувшие» земли,
безусловно, стоит, если хорошо усвоить,
что на них можно будет производить и экспортировать
в три раза больше экологически чистых
продуктов питания, чем мы производим
и экспортируем сегодня углеводородов
с эффективностью в четыре раза выше и
с числом занятых в 12 раз больше.
По сравнению
с западными сельхозпроизводителями развитие
сельского хозяйства России и обеспечение
её продовольственной безопасности происходит
в крайне неравных и невыгодных условиях.
При сохранении, и тем более при возможном
ухудшении этих условий, Россия должна
выговорить себе право выхода в любое
время из состава ВТО, которое навязало
и продолжает ухудшать эти условия.
Страна, которая
всего лишь полвека назад превратила огромную
целину в плодородные земли, а спустя 20
лет, напротив, 2/3 своих посевных площадей
опять превратила в беспробудную заболоченную
целину, страна, которая экспортирует
своё зерно лишь потому, что, урезав ровно
на 2/3 своё былое плодовитое животноводство,
сама себя лишила потребности производства
комбикормов, на что это зерно только и
годится, страна, умудрившаяся за каких-то
20 лет потерять всё своё сельскохозяйственное
производство, оказывается в постоянной
ситуации «угрозы» своему выживанию.
К сожалению,
сегодня именно так, если не хуже, всё обстоит
с продовольственной безопасностью России
на самом деле. И дело не в том, что сегодня
кто-то не хочет, общая беда в том, что нынешние
власти России, со своим деморализованным
и демобилизованным дефицитным бюджетом,
объективно не могут поддерживать её на
должном уровне. На самом деле всё висит
на волоске. Достаточно нашим западным
контрагентам по той или иной причине
всего на месяц-другой перекрыть поставки
продовольствия в Россию, а Федеральной
резервной системе США заморозить наши
валютные активы - как дело будет сделано:
мы со своими двухмесячными импортными
продовольственными запасами в одночасье
станем очередным Египтом. Произойти это
может и по вполне объективным причинам.
Например, в случае введения на Западе
глобального запрета на производство
и экспорт генетически модифицированных
продуктов как приравниваемых к отравляющим
веществам или наркотикам.