Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:17, контрольная работа
В период перехода к автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за вверенную ему техник и стабильность ее работы, его халатное отношение к технике может привести в некоторых случаях к сбою работы техники. Эргономика объединяет изучение технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, так же в ней лежит ряд задач для изучения и понятия системы “человек-машина”.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие «оперативная деятельность»…………………………………….4
1.1. Классификация видов операторской деятельности………………………5
2. Профессиональный отбор и подбор операторов технических систем….12
Психологические характеристики человека-оператора и их применение на рабочем месте………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Оператор-технолог
непосредственно включен в
Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Возможное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д. )
Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т.д.
Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.
Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т.п. ).
Рассмотренные общие психологические качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.
В отличие от этого требования к оператору-манипулятору будут иные. К ним относятся: высокая чувствительность и помехоустойчивость при восприятии различных видов информации, способность к устойчивой моторной работе в максимальном темпе, высокая мышечно-суставная чувствительность.
Аналогичные
требования могут быть разработаны
и для операторов других типов. Все
их нужно учитывать при
Деятельность
человека-оператора
Критерием быстродействия является время решения задачи, т. е. время от момента реагирования оператора на поступивший сигнал до момента окончания управляющих воздействий.
Пропускная
способность характеризует быстроту
оператора постигать смысл информации
и зависит от его психологических особенностей,
типа задач, технических и эргономических
особенностей систем управления. Обычно
пропускная способность составляет
2—4 ед/с.
Надежность человека-оператора определяет его способность выполнять в полном объеме возложенные на него функции при определенных условиях работы. Надежность деятельности оператора характеризуют его безошибочность, готовность, восстанавливаемость, своевременность и точность.
Безошибочность оценивается вероятностью безошибочной работы, которая определяется как на уровне отдельной операции, так и в целом на уровне всего объема работы.
Поведение человека в сложных экстремальных ситуациях определяется его психологическим состоянием и готовностью к принятию решения и адекватным действиям.
Для снижения возможности проявления ошибочных действий человека необходимо организовывать обучение, тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешного принятия решения, для перевода действий оператора на уровень стереотипов, а также формирующие способность к прогнозированию и предвосхищению5. Кроме этого, нужно проводить профессиональный отбор, т.е. определять пригодность человека к работе по той или иной профессии, а также соответствие психофизиологических возможностей человека условиям труда.
Профессиональный
психологический отбор
Профессиональный
отбор работающих по отдельным специальностям
(шофера, лица, работающие на высоте, операторы
и др.) предусматривает установление
их физической и психофизиологической
пригодности к безопасному
Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структурно-логического объема памяти, способности к концентрации внимания как одномоментно, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разного рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способности к переключению внимания. Кроме того, применительно к ним проводят оценку избирательности внимания, выявления склонности к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информацию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознакомления с содержанием которых испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по памяти.
Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции испытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предназначенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной координации АСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет выявлять степень утомляемости (в частности зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны тесты на исследование глазомера.
Применительно к травмоопасным производствам в качестве элемента профотбора рекомендуется выявление с помощью специальных тестов психического склада человека. Имеются данные, что уровень травматизма среди холериков и меланхоликов выше, чем среди сангвиников.
Подготовка
работающих по вопросам охраны труда
и окружающей среды, а также к
действиям в чрезвычайных ситуациях
производится в рамках профессионального
обучения в вузах, где задействован
курс «Безопасность
Человек-оператор – это человек, который осуществляет трудовую деятельность, взаимодействуя с предметом труда, машиной и внешней средой при помощи информационных систем и органов управления.
Психологические характеристики:
1)
особенности темперамента (в них
проявляется сила, подвижность и
уравновешенность нервных
2)
интерес к операторской
3)
настойчивость, терпимость, смелость
в сочетании с инициативностью,
4)
способность к
5)
эмоциональная устойчивость (особенно
эмоционально-моторная и
6)
широта распределения,
7)
скорость и точность сложных
видов двигательных реакций,
Современная система управления техникой и людьми может разделяться на 2 класса:
1)
организационные системы (
2)
технологические системы (
Оператор-технолог – работает в работе немедленного обслуживания и совершает исполнительские действия согласно предписаниям программы.
Оператор-манипулятор – осуществляет функции сенсомоторной регуляции деятельности с элементами понятийного и образного мышления.
Оператор-наблюдатель – информационный поиск.
Оператор-исследователь
– использование аппарата понятийного
мышления и опыта процессов
Оператор-руководитель – осуществляет непосредственное и опосредованное управление людьми.
Существуют 2 формы эмоционального состояния при напряжении:
1)
тормозной тип (однообразная
2)
возбудимый тип (
Заключение
В данной работе представлены основные характеристики оператора. Профессия оператора сейчас очень актуальна, поскольку почти все на всех предприятиях установлены машины, станки и прочее автоматизированное оборудование. Но эта профессия связанна с большими нагрузками на нервную систему и не все желающие смогут работать на этой должности. Для того чтоб найти подходящего оператора надо пройти определенной количество тестов как психологических, так и физических.
Человек-оператор должен иметь ряд свойств, которые описаны в главах, что бы успешно справляться с ежедневной нагрузкой.
Психолог на предприятии или менеджер по отбору персонала должен знать, что количество желающих работать оператором с каждым годом увеличивается, но успешная работа компании зависит от профессионализма оператора.
Характерной
особенностью операторской деятельности
при решении диспетчерских, технологических,
управленческих задач является периодическое
возникновение проблемных (сложных,
нештатных, аварийных) ситуаций и воздействие
неблагоприятных, экстремальных экологических
и информационных факторов, которые
приводят к развитию у человека-оператора
психической напряженности и
психологического стресса. Оператор должен
уметь справляться с внештатными ситуациями
и стрессами, возникающими в период работы,
это не должно отражаться на качестве
работы всей компании в целом.
Информация о работе Профессиональный отбор и подбор операторов технических систем