Санитарно-гигиенические и эпидемиологические мероприятия ЧС
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:24, реферат
Краткое описание
При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительно осложняется санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе чрезвычайной ситуации (ЧС). Это обусловлено следующими причинами: • разрушением жилых и общественных зданий; • выходом из строя водопроводных, канализационных и очистных сооружений, коммунально-бытовых и промышленных предприятий; • интенсивной миграцией различных контингентов людей;
В состав группы санитарно-эпидемиологической
разведки входят врач-гигиенист, врач-эпидемиолог
(или инфекционист), врач бактериолог,
лаборант, водитель.
Санитарно-эпидемическое состояние
района. На основе полученных данных производят
оценку состояния района. Оно может быть
оценено как благополучное, неустойчивое,
неблагополучное и чрезвычайное.
• Благополучное состояние:
- отсутствие карантинных инфекций
и групповых вспышек других инфекционных
заболеваний;
- наличие единичных инфекционных заболеваний,
не связанных друг с другом и появившихся
на протяжении срока, превышающего инкубационный
период данного заболевания;
- эпизоотическая обстановка не представляет
опасности для людей;
- удовлетворительное санитарное состояние
территории, объектов водоснабжения;
- коммунальная благоустроенность.
• Неустойчивое состояние:
- рост уровня инфекционной заболеваемости
или возникновение групповых
заболеваний без тенденции к дальнейшему
распространению;
- появление единичных инфекционных заболеваний,
связанных между собой или имеющих общий
источник заболевания вне данной территории
при удовлетворительном санитарном состоянии
территории и качественном проведении
комплекса мероприятий по противоэпидемическому
обеспечению.
• Неблагополучное состояние:
- появление групповых случаев опасных
инфекционных заболеваний в зоне ЧС или
эпидемических очагов особо опасных инфекций
на соседних территориях при наличии условий
для их дальнейшего распространения;
- многочисленные заболевания неизвестной
этиологии;
- возникновение единичных заболеваний
особо опасными инфекциями.
• Чрезвычайное состояние:
- резкое нарастание
в короткий срок количества
опасных инфекционных заболеваний
среди пострадавшего населения;
- наличие повторных или групповых заболеваний
особо опасными инфекциями;
- активизация в зоне ЧС природных очагов
опасных инфекций с появлением заболеваний
среди людей.
Выявление, изоляция и госпитализация
заболевших. Коллектив, в котором обнаружен первый
случай заболевания, должен стать объектом
тщательного наблюдения. При ряде заболеваний
(дизентерия, сыпной тиф, скарлатина и
др.) необходимо организовать ежедневные
обходы и опросы обслуживаемых контингентов,
а в случае подозрения на инфекционное
заболевание - изолировать и госпитализировать
заболевших.
Своевременное раннее изъятие больного
из коллектива служит кардинальной мерой,
предотвращающей распространение инфекции.
Режимно-ограничительные мероприятия. В целях предупреждения заноса инфекционных
заболеваний и их распространения при
возникновении эпидемических очагов осуществляют
комплекс режимных, ограничительных и
медицинских мероприятий, которые в зависимости
от эпидемиологических особенностей инфекции
и эпидемиологической обстановки подразделяют
на карантин и обсервацию. Организация
и проведение этих мероприятий возложены
на ответственных руководителей административных
территорий и санитарно-противоэпидемическую
комиссию.
Карантин - система временных организационных,
режимноограничительных, административно-хозяйственных,
правовых, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических
и противоэпидемических мероприятий,
направленных на предупреждение выноса
возбудителя опасного инфекционного заболевания
за пределы эпидемического очага, обеспечение
локализации очага и последующую их ликвидацию.
Карантин вводят при появлении среди
населения больных особо опасными инфекциями,
групповых заболеваний контагиозными
инфекциями с их нарастанием в короткий
срок. При установлении даже единичных
случаев заболеваний чумой, лихорадками
Ласса, Эбола, болезнью Марбург и некоторых
других контагиозных заболеваний, а также
массовых заболеваний сибирской язвой,
жёлтой лихорадкой, туляремией, сапом,
миелоидозом, сыпным тифом, бруцеллёзом,
пситтакозом должен быть введён режим
карантина.
Обсервация - режимно-ограничительные мероприятия,
предусматривающие наряду с усилением
медицинского и ветеринарного наблюдения
и проведением противоэпидемических,
лечебно–профилактических и ветеринарно-санитарных
мероприятий ограничение перемещения
и передвижения людей или сельскохозяйственных
животных во всех сопредельных с зоной
карантина административно территориальных
образованиях, которые создают зону обсервации.
Обсервацию вводят в районах с неблагополучным
или чрезвычайным санитарно-эпидемическим
состоянием, т.е. при появлении групповых
неконтагиозных заболеваний или единичных
случаев контагиозных инфекций.
Обсервацию и карантин отменяют по истечении
срока максимального инкубационного периода
данного инфекционного заболевания с
момента изоляции последнего больного,
после проведения заключительной дезинфекции
и санитарной обработки обслуживающего
персонала и населения.
Экстренная профилактика - комплекс медицинских мероприятий,
направленных на предупреждение возникновения
заболеваний людей в случае их заражения
возбудителями опасных инфекционных заболеваний.
Её проводят немедленно после установления
факта бактериального заражения или появления
среди населения случаев опасных инфекционных
заболеваний, а также массовых инфекционных
заболеваний неизвестной этиологии.
В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная
профилактика обеспечивает быструю защиту
заражённых.
Экстренную профилактику подразделяют на общую и специальную.
До установления вида микроорганизма,
вызвавшего инфекционное заболевание,
проводят общую, а после установления
вида микроба-возбудителя - специальную
экстренную профилактику.
В качестве средств общей экстренной
профилактики используют антибиотики
и химиопрепараты широкого спектра действия,
активные в отношении всех или большинства
возбудителей инфекционных заболеваний
(табл.). Продолжительность курса общей
экстренной профилактики зависит от времени,
необходимого для выявления, идентификации
и определения чувствительности возбудителя
к антибиотикам и составляет в среднем
2-5 сут.
В качестве средств специальной экстренной
профилактики применяют антибактериальные
препараты, оказывающие высокое этиотропное
действие на возбудитель, выделенный от
инфекционных больных в эпидемическом
очаге, с учётом результатов определения
его чувствительности к антибиотикам.
Продолжительность курса специальной
экстренной профилактики зависит от нозологической
формы заболевания (срока инкубационного
периода, исчисляемого со дня заражения)
и свойств назначаемого противомикробного
препарата.
Распоряжение о проведении экстренной
медицинской профилактики отдают санитарно-противоэпидемические
комиссии.
Одновременно с началом экстренной профилактики
в очагах заражения рекомендуют проводить
активную иммунизацию (вакцинацию или
ревакцинацию) населения.
Обеззараживание очагов осуществляют силами государственной
санитарно-эпидемиологической службы
путём проведения текущей и заключительной
дезинфекции.
Дезинфекция - уничтожение в окружающей среде возбудителей
инфекционных болезней. Её можно проводить
физическими, химическими и комбинированными
способами. Дезинфекцию осуществляют
дезинфекционные группы. Одна такая группа
в составе дезинсектора, дезинфектора
и двух санитаров в течение рабочего дня
способна обработать 25 квартир площадью
60 м2 каждая.
Обеззараживание территории, зданий
и санитарную обработку населения проводит
коммунально-техническая служба.
Дезинсекция - уничтожение насекомых (переносчиков
инфекционных болезней). Её проводят физическими
и химическими способами. Основным считают
химический способ - обработку объектов
инсектицидами.
Дератизация - уничтожение грызунов (как источник
возбудителей инфекционных болезней).
Её проводят механическими и химическими
способами.
Обеззараживание продовольствия осуществляет
служба торговли и питания, а воды - служба
водоснабжения. Контроль качества обеззараживания
продовольствия и воды, а также их санитарную
экспертизу осуществляет служба государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
Таблица. Схема общей экстренной профилактики
Препарат
Способ применения
Разовая доза, г
Кратность применения
в сутки
Средняя доза на курс профилактики, г
Средняя продолжительность курса профилактики, сут
Доксициклин
Внутрь
0,2
1
1,0
5
Рифампицин
Внутрь
0,6
1
3,0
5
Тетрациклин
Внутрь
0,5
3
7,5
5
Чрезвычайно важное мероприятие - выявление бактерионосителей.
Если при эпидемиологическом обследовании
и лабораторном исследовании в эпидемиологических
очагах выявлены носители (тифо-паратифозных
инфекций, холеры, дифтерии и др.), то по
отношению к ним проводят мероприятия,
предохраняющие от заражения окружающих.
Кроме того, существуют мероприятия по
усиленному медицинскому наблюдению за
личным составом спасательных формирований.
Для проведения широкой и эффективной санитарно-разъяснительной
работы следует использовать радио,
телевидение, печать. Она должна быть направлена
на строгое выполнение всем населением
общих рекомендаций по правилам поведения,
соблюдению санитарно-гигиенических правил
и других мер личной защиты.
Для обеспечения быстрого реагирования
и проведения неотложных санитарно-гигиенических
и противоэпидемических мероприятий в
районе ЧС на базе учреждений санитарно-эпидемиологической
службы создают гигиенические и противоэпидемические
бригады постоянной готовности и группы
эпидемиологической разведки, из которых
могут создаваться санитарно-эпидемиологические
отряды. Профиль и состав бригад зависят
от возможностей учреждения и характера
основной деятельности.
ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ
СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
Наблюдение и лабораторный контроль
организуют и проводят, преследуя следующие
цели:
• своевременное обнаружение и индикация
радиоактивного, химического и биологического
заражения питьевой воды, продовольствия,
воздуха, почвы и объектов окружающей
среды;
• принятие экстренных мер по защите
населения, продуктов питания, воды и социально
важных объектов от АОХВ и бактериологических
средств.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля
(СНЛК) - составная часть сил и средств
наблюдения и контроля РСЧС. СНЛК имеет
три уровня:
• федеральный;
• региональный;
• местный.
В перечень сил постоянной готовности
госсанэпидслужбы России регионального
и территориального уровня включены центры
Госсанэпиднадзора на территориях субъектов
Российской Федерации, противочумных
институтов, Противочумный центр в Москве
и 11 противочумных станций. Все указанные
учреждения могут сформировать для работы
в зоне ЧС более 70 санитарно-эпидемиологических
отрядов и около 20 специализированных
противоэпидемических бригад (СПЭБ) на
базе противочумных учреждений.
Головные учреждения СНЛК (наиболее подготовленные
к выполнению задач) - подразделения повышенной
готовности со сроком приведения в готовность,
составляющим 8 ч.
Основная задача Федерального
центра Госсанэпиднадзора Минздрава России - участие в разработке и проведении
мероприятий по обеспечению лабораторного
контроля и экспертизы продовольствия,
питьевой воды и пищевого сырья на заражённость
возбудителями инфекционных заболеваний,
а также оказание методической помощи
учреждениям санитарно-эпидемиологического
надзора в ЧС мирного и военного времени.
На республиканские, краевые,
областные, портовые, городские, районные 1-й категории
ЦГСЭН России и соответствующие им ЦСЭН
на железнодорожном транспорте МПС России,
центры санитарно-эпидемиологического
надзора и медико-санитарные части Федерального
управления медико-биологических и экстремальных
проблем при Минздраве России возложены
следующие мероприятия:
• проведение санитарно-эпидемиологической
разведки в очагах массового поражения
силами создаваемых на базе ЦГСЭН (ЦСЭН)
формирований (групп эпидемиологической
разведки, санитарно-эпидемиологических
отрядов и др.);
• установление вида микробиологических
средств боевых рецептур в военное время
и возбудителей инфекционных заболеваний
в ЧС мирного времени в пробах, отобранных
из объектов окружающей среды, продовольствия,
питьевой воды, пищевого сырья, а также
в материалах, взятых от больных и трупов
людей (специфическая индикация);
• идентификация выделенных штаммов
микроорганизмов и токсинов (только для
республиканских, краевых и областных
ЦГСЭН);
• проведение санитарной экспертизы
продовольствия, питьевой воды и пищевого
сырья, загрязнённых РВ, OB, AOXB и заражённых
БС, с выдачей заключения о пригодности
их к использованию по назначению;
• измерение мощности доз радиоактивного
излучения на местности в районе расположения
учреждения;
• определение удельной и объёмной
активности радионуклидов в пробах продовольствия,
питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых
объектах;
• установление радионуклидного состава
исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН);
• определение на контролируемых объектах
загрязнённости продовольствия, питьевой
воды, пищевого сырья ОВ и АОХВ;
• руководство работой нижестоящих
звеньев ЦГСЭН на подведомственной территории
и оказание им методической помощи.
Основные задачи городских,
районных ЦГСЭН 2-й и 3-й категории Госсанэпиднадзора
России и соответствующих им ЦСЭН
на железнодорожном, водном и воздушном
транспорте следующие:
• проведение санитарно-эпидемиологической
разведки на обслуживаемой территории;
• установление наличия (на основе
косвенных признаков) в объектах окружающей
среды микробиологических средств боевых
рецептур в военное время и возбудителей
инфекционных заболеваний людей в ЧС мирного
времени;
• исследование проб, отобранных из
объектов окружающей среды, продовольствия,
питьевой воды и пищевого сырья на заражённость
известными возбудителями;
• измерение мощности доз радиоактивного
излучения на местности в районе расположения
учреждения;
• установление наличия в объектах
окружающей среды OB, AOXB, проведение их
предварительной идентификации;
• отбор проб из объектов окружающей
среды, продовольствия, питьевой воды
и пищевого сырья, загрязнённых РВ, ОВ,
АОХВ и заражённых БС, доставка их в головные
ЦГСЭН для лабораторных исследований
и проведения санитарной экспертизы.