Введение
В качестве средств механизации
монтажных и погрузо-разгрузочных
работ служат грузоподъемные машины, в
парке которых наибольший удельный вес
занимают стреловые самоходные краны.
К автомобильным
кранам предъявляются следующие
требования:
- большая маневренность и независимость передвижения как в пределах той или иной строительной площадки, так и между ними;
- возможность использовать на различных видах работ;
- минимальные объемы и трудоемкость по монтажу и демонтажу самой машины, по подготовке площадок для ее эксплуатации;
- перебазирование с объекта на объект.
Работающие в различных отраслях
народного хозяйства автомобильные
стреловые краны составляют более
85% всего парка стрелковых самоходных
кранов, а по суммарной производительности
почти 50%.
Если в 1960 году было выпущено 6,33 тыс.
автомобильных стреловых самоходных
кранов, то начиная с 1975 года в стране выпускается
ежегодно 19-20 тыс. машин грузоподъемностью
от 4 до 16 тонн.
В процессе модернизации выпускаемых
машин повышается их грузоподъемность,
в конструкциях широко применяют унифицированные
механизмы, опорно-поворотные устройства,
каины и другие узлы.
Большое внимание уделяется совершенствованию
системы управления, удобству работы
в кабинах, облегчению проведения технического
обслуживания и ремонта.
Разрабатываются новые виды сменного
рабочего оборудования, требующие для
монтажа и демонтажа минимальных затрат.
Краны оснащаются гидравлическими
выносными опорами. Было начато освоение
серийного производства принципиально
новых автомобильных стреловых самоходных
кранов с гидравлическим приводом и телескопической
стрелой (КС-2571А; КС-3575; КС-3577; КС-4572)
Применение телескопических стрел
с гидравлическим приводом подъема
стрелы и выдвижение ее секций, а
так же гидравлических выносных опор
значительно сокращает время приведения
кранов рабочее состояние, облегчает работу
машиниста и улучшает качество выполнения
отдельных операций по перемещению груза.
Разрабатываются новые виды сменного
рабочего оборудования, требующие для
монтажа и демонтажа минимальных затрат.
Краны оснащаются гидравлическими выносными
опорами.
В связи с этим постоянно растут
требования профессиональному мастерству
машинистов, управляющих такими кранами.
Чтобы в полной мере реализовать технические
возможности заложения конструкции кранов,
машинист должен знать их устройство,
технические характеристики, приемы и
методы высокопроизводительного труда
при интенсивной и безопасной эксплуатации
машины.
Чтобы в полной мере реализовать
технические возможности автомобильных
кранов, машинисты должны хорошо знать
конструкцию и устройство машин, уметь
производительно и безошибочно управлять
ими, соблюдать требования безопасности
труда и охраны природы при работе и обслуживании
подъемно-транспортных машин. Машинист
должен заранее изучить типы объектов,
на которых машина применяется наиболее
часто, маршруты следования от эксплуатационной
базы к объекту.
В настоящее время эффективность
эксплуатации кранов целиком зависит
от умелого и экономного использования
их в технологическом процессе. Поэтому
повышаются, требования и к профессиональному
мастерству и культурно- техническому
уровню кадров, и только овладев этими
знаниями, учащиеся профессионально-технических
училищ могут стать высококвалифицированными
машинистами автомобильных стреловых
самоходных кранов.
2 ОХРНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Настоящая
инструкция составлена для крановщиков
(машинистов) по безопасной эксплуатации
стреловых самоходных кранов (автомобильных,
пневмоколесных, на специальном шасси
автомобильного типа, гусеничных, тракторных)
на основании типовой инструкции
(РД 10-74-94).
2.1.
Общие положения
- Стреловые самоходные краны относятся к грузоподъемным машинам повышенной опасности, поэтому их должны обслуживать высококвалифицированные и опытные крановщики (машинисты). Согласно требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, для управления грузоподъемными машинами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков и их помощников. Помощник крановщика назначается в случаях, предусмотренных руководством по эксплуатации крана, если это необходимо по местным условиям работы.
- Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомашины после обучения его по программе для под -готовки крановщиков и аттестации квалификационной комиссией. Выполнять обязанности крановщика и его помощника могут лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования.
- Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников должны проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах.
- Подготовка рабочих указанных специальностей должна осуществляться, но программам, разработанным центрами и согласованным с Госгортехнадзором России.
- Допуск к работе крановщиков и их помощников должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана. Перед допуском к работе владелец обязан выдать (под роспись) крановщику и его помощнику (каждому в отдельности)
- Крановщик, прошедший обучение и имеющий на руках удостоверение на право обслуживания и управления краном, должен знать:
- производственную инструкцию, руководство по эксплуатации крана, параметры и техническую характеристику крана (грузоподъемность крана указана в паспорте и руководстве, но эксплуатации и подразделяется на полезную, нетто, меди и брутто). Кроме того, крановщики автомобильных, пневмоколесных кранов, а также кранов на специальном шасси автомобильного типа должны знать Правила дорожного движения;
- устройство крана, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;
- факторы, влияющие на устойчивость крана, и причины потери устойчивости;
- ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана;
- установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиками.
- безопасные способы страховки и зацепки грузов. Необходимо также уметь определять пригодность к работе канатов, съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клешей, траверс, тары);'
- установленный Правилами порядок производства работ краном вблизи линии электропередачи;
2.2.
Обязанности крановщика перед началом
работы крана
1. Прежде
чем приступить к работе, крановщик
должен убедиться в исправности
всех механизмов, металлоконструкций
и других частей крана. При этом он должен:
- осмотреть механизмы крана.
- проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
- проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
- осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.);
- осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере;
- усмотреть крюк и его крепление в обойме;
- проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов) и стабилизаторов;
- проверить комплектность противовеса и надежность его крепления;
- проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране;
- Крановщик обязан вместе со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений.
- При приемке работающего крана осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену.
- Крановщик обязан опробовать все механизмы крана на холостом ходу и электрическую аппаратуру если таковая имеется:
- приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране;
- тормозов;
- гидросистемы (на кранах с гидроприводом);
- При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана в исправном состоянии.
- Крановщик не должен приступать к работе на кране, если имеются следующие неисправности:
- трещины или деформации в металлоконструкциях крана;
-. трещины
в элементах подвески стрелы;
- число обрывов проволок стрелового дли грузового каната или поверх-
ностный износ превышает норму;
- дефекты механизма подъема груза или механизма подъема стрелы, угрожающие безопасности работы;
- повреждения деталей тормоза, механизма подъема груза или стрелы;
- износ крюков в зеве, превышающий 10%;
- повреждение или не укомплектованность дополнительных опор
- отсутствие ограждения механизмов и голых токоведущих частей электрооборудования;
- повреждение канатных блоков и устройств.
- Перед началом работы крановщик обязан:
- ознакомиться с проектом строительно-монтажных работ технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов;
- проверить состояние площадки для установки крана;
- убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30м;
- получить наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30м от линии электропередачи;
- проверить достаточность освещенности рабочей зоны;
- убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.
- Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале.
2.3. Обязанности крановщика
во время работы крана
- При работе грузоподъемного крана крановщик должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве но эксплуатации крана, и производственной инструкцией.
- Крановщик во время работы механизмов крана не должен отвлекаться.
- При обслуживании крана двумя лицами - крановщиком и его помощником, а также при наличии на кране стажера ни один из них не должен отходить от крана даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране. При отсутствии крановщика его помощнику, стажеру и другим лицам управлять краном не разрешается.
- Входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема не разрешается.
- Если в работе механизмов крана был перерыв, то перед их включением крановщик обязан подать предупредительный звуковой сигнал.
- Передвижение крана под линией электропередачи должно производиться при опущенной стреле (в транспортном положении).
- Во время перемещения крана с грузом положение стрелы и грузоподъемность крана следует устанавливать в соответствии с указаниями.
- Крановщик обязан устанавливать кран на все дополнительные опоры во всех случаях.
- Запрещается нахождение крановщика в кабине при установке крана на дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор.
- Установка крана на краю откоса котлована (канавы) допускается при условии соблюдения расстояний от основания откоса до ближайшей опоры крана не менее указанных в таблице. При невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен.
Таблица 3.2-Минимальное расстояние
(в м) от основания откоса котлована
(канавы) до ближайшей опоры крана при
не насыпном грунте
|
|
|
Грунт |
|
|
Глубина |
песчаный и гравийный |
Супесчаный |
суглинистый |
глинистый |
лессовый |
1 |
1,5 |
1,25 |
1,00 |
1,00 |
1,0 |
2 |
3,0 |
2,40 |
2,00 |
1,50 |
2,0 |
3 |
4,0 |
3,60 |
3,25 |
1,75 |
2,5 |
4 |
5,0 |
4,40 |
4,00 |
3,00 |
3,0 |
5 |
6,0 |
5,30 |
4,75 |
3,50 |
3,5 |